Всё об Урайской детской железной дороге

История и содержание моих публикаций об Урайской детской железной дороге в 2023 году. Здесь материалоы расположены так - стихи на стихире, а проза здесь в те же даты. Понятно, что я надеюсь продолжить разработку этой прекрасной темы.

11 июня

Свердловская детская железная дорога
«Архив о железной дороге» (https://railway-archive.studio-petukh.ru/) вмещает описание всех сохранившихся до настоящего времени либо разобранных после 1991 года узкоколейных железных дорог. Данный сайт создан энтузиастами с целью сохранения в открытом доступе ценной и зачастую не имеющей альтернативы информации.» Этот микроролик знакомит вас со Свердловской детской железной дорогой за 34 секунды. Мне довелось кататься на ней в момент её открытия. А через 45 лет я гулял по ней с моей новорожденной Дашенькой и с ее старшей сестрёнкой Машенькой за два года до этой замечательной коллекции фотографий. Надеюсь «Архив» на меня не обидится.

11 июня

Трасса ДэЖеДэ, которой нет!
Трасса ДэЖеДэ*,которой нет! В сердце у меня твой дивный свет Крошечный вагон и тепловоз В детство он обратно нас увёз В детстве – там всегда-всегда тепло В детстве – там всегда-всегда светло Там все живы, кто меня любил В детстве никого я не забыл Где он – этот крошечный вагон? Где мой тепловоз, мой светлый сон? В прошлое нигде не взять билет Трасса ДэЖеДэ, которой нет *ДэЖеДэ - Детская Железная дорога (проект в Урае)

10 июня

Помечтаем о несбывшемся!
Помечтаем о несбывшемся! Смотрю на статью Регины Валиевой от 21 августа 2020 года «Пообедать в вагоне-ресторане» Вот отрывочек: «Живем в такой местности, где нет железной дороги, а в городе появился самый настоящий паровоз – удивительно».  Наверняка подобные комментарии вспомнят многие жители: в 2000 году, в центре Урая начало свою работу кафе «Экспресс», которое и расположилось в «Паровозике». Такой подарок жителям города сделали нефтяники. В газете «Знамя» № 143 от 14 сентября 2000 года сообщалось, что красную ленту у входа в здание, во время празднования юбилея Урая и Дня нефтяников, перерезали представители нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» и лично ее президент Вагит Алекперов, губернаторы ХМАО и Тюменской области, глава города. Первыми посетителями кафе стали ребята из мулымского детского дома «Алый Парус». Понятно что к этому подарку приложили руку и сердце и Александр Петров, и Павел Кукушкин и Анатолий Сафонов. И всё же, всё же, всё же… Ах, если бы Губернатор и Алекперов разрезал


10 июня

Я обычный трёхниточный путь!
Алексей Ратушный Наконец я узнал свою суть! Как  же просто устроен  я, братцы! Я – обычный трёхниточный путь! И любой на мне может кататься! Кто угодно! Всегда я готов! Забирайтесь! Давите! Катитесь! Безотказен! Без воплей! Без слов! Только сдуру в меня не влюбитесь! Я не острый! Я просто тупой! Не имею понятья, откуда И не знаю куда сей тропой Только слезете, сразу забуду Не серчай на меня! И забудь! Можешь тут надо мной посмеяться Я – обычный трёхниточный путь! И любой на мне может кататься!

10 июня

Великие русские реки и детские железные дороги
Обь + Иртыш означает, что движемся от истока Иртыша до Оби и далее вверх по Оби от  Ханты-Мансийска до устья Обь – означает, что движемся по всей длине Оби Детские железные дороги на притоках рек (например Свободненская на Зее) принадлежат к бассейнам великих рек и записываются  «в актив» великой реки. Обь + Иртыш – Тюменская (Тура, приток Тобола), Курганская (Тобол), Челябинская (Миасс, приток Тобола), Свердловская (Исеть, приток Тобола) Обь – Новосибирская, Кемеровская (Томь) Енисей – Абаканская (проект), Иркутская (Ангара, приток Енисея), Красноярская. Волга – Ярославская, Волгоградская, Московские, Пермская (Кама), Казанская, Кратовская (Ока), Нижегородская, Пензенская (Сура - Ока), Уфимская (Белая, приток Камы) Дон – Новомосковская, Лискинская, Ростовская, Воронежская (проект), Шахтинская (1935 Грушевка-Тузлов) Урал – Оренбургская Амур – Хабаровская, Свободненская (Зея), Читинская (Ингода- Шилка) Сусуя – Южно-Сахалинская (Рогатка – Красносельская) (одна из двух крупнейших рек Ю

