Пушкин Семь суток ехали оне
(или объем Хаббла, граница частиц или космологическая граница романа Евгений Онегин)
Мы уже вычисляли расстояние, которое проехали Ларины в обозе из трех кибиток и одного боярского ветхого возка зимой при доставке Таню Ларину в Москву на «ярманку невест», основываясь на информации автора:
XXXV.
За то зимы порой холодной
Езда приятна и легка.
Как стих без мысли в песне модной
Дорога зимняя гладка.
Автомедоны наши бойки,
Неутомимы наши тройки,
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают как забор.43
К несчастью Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне.
(Евгений Онегин. Т.6 ПСС 1937, ред Б.В. Томашевский)
Тогда мы, опираясь на разные источники сведений о скорости дальних странствий в не почтовых (не быстрых) обозах, определили, что Ларины в обычную зимнюю погоду (без метелей и буранов) проделывали до 40 км в день и значит обитали в 300 километровой зоне от Москвы да еще и с наличием ковыльной степи …
Но вот на образовательном портале https://arzamas.academy/mag/975-pushkin_road я обнаружил статью Алины Бодровой «За сколько Пушкин мог доехать из Петербурга в Москву»
(автор - научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, ст. преподаватель школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, редактор 3-го тома полного собрания сочинений и писем Е. А. Боратынского (2012), участник подготовки академических собраний сочинений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова…) и был встревожен выводом:
«Вкратце. Дорога из Петербурга в Москву занимала 4–5 дней».
Детально автор исследований пояснил свой вывод так:
«Историк Николай Карамзин отмечал в «Письмах русского путешественника» (1791–1792), что в день они проезжали «обыкновенно десять миль, или верст семьдесят», то есть около 75 километров. В 1820–30-е годы скорость передвижения изменилась не слишком значи¬тельно — за сутки путешественники могли преодолеть 100–140 верст (пример¬но 110–150 км). Например, дорога из Петербурга в Москву или в обратном направлении (сначала 720, потом, после завершения строительства нового шоссе в 1834 году, 677 верст) занимала у Пушкина, довольно часто ездившего между двумя столицами во второй половине 1820-х — начале 1830-х годов, четыре-пять дней; дорога из Москвы в нижегородское имение Болдино (примерно 540 верст) — три или три с половиной дня. «
Но это касалось тех, кто ехал не на коммерческих перевозчиках, а из экономии (как Ларины в единственном романе Пушкина) перемещались на свои (долгих) и Бодрова делает пояснение:
«Именно таким образом — «не на почтовых, на своих» — ехали в Москву мать и дочь Ларины в «Евгении Онегине»: их путь из условной Псковской губернии занял неделю: «семь суток ехали оне».
Что за «условная Псковская губерния»?
И думается А.Б. ошиблась в решении некорректно поставленной для о расчета геолокации Лариных задачи
Допустим (поскольку Таня была «барышней уездной») Ларины обитали в районе самом близком к Москве = это что то на линии Великие Луки – Невель … не менее 460 км до первопрестольной. Покрыть это расстояние в 7 суток гужевом транспорте можно при следующих одновременных условиях:
- используются либо специальные общественные дилижансы, либо кибитки казенных ямщиков
- поездка зимняя = дорога укатана и скорость перевозки людей уверенно развивается такой, что преодолевается надежно путь в 70-74 км в сутки
- на станции ямских застав нет дефицита готовых к перевозке экипажей
Ларины же ехали хоть и зимой, но в обозе (!) из осьмнадцати кляч (!), в котором преобладал женский персонал со всеми нюансами личной гигиены и потребным отдыхом и соответствующими задержками в передвижении. Обоз не мог двигаться со скоростью, позволявшей покрывать более 40 км в светлое короткое северное время суток…Кроме того, есть важный логистический параметр, который Пушкин упомянул аж 4 раза в путеводителе и геолокаторе романа = степь!
***
А если б паровозом …
Пушкин не дожил до пуска первой чугунки несколько месяцев, хотя и был не против проекта австрийского инженера, а против участия в оном правительства
Через 6 лет его соперник (до 1824г) поэт Евгений не Онегин, а Боратынский писал Путятам:
Баратынский - Путятам Н. В. и С. Л.. 1843, октябрь, середина месяца (?), Лейпциг.
«Настинька писала вам в Дрездене, и я приписываю в Лейпциге, куда мы по вашему совету воротились. Переночевали, а теперь едем в Франкфурт, на немецких длинных, т. е. с лонкучером. Будем останавливаться на ночь и в пятый день должны быть на месте. Я очень наслаждаюсь путешествием и быстрой сменой впечатлений. Железные дороги чудная вещь. Это апофеоза рассеяния. Когда они обогнут всю землю, на свете не будет меланхолии. Обнимаю тебя, Соничку и детей ваших и наших. Когда буду на месте, может, передам вам несколько впечатлений и замечаний, доставленных мне путешествием. Прощайте, до Франкфурта».
Вот такая «апофеоза» охватила поэта-элегика и воспевателя чухонки Эды Е. Боратынского (защищая гениальный выбор гением Ев-гением в героини именно чухонку (чухонка — поэма Баратынского «Эда. Финляндская повесть» = будто автор мог в лопарской суомической лапландской Фин-Ляндии найти кого-то иного) Пушкин выдал формулу
«П*зда одна – *би»
Документ для пуритан:
А. Г. РОДЗЯНКЕ 8 декабря 1824 г. Из Михайловского в Лубны
« … Полно врать. Поговорим о поэзии, то есть о твоей. Что твоя романтическая поэма «Чуп»? Злодей! не мешай мне в моем ремесле — пиши сатиры, хоть на меня, не перебивай мне мою романтическую лавочку. Кстати: Баратынский написал поэму (не прогневайся — про Чухонку), и эта чухонка говорят чудо как мила. — А я про Цыганку; каков? подавай же нам скорее свою Чупку — ай да Парнас! ай да героини! ай да честная компания! Воображаю, Аполлон, смотря на них, закричит: зачем ведете мне не ту? А какую ж тебе надобно, проклятый Феб? гречанку? итальянку? чем их хуже чухонка или цыганка <*изда одна — *би>, то есть оживи лучом вдохновения и славы.»
Доп. Источники ликбеза:
Бекасова А. В. Дилижансы на дорогах России XIX в. - от замысла — к практике воплощения. Quaestio Rossica. Т. 5. №;1. 2017
Лизунов П. В. Общество первоначального заведения дилижансов - первая акционерная транспортная компания в России – 2012
Бодрова А. За сколько Пушкин мог доехать из Петербурга в Москву
Свидетельство о публикации №223061100242