Как Женька в американском кино снимался - 4

                «ПЁТР ВЕЛИКИЙ»,
                или Как Женька в американском кино снимался


                (правда и небылицы из киношных приключений)

                начало в - http://proza.ru/2023/05/28/1387


                4. Москва в Суздале

     – Здравствуйте, наши дорогие радиослушатели! – бодро поздоровалось со всеми жителями и гостями древнего города владимирское радио. – Американская телекомпания «Эн-Би-Си» совместно с Госкино СССР продолжают работу над историческим фильмом «Петр Великий». Сьёмки проходят в Суздале и окрестностях, в монастырях и храмах города, а также на специальной площадке с возведённой декорацией древнего московского Кремля и целой улицы из деревянных домов столицы Руси XVII века. Приглашаются все желающие принять участие в сьёмках  массовых исторических сцен. Регистрация проводится на центральной городской площади, при себе иметь документы, удостоверяющие личность. Преимущество имеют мужчины в тулупах, с бородой…

     Радио ещё что-то говорило и к чему-то призывало, а Евгений с горящими глазами уже смотрел на Викторию.

     – Викуся, ты слышала? Поехали, посмотрим, как кино снимают. Может и сами в кадр попадём. Интересно же!

     – Холодновато сегодня, Жень, мороз вон какой! Даже в массовке постоять в такую стужу – не боишься, безбородый ты мой?

     – Говорю же, только глянем! А там, как получится.

     – Ну, если только посмотреть… Ладно, буду твоим персональным зрителем там, а здесь – костюмером, артист. Одень деревенский овчинный тулуп отца – он и тебе на три размера больше и шапку его старую кроличью, точно сойдёшь за москвича.
 
     –  Какого москвича?

     – Петровских времён! Ты не расслышал? Фильм называется «Петр Великий» и снимают в Суздале древнюю Москву.

     – А, ну да. Ничего себе! Ладно, одеваюсь и поехали. Бриться точно не буду… – улыбнулся Коляшин. – Может и моя трёхдневная щетинка сойдёт за бороду!

     Из Владимира до Суздаля ехать недалеко: не больше 35 километров, по обновленной  асфальтированной Стромынской дороге со всеми остановками – 40 минут на автобусе. Костюмер постаралась, и вид у Евгения был соответствующий, то-то на него так внимательно милиционер смотрел на автовокзале: точно беглый каторжник! Но при себе у будущего «артиста» было его офицерское удостоверение, которое  добавляло не только спокойствия (он же в отпуске!), но и уверенности в непреодолимом желании поскорей самому увидеть Петра I. Пусть и не настоящего, а киношного.

     Коляшин в пути размечтался, улыбаясь и посматривая, то в свою круглую «амбразурку» – персональное окошечко, проделанное им теплыми пальцами в окне, покрытом изнутри толстым слоем инея, то на соседку Викторию. В салоне старенького автобуса было прохладно и Женя обнял жену.

     – Вик, вот ты о чём сейчас думаешь?

     – О тебе, конечно. Холодрыга жуткая, – супруга прижалась к мужу. – Не замёрзнешь? Ну и видок у тебя, красавчик.

     – Красота требует жертв!

     – С тобой точно не соскучишься, Женька.

     – Ты тоже молодчина, тепло оделась. Если будет совсем холодно, посидишь в кафешке, в которой мы с тобой прошлым летом были. На центральной площади! А я после сьёмок к тебе присоединюсь.

     – Я за тобой, как жена декабриста. Хоть на каторгу, хоть в кино в декабре… – вздохнула молодая супруга.

     – А ты знаешь, что Петр был последним царём всея Руси и первым Императором Всероссийским? – перевёл муж разговор на историческую тему.
 
     – А ещё основателем Ленинграда, то есть Санкт-Петербурга, который перенёс туда столицу из Москвы. – ответила Вика и вполголоса продекламировала, – Здесь будет город заложен назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твёрдой стать при море. Александр Сергеевич Пушкин, «Медный всадник», все в школе проходили.

     – Точно! Между прочим, Петербург стал первым морским портом Русского государства. А флот кто военный создал? Правильно, всё он – Петр I. Настоящий реформатор! И артиллеристов очень любил…

     – Как любил?

     – Не нежно! – рассмеялся артиллерийский комбат, – Комендоров, которые стреляют, но не попадают, надо нещадно сечь, дабы они, сучьи дети, знали, что артиллерия – не только грохот, но и наука. Почти дословно – слова самого Петра!

     За разговорами время в дороге пролетело быстро. Вот и Суздаль!