10 июня

Про эскиз Моста для Урайской детской железной дороги
А логика движений Создателя проста! Эпюры напряжений У лука и моста Они не совпадают Но всё же близнецы! Так часто удивляют Нас дети и отцы!

10 июня

Мечтаем об Урайской детской железной дороге
Три основных постройки Условные обозначения шахматные: Ладья, Конь, Слон Ладья – Вода. Станция Пионеров Западно-Сибирской нефти Слон – Воздух. Вертолётная станция – станция Модельная. В ней Музей Железных дорог России. Конь – Огонь. Станция Солнечная. Четвёртая стихия – Король (Земля) это сама железная дорога. Параметры ДЖД для Урая: Колея 750 мм Длина 1200 метров На концах трассы разворотные круги (треугольники, кольцевые развороты и другие версии занимают слишком много места) Вагонное депо и Локомотивное депо объединенное Дополнительные двести пятьдесят метров трассы до причала на Конде через мост через Колосью. Станция у моста через Колосью - Пионеров Станция в центре железной дороги  - Модельная. Станция напротив Урай-Арены  - Солнечная. За нею Депо Урайской ДЖД и здесь возможны несколько версий развития пути. План движения к проектированию и возведению Урайской ДЖД Конкурсы для детей Урая и для детей ХМАО: 1. Твой проект Урайской детской железной дороги 2. Твой проект вагона

09 июня

Вслед уходящему поезду
Забыть как падает закат Как быть? Не радует восход Под сень жестоких эстакад Давно уплыл бумажный пароход Нас развела железная дорога! Вагон плацкартный, шум вокзальных касс Отвыкнув друг от друга понемногу Забыли мы как жизнь сводила нас Нет больше нарисованной реки Нет больше тайны древних островов Читая Евангелие Луки Не понимаем смысла старых слов Зачем мне вслед печально смотришь долго? Была любовь! И даже жизнь была! Нас развела железная дорога! Да не она ли, кстати, и свела? Забыть, как падает закат!

09 июня

Миниатюры Про Читинскую ДЖД
Две девчонки держат позы Возле носа тепловоза Две красавицы так ярки С тепловозом из Камбарки! И совсем не нужно ножниц К фото железнодорожниц Да! Серьёзная бригада Из Читинского отряда! И смотреть – не насмотреться На Дорогу в наше детство!

09 июня

Да! Детскую ЖеДэ воздвигли дети!
А детскую железную дорогу Воздвигли, между прочим, сами дети! Да! Взрослые им помогли. Немного! Но чудеса случаются на свете! И в «Пионерской правде» в тридцать пятом Восьмого октября опубликован Призыв, что адресован всем ребятам, В Москве построить ДэЖеДэ!  О! Слово! Вначале было Слово! И детишки Откликнулись! Две тысячи собралось! Девчоночки откликнулись! Мальчишки! Вот с них она в Москве и начиналась! Листаю пожелтевшие страницы! Какие были дни на той планете! И невозможно тут не удивиться! Да! Детскую ЖеДэ воздвигли дети! Приложение: Из описания на сайте Малой Московской Детской Железной Дороги. "24 апреля 1936 года в Центральном доме культуры железнодорожников состоялся второй слет юных строителей, на котором было принято решение: «Начать строительство детской железной дороги летом 1936 года». 24 июня 1936 года на станции Отдых рано утром начали собираться группы юных строителей. Групповоды коротко докладывали юному председателю Совета содействия строительству Малой московс

