Обряды захоронений у финно-угров и славян

Какие обряды захоронений были у финно-угорских и славянских племен?

Домики мертвых

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          Из книги кандидата исторических наук, этнографа Светланы Владимировн Жарниковой о обрядах захоронения славян: «Истоки фольклора Русского Севера»: «Ибн-Фаддан – арабский дипломат описал в 922 г. такую краду славянского купца, умершего на Волге (во время плавания). Один из русских объяснил арабу суть происходящего следующим образом: «Вы, о арабы, – глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас».

          С.В. Жарникова, говоря о Русском севере отмечает: «Обращаясь к археологическим материалам эпохи бронзы и раннего железа с территории Вологодской области, следует отметить, что согласно данным А.Н. Башенькина и М.Г. Васениной в конце 1 тысячелетия до н.э. и в течении 1 тысячелетия н.э. у населения, проживавшего по берегам Мологи (Устюженский р-он, Вологодской обл.), господствовал обряд трупосожжения. «Человека сжигали вместе с одеждой и теми украшениями, которые были на нем: с инструментами, что были с ним при жизни… с оружием (стрелы, копья, и топоры – у мужчин) … После погребального костра собирали перегоревшие кости, сохранившиеся вещи, украшения, их остатки – все это помешалось в погребальные урны: «Которые затем ставили в специальные срубы – «домики мертвых». Интересно, что в древнеиндийской традиции «за кремацией следовала церемония «собирания костей» … Это остаток древнего обычая погребения… кости обмывали и помещали в урну или завязывали в кусок шкуры черной антилопы… Урну, закрытую крышкой, помещали в яму… или Урну можно было схоронить под корнями дерева».

          Как здесь не вспомнить племена Дьяковской археологической культуры. Артемий Владимирович Арциховский (1902-1978) доктор исторических наук, член-корреспондент АН СССР, профессор. археолог, специалист в области славяно-русской археологии, основатель Новгородской археологической экспедиции. В своей работе «Основные вопросы археологии Москвы. Mатериалы и исследования по археологии СССР, №7, М.-Л., 1947» говорит о принадлежности дьконовцев к славянам: «Этническая принадлежность дьяковских городищ до последнего времени не могла даже обсуждаться: пути для ее определения не были намечены. Положение изменили знаменитые раскопки, произведенные П. Н. Третьяковым на городище у устья реки Сонохты на Верхней Волге в 1934-1935 гг. … После этих работ П. Н. Третьяков смог соединить убедительными связями дьяковские древности с раннеславянскими как по керамике, так и особенно по погребальным обрядам (обряды трупосожжения или кремации) Открытый им на Сонохте домик мертвых, где хранились на подставках остатки трупосожжений (чем попутно объяснено отсутствие дьяковских могильников), генетически связан с подобными сооружениями, открываемыми в славянских курганах. Дьяковские городища Верхней Волги принадлежали, таким образом, ранним северо - восточным славянам. Еще неизвестно, можно ли утверждать то же самое о дьяковских городищах в целом, в частности о подмосковных. Чем дальше, тем больше такое решение представляется вероятным.»

          Как видим традиция кремации и погребальных урн сохранилась у потомков арийских племен в Индии, чьей прародиной является Русская равнина.

          Однако: «А.Н. Башенькин считает, что зафиксированные на устюженских могильниках конца 1 тыс. до н.э.– начала 1 тыс. н.э. обряд трупосожжения и «домики мертвых», «судя по погребальному инвентарю, керамике, обряду…, оставлен финно-уграми, которые проживали на Севере до прихода славян».

          Почему А.Н. Башенькин историк, археолог считал, что «домики мертвых», оставлены финно-уграми?

          Только в угоду финно- угорской теории, по которой финно – угорские племена якобы проживали на Русском Севере до прихода славян. О этом честно сказал А. Клесов: «Почему-то российским историкам очень хочется отдать Русскую равнину финнам, и они сочиняют басни про "древних финских охотников и рыболовов" на Русской равнине. Находят древнее поселение где-нибудь в Московской области, и тут же объявляют его "финским", хотя ничего финского там нет, все на самом деле древнеславянское или уральское. Более того, уральское и древнеславянское во времена 2000-3500 лет назад было перемешано, потому-то, когда будущие литовцы и латыши прибыли на Балтику, они уже говорили не на уральских языках, а на индоевропейских» (А. Клесов в статье «Русская равнина. Финно-угры. Гаплогруппа N1a1. ДНК-генеалогия»)

          По поводу обряда кремации или трупосожжения С.В. Жарникова пишет : «Однако здесь имеет смысл обратиться к выводам, сделанным М.Ф. Косаревым («Михаил Фёдорович Косарев (1931—2017) — советский и российский археолог, доктор исторических наук, специалист в области археологии Урала и Западной Сибири.»). Он указывает, что: «У обских угров, селькупов, кетов и других сибирских народностей считалось, что сожжение тела и костей животных либо человека, означает уничтожение его души, окончательную смерть, исключающую возможность возрождения», и что: «В преданиях западносибирских аборигенов ритуал сожжения трупа упоминается чаще всего по отношению к врагу. По ханты-мансийским героическим сказаниям, богатырь, сжигая тело врага, все время сбивал искры на землю, чтобы вместе с ними душа убитого не смогла подняться на небо».

