Время появления союзов восточнославянских племен

Время появления союзов восточнославянских племен, причины их устойчивости.


Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          В научной статье Г. А. Артамонова «Спорные вопросы изучения союзов племен восточных славян»: «В статье рассматриваются дискуссионные проблемы образования и эволюции племенных союзов восточных славян. На основе анализа археологических источников обосновываются новые подходы к определению времени и оценке причин возникновения этих союзов.» попробуем со своей стороны высказать свои предположения на время и причины образования союзов племен и их устойчивости.

          «Весьма показателен факт отсутствия в отечественной историографии дискуссии вокруг вопроса о времени возникновения союзов племен у восточных славян, несмотря на то, что высказанные в литературе точки зрения на этот счет определяют его с разницей в 300 лет. А ведь этот вопрос имеет едва ли не решающее значение для формирования представления об уровне общественного развития славян накануне образования у них государства … По сей день в историографии не поставлен ряд принципиальных вопросов – о причинах образования столь громоздких социальных объединений, их функциях и факторах устойчивости на протяжении всего периода истории – решить которые без определения времени возникновения союзов племен невозможно»

          Г.А. Артамонов отвечает на этот вопрос: «Земледельческий характер основного вида хозяйственной деятельности славян, резкое увеличение населения вследствие притока новых переселенцев, видимо, и стали теми факторами, которые привели к формированию в VIII–IX вв. н.э. таких специфических форм социальной организации восточных славян, как союзы племен, чем возможно и объясняется отсутствие в культурных слоях VI–VII вв. позднего маркера данных объединений – височных колец»

          Древность славянизации Русского Севера раскрыта в работе специалиста по исторической географии Виноградова Алексея Германовича «Архаичная славянская этно и гидронимия и проблема славянизации русского севера»
https://www.knt.org.ru/Vinogradov.htm), который в соавторстве с кандидатом исторических наук С.В. Жарниковой написал книгу "Арьяна – Гиперборея - РОССИЯ", и несколько интересных совместных работ по Русскому Северу.

          А.Г. Виноградов пишет о том, что если: «Археология помогла уточнению границ племенных союзов славян для времени их отмирания (Х-ХII вв. н.э.), то вполне закономерно обращение к археологическим данным для определения территорий племенных союзов эпохи их зарождения»

          Он отмечает, что: «Основной процесс широкого расселения праславян падает на время после существования сколотского единства. Следовательно, исконные топонимические названия племенных союзов и сами эти союзы могут быть датированы первой половиной или серединой I тысячелетия до н.э. Русский филолог-лингвист Б.В. Горнунг ещё более определенно говорил об обособлении праславян в середине II тысячелетия до н. э. и прямо связывает праславян с тшинецкой и комаровской (более развитой вариант тшинецкой) культурами.»

          А.Г. Виноградов делает вывод: «Таким образом обширная область тшинецкой культуры «В её окончательном виде снова возродила представление о славянском массиве от Днепра до Одера в полном согласии с новейшими лингвистическими данными о времени выделения славян. Мы можем признать область тшинецко-комаровской культуры первичным местом объединения и формирования, впервые отпочковавшихся праславян, оставшихся на этом пространстве после того, как затихло грандиозное расселение индоевропейцев - «шнуровиков». Эта область может быть обозначена несколько туманным словом «прародина».

          Комаровскую культуру датируют 1500-1200 годами до н.э. или XVI-VIII вв. до. н.э., тщинецкая культура датируется XV-XII вв. до. н.э. (Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., Наука, 1987).

          По - нашему мнению «туманное слово «прародина» вторична по отношению к настоящей прародине - Русской равнине так, как предки праславян ушли с севера и центра Русской Равнины в междуречье Днепра и Одера.

          Славянские племена стали активно возвращаться на свою прародину в VI–VII вв. н.э. но пришли они не на пустое место. Земли на которые они пришли были заселены близкородственными племенами потомков древнего индоевропейского населения: «Согласно современным данным палеоклиматологии, антропологии, лингвистики, этнографии и других сопредельных наук на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип.» (сборник научных статей кандидата исторических наук Светланы Жарниковой «АРХАИЧЕСКИЕ КОРНИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СЕВЕРА» https://www.booksite.ru/fulltext/zharnik/text.pdf)

          Так как славянские племена пришли на земли близкородственных им племен, совместно с ними они и образовали союзы племен, часть названий этих племен мы знаем из летописей - это: весь, чудь, меря, мурома и другие (подробнее в нашей статье «Имена племён изначальных ариев, оставшихся на Русской равнине - предков русского народа»

          Названия союзов племен по- мнению Виноградова, согласно лингвистическим исследованиям могли дать вновь прибывшие племена, прообразы союзов которых появились еще у праславян в междуречье Вислы и Одера. Сделаем уточнение названия только части союзов племен, так, как: «Их контакт (потомков древнего индоевропейского населения) и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.» (сборник научных статей кандидата исторических наук Светланы Жарниковой «АРХАИЧЕСКИЕ КОРНИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СЕВЕРА»)

          Г.А. Артамонов пишет о устойчивости союзов племен: «Причем независимо от времени их возникновения границы племенных союзов не менялись на протяжении столетий, что убедительно показала известный исследователь Т. Ф. Соловьева. Сам факт сохранения и развития какого-то организационного единства на уровне племенных союзов вплоть до XIII столетия, их беспрецедентная устойчивость в условиях, когда в структурировании восточнославянского общества и государства все большую роль играли княжеская власть, церковь и процессы феодализации, вроде бы подтверждает тезис о древности данной социальной традиции.»