08 июня

Экспромт Ужурской Детской железной дороге
Ужур. Город старта писателя Аркадия Гайдара (Голикова) Ужурская детская железная дорога одна из трёх электрифицированных детских железных дорог в СССР. Последние достоверные упоминания о ней относятся к 1969 году. Потрясающая история Ужурского чуда, она никого не оставит равнодушным. На фото - Коллектив ДЖД и юные железнодорожники ужурцы Скажу читателям «бонжур» Поправлю мельком абажур Ведь я по лампочке дежур Забыв обманчивый ажур, Надемши кожаный тужур Сейчас отправлюсь я в Ужур! Их было три на всю страну Сейчас одну упомяну Хотя могу и не одну Где ДэЖеДэ ушло ко дну Ужурской Детской не верну Но память сердца сковырну Полвека взад! Давным-давно! Не в сказке дивной, не в кино Не на уроке, где «дано» А там, где дно совсем не дно Случилось действие одно Детьми в реальность введено Здесь очень важно понимать Весёлый текст: дитя и мать! Дитя и мать! И отнимать Не нужно смыслы! Всё снимать! Ребёнок каждый взрослый, мать! Детей мы будем занимать! И, разбудив в себе детей Полны иллюзий


08 июня

Ах, Детская Железная дорога!
Серьёзная девчонка смотрит строго. Пространства прошивает этот взгляд! Амурская железная дорога! Свободный – железнодорожный град! Ах, Детская Железная дорога! Таких нигде в России больше нет! Серьёзная девчонка смотрит строго В её глазах дороги этой свет.



07 июня

Урайская Детская Железная! Альтернативная трасса
Когда мечтаешь, и тем более, когда проектируешь, необходимо проходишь фиктивные развёртки проекта. Что не вызывает сомнения? Что Детская железная дорога Ураю просто необходима. Она заметно расширит профессиональные ориентации детей города, создаст материальную базу для развития юных инженеров, изобретателей, служащих, художников, музыкантов, связистов, моделистов. Что порождает массу вопросов? В первую очередь сама трасса Детской Железной дороги. Потому что это один из самых сложных и трудных вопросов. Узкоколейки в СССР строились массово. Их было более двух тысяч двухсот! Общая протяженность узкоколейных железных дорог в СССР превышала сто тысяч километров! То есть два с половиной экватора Земли! Колея 750 мм – самая распространенная колея в мире! Так что казалось бы чего уж проще? Проложили полтора километра по кругу вот тебе и детская железная дорога. Мест у нас вокруг города – в избытке! Но одно дело – лепить слова, и совсем другое реально привезти и проложить сто пятьдесят тонн ме

06 июня

Самый красивый мост Урая
Урай, как первое поселение возникает в 1922-ом году в месте впадения реки Колосья в реку Конда. Конда — большая река в Ханты-Мансийском автономном округе России, левый приток Иртыша. Длина реки — 1097 км, площадь водосборного бассейна — 72 800 км;, сплавная, судоходна на 744 км от устья. Населённые пункты  на реке Конда: От истока к устью: Зеленоборск, Шоушма, Шаим, Чантырья, Назарово, Ушья, Мулымья, Урай, Половинка, Луговой, Междуреченский, Сотник, Ямки, Юмас, Кондинское, Ильичёвка, Болчары, Алтай, Кама, Выкатной. На Земле насчитывают более миллиарда рек. Поэтому попасть в  число ста тысяч самых длинных рек мира весьма престижно! А попасть в первую тысячу рек мира – это уже ого-го! В России 57 рек длиннее тысячи километров. Конда входит в их число уверенно! В мире она занимает170-е место а могла бы оказаться и 130-ой! Это если считать её течение от истока реки Мулымья (что было бы правильно!) её длина равна 1310 километров! Она длиннее такой великой реки, как Северная Двина! На т