     Настоящий город-музей Золотого кольца России:  порядка 300 памятников древнерусского искусства, несколько монастырей, одних храмов и церквей, включая монастырские, более 60.  Название  города  – от старославянского замысловатого глагола, в переводе означающего – «слепить из глины», от него же происходит современный глагол «создать».  И создали столицу, со своим кремлём, как полагается! При князе  Юрии Долгоруком, в начале XII века Суздаль был центром  Ростово-Суздальского княжества. Было и такое в истории. А уже потом другой князь,  Андрей Боголюбский, перенёс столицу из Суздаля во Владимир.

     Славится Суздаль своим гостеприимством, традициями и вкусными угощениями, включая знаменитые медовуху и огурчики. Каждый год во вторую субботу июля в музее Деревянного зодчества горожане устраивают Праздник огурца. Но это летом, а Коляшины приехали в город-заповедник зимой. Подморозило в тот день крепко! Медовуха бы искателям киношных приключений точно не помешала…

     Полюбили этот райский уголок Руси и кинорежиссёры: сколько фильмов здесь было снято! «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Финист – Ясный сокол», «Мой ласковый и нежный зверь», «Чародеи» и многие-многие другие, всего около 60 художественных кинолент.  Вот в таком городе решили снимать и американцы. Только не Суздаль, а древнюю Москву!

     Для этого киношные умельцы (мастера Ялтинской киностудии и Киностудии имени Горького) по заказу компании NBC на территории Суздальского кремля смастерили «Успенский собор», «Грановитую палату с Красным крыльцом московского Кремля», в пойме реки Каменка и у стен Спасо-Евфимиева и  Спасо-Покровского монастырей возвели «московские улицы». Чем не Москва XVII века? А в Музее деревянного зодчества выросла целая «деревня Меншикова».

     – Жень, а сколько монастырей в Суздале?

     – Кажется, пять, не меньше. Но точно есть и мужские, и женские! Что примечательно, витает такая байка, мол, из одного монастыря к другому монахи и монашки втихаря, по ночам, наверное, копали подземный ход навстречу друг другу.

     - И?.. Иди ты! – усомнилась Вика и рассмеялась. – Да быть такого не может!

     – Говорю же, байка такая! Не я же её придумал… Причём, когда их, трудяг этих, накрыли, оказалось, что монашки со своей стороны прокопали больше, чем мужики-монахи. Во, как!

     Минут за 15 от местного автовокзала молодая супружеская чета добралась до  центра  Суздаля  – улицы Ленина, напротив Торговых рядов, Казанской и Воскресенской церквей. Вышли на городскую Красную площадь (точно, как в Москве!), осмотрелись: где же американцы свой фильм снимают?

     – Здравствуйте, скажите, пожалуйста, а в массовку, где тут записывают? – обратился Коляшин к первому встречному суздальцу на площади.

     – Чаво? – переспросил пожилой абориген.

     – Ну, кино, где снимают?

     – А-а-а… – протянул мужик. – Дык рядом! В Суздале – всё рядом! Вона у магазина «Обувь» в рядах ларёк цвЯтной видите? Там и спросите.

     Подошли к яркому киоску с вывеской «Петр Великий».

     – Скажите, а сегодня фильм будут снимать?

     – Казнь стрельцов по плану, – ответила девушка, наливая себе из термоса горячего чая. – Вы в массовку?

     – Как казнь? – с недоумением переспросил Коляшин.

     – Обыкновенная. Вешать вас будут и головы рубить. Вы чего предпочитаете?

     Женька задумался, вспоминая подобные сцены из других фильмов. Быстрее получается там, где башку отсекают. Раз, и готово! А висельники ещё и повисеть должны… А если с первого дубля не пойдёт? Холодина такая… Задубеть же на виселице по-настоящему можно.

     – Запишите меня на отсечение головы! – сделал свой выбор потенциальный  «артист» кровавой массовки.

     Записали, предупредив, что если всё пройдёт хорошо, то заплатят 10 рублей. По советским меркам – очень даже прилично.

     – Ого! Неплохо за одну буйную стрелецкую головушку… – повеселев, прокомментировал свой будущий гонорар Женька.

     –  А кто рубить голову будет? Палач кто? – это уже Вика поинтересовалась.

     – Там узнаете! Вам-то, не всё ли равно?

     – Хотелось бы, чтобы сам Петр Первый рубанул! – пошутил, прощаясь Евгений.

     К «лобному месту» подошли вовремя (успели!), но там узнали, что «ларёчная запись на казнь» претерпела значительные изменения. Оказалось, что убиенных будут играть специальная группа каскадёров. Для них даже коньяк подвезли, чтобы не замёрзли в такой мороз.

     – А нас тогда куда? – спросил Женька какого-то парня, крутящегося с киногруппой.