          Такие представления диаметрально противоположны как славянским представлениям о краде, когда «любимый или уважаемый человек во мгновение ока входит в рай немедленно и тотчас», так и индоарийским, по которым благодаря огню мертвое тело обретало «сияющий облик» и «поднимаясь отсюда, принимало новый вид». Именно собирая сожженные кости древние арьи говорили: «Поднимись отсюда и прими новый вид. Не оставь ни одного из членов твоего тела. Отправляйся туда, куда желаешь. Пусть Савитар утвердит тебя там. Это одна из твоих костей. Соединив все кости, будь красив. Будь любим богами в обители благородных. «Разделяя убеждение в том, что «религиозные представления отличаются большой консервативностью и обращение к этнографическим материалам при расшифровке семантики древних культовых предметов и исследований первобытных верований особенно перспективно», трудно представить себе, что население Русского Севера в 1 тыс. до н.э. – 1 тыс н.э., будучи финно-угорским, как считает А.Н. Башенькин, совершало бы обряд трупосожжения, который у классических финно-угров связывался с уничтожением души и исключал даже возможность возрождения. (книга «Истоки фольклора Русского Севера». (С. В. Жарникова) https://www.yandex.ru/search/?text=)

          Добавим к этому данные из книги К.А. Пензева: «А. Г. Петренко («Петренко Аида Григорьевна (16 сентября 1933 – 27 января 2010 г.) – советский, российский археозоолог, доктор биологических наук») указывает: «Основные принципы погребально-поминальных обрядов у различных этнических групп людей сохраняются на протяжении многих столетий и являются наиболее устойчивым этническим признаком, несмотря порой на религиозные изменения. Поэтому исследования их представляются особенно интересными для выяснения этнической принадлежности археологических памятников.

          …Весьма сомнительно, чтобы финно-угры употребляли обряд кремации. Дело в том, что древнейшие поверия уральцев, сохраненные обскими уграми, не приветствуют сожжения мертвых сородичей. Так, М. Ф. Косарев указывал: «У обских угров, селькупов, кетов и других сибирских народностей считалось, что сожжение тела и костей животных либо человека означает уничтожение его души, окончательную смерть, исключающую возможность возрождения… В преданиях западносибирских аборигенов ритуал сожжения трупа упоминается чаще всего по отношению к врагу. По ханты-мансийским героическим сказаниям, богатырь, сжигая тело врага, все время сбивал искры на землю, чтобы вместе с ними душа убитого не смогла подняться на небо» (из книги "Праотец Мосох" Константина Александровича Пензева).

          Но археологи продолжают подгонять данные под финно – угорскую аксиому, о их раннем заселении чем славяне Русской равнины, утверждая, что обряды захоронения у финно- угорских племен были смешанными, в том числе и с кремацией.

          В заключении приведем доводы С.В. Жарниковой о том, какие племена первыми осваивали Русский север: " У всех финно-угорских народов на сегодняшний день, будь то финны, эстонцы, марийцы, мордовцы, я уже не говорю про хантов, манси, эвенков, эвенов, селькупов, у всех у них в той или иной мере присутствует юкаторская монголоидность - низкая лицевая маска, в отличие от европеоидов, у которых лицевая маска очень длинная и профилированная, и именно на этих территориях встречаются наиболее длиннолицые люди в Европе. То есть они европеоидней южных европеоидов: с хорошо профилированными носами и с очень длинными лицами.

          Если бы здесь обитали финно-угры, то, естественно, должна была быть юкаторская монголоидность. Более того, тот так называемый лопаноидный тип, который Брюсов связывал с финно-угорским, оказывается палеоевропейским приледниковым типом. То есть население, которое сформировалось у самых границ ледника.

На этих территориях обитали люди, которые имели довольно значительный культурный потенциал. Они жили на территориях, отличавшихся оптимальными климатическими условиями, и был еще один важный фактор, которого больше практически нет нигде: длинный летний световой день.

          Что такое для человеческого организма длинный световой день? Я вам могу сказать, что на широте Мезени инсаляция такая же как в Швейцарии на уровне 2-2,5 тыс. метров над уровнем моря; что побережье Белого моря прогревается и получает на 1 кв. м столько же лучей солнца, сколько Индийский океан примерно на четвертом градусе южной широты. За счет огромной инсаляции идет не только накопление биомассы, но и интенсивное развитие живых организмов. Пример - серый гусь, который откладывает яйца в дельте Волги на месяц раньше, чем в дельте Северной Двины, а выводит птенцов одновременно. То есть в дельте Северной Двины развитие зародыша в яйце происходит на месяц быстрее. Более того, когда сравнивали вегетативный процесс таких растений как лен, овес, ячмень, рожь, пшеница, то выяснили, что в среднем вегетация в северных широтах составляет 82-83 дня, в то время, как на юге нашей страны в черноземной зоне 112-118 дней. Посчитайте какая разница. Естественно ждать от людей, живущих на этой территории значительных культурных потенций...

          Обилие мяса, рыбы, леса, и те оптимальные условия, которые дает лесная зона … лес всегда давал возможность сохранения воды, поэтому жизнь в лесной зоне была естественно оптимальной...

          Финно-угры на территориях Северной Европы не являются автохтонным населением. В противном случае уровень их развития должен был быть колоссально высоким. Хозяйственно-культурный тип должен быть настолько высоким, что не славяне бы потом цивилизовывали финно - угров, а наоборот.» «С. Жарникова: финно-угры на территориях Северной Европы не являются автохтонным населением». «https://karhu53.livejournal.com/23250545.html»)


Рецензии