03 июня

Урайский паровоз. А где же профиль Сталина?
Что в Урае на постаменте покоится паровоз серии Л  не тайна за семью печатями. Глубже урайцы и не копают. Паровоз для них – символ вековой мечты Урая о железной дороге. Но 120 километров для автотранспорта постепенно были преодолены, а вот железная дорога приближения к городу на Конде не осилила. Не смогла! И тогда возник памятник паровозу с тендером и пассажирским вагоном! И паровоз, надо признать, был выбран удачный! Наилучший из возможных! Подлинный экземпляр серии Л. Вот только одна тонкость. Серия Л имела имя собственное! И назывался такой паровоз почти как легковой автомобиль: Победа! Победная серия паровозов страны победившей во Второй мировой войне. Имя «Победа» у этой серии было вполне официальным. Но надо же было как-то отметить и вклад выдающегося конструктора Лебедянского! И потому серии присвоили литеру «Л» и в народе её стали звать ласково «Лебедь» и «Лебедянка». Всего было выпущено 4200 локомотивов этой серии. И некоторые по сей день в строю! Но для нас сейчас важен толь

01 июня

Как то столетье Урая прошло незамеченным
1922 родилась Рона возник Урай образовался СССР Как то столетье Урая прошло незамеченным Тихо, негромко, спокойно, без воплей и слов В общем-то так, как оно и положено вечному Вечности чуждо суетное буйство столов Там, где Колосья с Кондою встречается дикою С этой великой таинственной древней рекой Переселенцы воздвигли село невеликое И закрепили название чёткой строкой Рона моя родилась в год строения этого! СэСэСэЭр появился в тот памятный год! Рона, Урай и Союз! Сколько самого светлого В жизни моей то столетие тихо несёт! Век тот – река! Я сижу на её берегу И берегу! Берегу это всё. Берегу!

01 июня

По силам ли Ураю построение Детской Железной дороги?
Ураю для возведения ДЖД в указанных размерах потребовались бы 300 рельс Р50 длиной 12,5 м каждая. Это при весе 1 погонного метра в 50 кг 187,5 тонн рельс. Тепловоз узкоколейный. Два вагона пассажирских, три грузовые платформы. Деревянные шпалы мог бы изготовить и «Сибирский столяр» прямо в Урае. Понятно, что к рельсам потребовались бы пусть и в небольшом количестве но все сопровождающие элементы, специальный инструмент, стрелочные переводы, электротехническое сопровождение, ремонтный резерв и т.д. и т.п. В предпроектный период считать всё это особого смысла не имеет. Самая важная и трудоёмкая часть – проект всей трассы,а это и геология, и геофизика, и конкретные изыскания, и топография и … Тут тоже нет нужды сильно перенапрягаться. Я не ЛУКойл и не имею понятия с кем они на сей счет сотрудничают. Могу подсказать адресок в Воронеже (Спецжелдорпроект). Общая оценка может опираться на опубликованные в сети данные (2007 год) что проект Малой Октябрьской железной дороги намечался за 1,3 м

01 июня

Урайская Детская Железная дорога!
Она уже давно в Урае есть! Короткая! Совсем немного метров! На ней играют дети и Бог весть Какие в головах гуляют ветры О чем они мечтают перед сном Кто стал на миг душою паровоза Что шепчет им на сон грядущий гном Известный в роли ангела извоза Вот! Забрались! Над рельсами! Парят! Чудесный миг волшебного полёта! Сейчас состав поднимет якоря! Мир поплывёт! Они спасут кого-то! Урайской Детской ныне столько лет! А город и не знает! Спит поэт!

31 мая

Разговор об Урайской детской железной дороге
Любой разговор серьёзные люди проектируют и готовят его. Продумывают: какие именно слова и в каком именно порядке они произнесут, проектируют вероятные ответные реакции собеседника, его возможные вопросы и его предполагаемые умозаключения. Перед вами проект такого разговора. То есть разговора ещё не было, но я к нему тщательно готовлюсь и потому прорабатываю до мельчайших деталей. Состоится ли он – этот проектируемый мною разговор – на самом деле я не знаю. Но я рассчитываю на то, что если внезапно мои дни завершатся, эта заготовка позволит кому-то другому, намного более юному и, дай Бог, более умному, чем я, успешно провести и этот и другие разговоры, чтобы невероятная урайская детская железная дорога стала реальностью. А случались ли в моей жизни успешные подготовленные разговоры? Бесспорно! Например модульная школа в Урае, шахматные клубы в Реттиховке (Дальний Восток), Архангельске, Качканаре, Урае, на Троещине в Киеве, здание православной часовни в Урае возникли как раз в результат