     – В толпу! – ответил тот. – Собравшимся народом побудете. Сейчас ассистент вас рассортирует и построит. В первых рядах – бородатые мужчины и так далее. Это хорошо, что вы в своём тулупчике пришли. Всего 5-6 рядов будет. Задача – изображать жуткий страх на лицах и креститься. Вам покажут как.

     Женька со своим юным лицом попал во второй ряд, вместе с дородными местными женщинами, которые в такую холодину решили подзаработать на щедрых американцах. Может отцовский тулуп с кроличьим треухом помог ему внедриться так близко к месту расправы? «Ай да, костюмер!» – подмигнул Коляшин супруге, пристроившейся в сторонке – в ещё одной толпе собравшихся зевак-суздальцев и приехавших киноманов – гостей города. Делать нечего:  значит будет моряк «играть» напуганного жителя Москвы. Не отказываться же от такой «ответственной роли»?!

     Стояла настоящая русская зима…  Снег на крышах домов, укрытая белым покрывалом земля, пушинки витают в воздухе – самое время снимать «казнь стрельцов». Несколько каскадеров босиком (!), без головных уборов и в легких мундирах шагают к виселицам. Потом их… Типа того – вешают. И висят эти «провинившиеся голубчики» ещё несколько минут на крепком морозе. Жуткие сьёмки, однако.

     А вот и Петр I (известный австрийский актёр Максимилиан Шелл) появился, вышел из стоящей неподалёку «Волги». Женька не сразу понял, что это и есть царь всея Руси! Отметил про себя: как ни старались гримёры, внешне американец был слабо похож на нашего Петра. Одним словом  – иностранец. Хотя, может, для западного кино и такой сойдёт!? Шелл поднимался по бесконечно-длинной, как казалось всей массовке, лестнице, и… «Рубил» топором голову стрельцу, долго потом пронзая грозным взором собравшийся у лобного места «московский люд» – массовку с Коляшиным. Дескать, это вам за бунт, граждане!

     А замерзающая массовка-то здесь причём? Сложнейшая психологическая сцена! И так десять дублей. Снимали не один, а три дня… Женька в Суздаль ещё пару раз ездил, как на работу. Уже без Вики, но всё самое интересное она узнавала от мужа первой.

     «Безголовым» бедолагам-каскадёрам было, конечно, легче, а вот «повешенным» пришлось повисеть на эшафоте «трое суток»! Выпили они не меньше бочки коньяка с водкой, чтобы не замерзнуть, и… Поменяли кожу ступней! Она у них просто отмерзла и слезла. Такие случаются издержки в каскадёрской профессии.
 
     Спиртное, кстати, не только не помогало, но и очень вредило. На третий день после десятого дубля, один каскадёр, будучи «мертвым висельником» и по-настоящему мертвецки пьяным, подул на руки и поправил на шее петлю. Смеялись все, даже «Петр I». А профессиональный «виселец» так расстроился, что упал с эшафота вниз головой. Сознание покинуло «стрельца» и беднягу, такие же, еле живые, товарищи отнесли в церковь. Врач попытался быстро помочь, но «висельник» неожиданно очнулся и пошел к рабочему месту, то есть к виселице, где уже снимали совсем другое. Так он и бродил кругами, пока его не увели в ближайший трактир снова согреться, благо тот был рядом. И о, чудо! Скоро разум к «убиенному» вернулся. Вот что значит – советский каскадёр!

     А тут ещё переводчик итало-американского оператора Витторио Стораро орёт:
     – Собор плохо смотрится! Чуть-чуть правее бы его! Камеру от эшафота убрать не можем!

     Подошли шестеро мужчин из массовки и, приподняв белоснежный «каменный собор», сделанный, как оказалось, из склеенных блоков пенопласта, разом передвинули его вправо.

     – Нормале! – одобрительно и понятно воскликнул по-итальянски сам кинооператор.

     Так снимали «казнь московских стрельцов» в Суздале! И Женьке, как он в американском кино «снимался», запомнилось это на всю жизнь. Да разве такую хохму забудешь? Но и это ещё не всё…


   (продолжение в – http://proza.ru/2023/06/12/1371 – 5. В кадре и за кадром)


          июнь, 2023 г.                Санкт-Петербург


                © Н. Кирюшов, 2023


Рецензии
С огромным интересом продолжаю читать о съёмках кино в Суздале, Николай.
Порадовала демократичность в подборе массовки по радио.
А вот это просто умилило: "Преимущество имеют мужчины в тулупах, с бородой…"
Конечно, Коляшин не мог не откликнуться! К тому же под рукой был отцовский деревенский овчинный тулуп, хоть и на три размера больше!"
Да и дорога недалека - всего 35 км, 45 минут на автобусе. Разве это расстояние для молодых увлечённых людей!
Думаю, что яркий получился беглый каторжник из офицера-отпускника.