          Древность союзов племен идет от автохтонных близкородственных славянам племен. Они к времени прихода славян уже поделили территории между собой, а пришедшие славянские племена вынуждены были подчинится традициям и устоям хозяев земли. При образовании союзов племен знать автохтонных племен имела большой вес в принятии решений по заселению своих земель.

          Почему союзы племен были так устойчивы?

          Как пишет Г.А. Артамонов: «Идею о существовании у восточных славян трехступенчатой общественной структуры (община – племя – союз племен) впервые высказал известный ученый, археолог П. Н. Третьяков [5, с. 35] и поддержал один из крупнейших специалистов в области древней русской истории XX столетия Б. А. Рыбаков»

          В книге доктора исторических наук И. Я. Фроянова «Загадки крещения Руси», говорится: «Восточнославянские поселения VIII - IX веков, как установлено археологами, объединялись в группы - от 3-х до 15-ти поселков. Расстояние между ними доходило до 5-ти километров. Размеры этих групп были близки к размерам племен и охватывали территорию 30x60 и 40x70 километров». Отметим, что такие расстояния сложились исторически, в соответствии с главной тягловой силой того времени – лошадью и ее возможностью по перевозке грузов или товаров, и скоростью течения рек Русской равнины.

          Такая группа поселений являлась одним племенем. Из поселений племени выделялось главное общинное поселение или общинный духовный и экономический центр. Этот центр как правило находился на торговом пути или их пересечении и обычно на реке. Интересно, что община – род, стала волостью, территории, занимаемые одним племенем – превратились в уделы (удельные княжества), а затем в уезды, а территория союзов племен в княжество, которые со временем преобразовались в губернии. Такое деление просуществовало до конца 20 годов в СССР, в котором поменялись лишь названия уезда в район, губернии в область (все сказанное касается исторической части Руси). То есть в устойчивости территории союзов большую роль играл экономический фактор, но он был не главным.

          Большим значением в древности у наших пращуров придавалось: «Культу Рода, предков и Земли (все это абсолютно согласуется с национальными установками «исторических» русских, с нашей духовной культурой) …..Таинственная, почти космическая, но до ужаса реальная, связь между Русскими Душами, которая так очевидна и в позднейшей русской культуре и жизни — было налицо уже в древности, несмотря на всю разность характеров отдельных людей (последняя могла разъединять их психологически и социально, но нечто свыше опять объединяло их). Кроме того, недаром от слова «Род» произошло слово «Родина» … Также и известный «языческий» культ Земли, помимо планетарного значения, имел также и явный национальный аспект, что с необычайной силой проявилось впоследствии («Земля Русская») ( Ю.В. Мамлеев «Россия вечная»)

          Культ Земли - Мать сыра земля – в древности Матерь – Сва, сва на санскрите означает - «самосущий»

          Причиной объединения восточнославянских племен в союзы была совместная защита от внешнего нападения, мало того такие союзы племен объединялись в союзы союзов. Существование трех более крупных объединений их можно назвать союз союзов славянских племен, их необходимо отнести к ранним славяно – русским государствам, или протогосударствам: «Образование государственности у восточных славян совпало (и было обусловлено) с разложением родоплемнных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К 8 в. на территории, населенной славянскими пленами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военное объединение. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князья и княжеская дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются еще более крупные формирования «союзы союзов»» («Протогосударственные объединения славянских племен» https://lektsii.net/3-74125.html)

          В. А. Пархоменко — историк-медиевист, специалист в области истории Киевской Руси заметил: « …. совпадение данных антропологии, археологии и филологии, как бы подтверждающих триединство восточного славянства. (В. А. Пархоменко. «У истоков русской государственности. Л., 1924 года «Автор работ по истории восточнославянских племён и возникновения Киевской Руси.) Замечательно также, что подобно тому как арабские писатели признают вятичей одним из главных славянских племен, данные языка и антропологии позволяют выделить это племя из других восточнославянских племен. Это позволяет говорить о том, что вследствие каких-то сложных исторических процессов в период разложения родового общества восточнославянские племена составляли три большие группы, давшие общность языковых явлений, общность антропологического типа и общность исторических связей. Сообщения арабских географов — не выдумка, а могли быть связаны с реальной действительностью.» ((
          Таким образом, на образование союзов славянских племен повлияли, существовавшие на момент прихода племенные объединения автохтонных близкородственных славянам племен. Причиной объединения племен в союзы была необходимость совместной защиты своей территории. Устойчивость союзов восточнославянских племен несмотря на княжескую власть, церковь и процессы феодализации была связана с экономическим фактором. А главное с почитанием культа Рода предков и Земли.


Рецензии