Никогда не встечались мне такие петровские слова, а они запоминающиеся: "Комендоров, которые стреляют, но не попадают, надо нещадно сечь, дабы они, сучьи дети, знали, что артиллерия – не только грохот, но и наука".

Интересно было узнать, сколько фильмов сняли в Суздале!
Красивый город с богатой историей.

А вот это - просто упоительно:

"– Скажите, а сегодня фильм будут снимать?
– Казнь стрельцов по плану, – ответила девушка, наливая себе из термоса горячего чая. – Вы в массовку?
– Как казнь? – с недоумением переспросил Коляшин.
– Обыкновенная. Вешать вас будут и головы рубить. Вы чего предпочитаете?...
– Запишите меня на отсечение головы! – сделал свой выбор потенциальный «артист» кровавой массовки."
Да, надо иметь изрядное хладнокровие, чтобы решиться на такое!

"К «лобному месту» подошли вовремя (успели!), но там узнали, что «ларёчная запись на казнь» претерпела значительные изменения. Оказалось, что убиенных будут играть специальная группа каскадёров. Для них даже коньяк подвезли, чтобы не замёрзли в такой мороз.
– А нас тогда куда? – спросил Женька какого-то парня, крутящегося с киногруппой.
– В толпу! – ответил тот. – Собравшимся народом побудете. Сейчас ассистент вас рассортирует и построит. В первых рядах – бородатые мужчины и так далее. Это хорошо, что вы в своём тулупчике пришли. Всего 5-6 рядов будет. Задача – изображать жуткий страх на лицах и креститься. Вам покажут как."

Жуткие сцена и описания съёмок казни московских стрельцов. Героические люди эти каскадёры!
Да и массовка тоже претерпела! На таком-то морозе и такие сцены!
Кстати, внешне Шелл на Петра никак не тянет.

И ещё появился вопрос: имел ли право советский офицер сниматься в американском кино?
А на экране вас видно во втором ряду?

Интересные воспоминания!
Написано великолепно!
Спасибо!

Светлана Данилина   23.04.2024 22:58     Заявить о нарушении
Доброй ночи уже, Светлана! Сразу на вопрос отвечу (тоже фразой из кино)... И Вы всё поймёте. "Руссо туристо. Облико морале!". Смеюсь... Женька Коляшин в его смелой поездке в Суздаль преследовал лишь живой интерес: самому посмотреть, как "делается" кино. Это с одной стороны, а с другой - ведь это же было кино про самого Петра Великого! Кстати, этот фильм в Советском Союзе так и не показали. Но время летело быстро и мы знаем, чем закончилась перестройка в стране. "Киношные приключения" Коляшина на этом не заканчиваются. Дальше будет ещё интересней! Ведь надо было ещё разобраться, отчего Пётр так жестоко отомстил стрельцам!? Это будет очередной "урок истории". А Вы помните, Светлана, такой фильм, как "Зимняя вишня"? Впрочем, историю торопить не буду... Приятного и увлекательного Вам чтения! С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   24.04.2024 00:33   Заявить о нарушении
Перечитала главу, Николай, - настолько занимательно она написана, причём с большим юмором.
Если не вдумываться в суть событий и абстрагироваться, воспринимая всё лишь как киносъёмки, то всё прекрасно. Но жутковатый флёр сохраняется.
Да и каскадёров искренне жалко! Что заставляет людей заниматься таким делом?

При перечитывании во мне проснулся редактор и я вспомнила, что Пётр, разъезжая по Европам во главе своего Великого посольства, получил известия о Стрелецком бунте где-то летом 1698 года, в конце августа он спешно вернулся из-за границы. Вспомнилась и суриковская картина "Утро стрелецкой казни". Загуглила и увидела, что предчувствия не обманули. Казни проходили с 10 октября. Тысячу человек обезглавили, около 600 были биты кнутом, клеймёны и сосланы. То есть сильных морозов вроде не должно было быть.
Получается, что с зимними съёсками американские киношники явно перестарались. Наверное, чтобы нагнать на зрителя вящего страху.

Кстати, надо поискать этот фильм на английском.

"Зимней вишней" заинтриговали окончательно.
Вы, оказывается звезда экрана?
Пойду читать дальше.

По странному стечению обстоятельств и совпадений - недавно написала рассказ о юношах, якобы снимавшихся в кино примерно в те же годы. Но это отдельная история.).

Светлана Данилина   24.04.2024 14:10   Заявить о нарушении
Простите, за пропущенную запятую. Конечно, оказывается, - нельзя печатать так быстро.

Светлана Данилина   24.04.2024 14:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.