28 мая

Я останусь на рельсах Урайской железной дороги
Я останусь на рельсах Урайской железной дороги. Стану шпалой под рельсом дороги ведущей в Урай. Я люблю этот град вертолётный, упорный и строгий! Подаривший однажды мне свой непридуманный рай. Я приснюсь паровозу, что встал перед нашим роддомом. Он во сне улыбнётся, встречая меня на пути. Он дождется меня! Словно тысячу лет мы знакомы! И уже никуда без меня не захочет идти! Будут баржи тащить по Конде все её элементы Над Колосьей возникнет прекрасный таинственный мост! Первый круг поворотный здесь встретит волну континента. И великий макет всех железных здесь встанет на пост. Ничего, что я рельсы её никогда не увижу. Вот: приснилась мне в детстве, и снова приснилась вчера! Извини, дорогая дорога, что дожил не выжив. Ты возникнешь в Урае, услышавшем с неба: «Пора!» Ухожу! Ухожу! Ничего не возьму я с собою. На могилку мою деревянного киньте Коня. Но в Урайской железной дороге я буду с тобою, Мой любимый Урай, до последнего Судного Дня.

25 мая

Котлы моей жизни
Кто был в котле, тот видел грязь Кто там работал, тот не мразь Я это точно знаю Кто руки пачкать не мечтал То ничего не испытал И уж не испытает! А я хочу назад в котёл А я в нём золото нашёл В котле я золото нашёл Котлы моей жизни Вообще я вырос за печкой. В старинном купеческом доме, в комнате, в которой я рос, располагалась капитальная добротная роскошная русская печка. Она была поставлена, как и весь дом, на века! Постепенно мне выделили «угол» за этой самой печкой. И первая моя «домашняя мужская работа» заключалась в том, что я носил к этой печке дрова из нашего сарая (дровяника). С пяти лет и до 2000 года , то есть более сорока лет, я исправно год за годом, снабжал эту печку дровами. И она спасала нас в долгие суровые зимы. Таким образом я сроднился с пламенем за кирпичной стеной. Ничего более естественного, чем пламя в печи, я себе и представить не мог. И хотя нам провели «центральное отопление», бабушка не позволила сломать печку и печка осталась! И служила верой правдой! Мо

24 мая

Паровоз 157-ой
Лучший паровоз в своё время! Трудяга сотен узкоколеек СССР и обитатель чуть ли е единственной Детской железной дороги! Спасибо Дмитрию Сутягину. который рассказал нам о нём на своем уникальном сайте. Расцветки - фантазии Вашего покорного слуги. Всё лучшее - детям!

22 мая

Мы о войне порою пишем робко
Конечно мир земной безумно тесен И Время всё ещё тесней сожмёт Булат напишет тьму великих песен Но этот подвиг он не воспоёт А было рядом! Было близко-близко! Какой-то месяц и последний бой! «Тут птицы не поют!» вжималось низко С тем мы Моздок запомнили с тобой! За месяц до раненья под Моздоком На речке Зее у реки Амур Война вопрос поставила жестоко Мальчишкам - в сердце каждого Тимур! Два мальчика, скрывать имён не станем Давайте не забудем имена! Один был Гоша! А другой был Ваня! Вот им и задала вопрос война! На детской, на железной той дороге Был сорока трёхлетний паровоз Коломенский! И график очень строгий Мальчишкам задала война вопрос Два юных машиниста паровоза Пред выдачей под грузовой состав Увидели что график под угрозой! Что против них и топка и Устав! Колосники! Решетка провалилась! По правилам котёл пора тушить! Ждать несколько часов, чтобы остыла Иначе сей вопрос нельзя решить! Но мальчики решили по иному! И в поддувало сбрасывают слой Горящего угля! Не до бинома

21 мая

Свободненской Детской Железной дороге
Самая! Самая длинная! Линия снов довоенная! Ой ты дорожка былинная! Самая-самая ценная! Сон цесаревича! Милая! Отсвет Российской империи Стала великою силою! Стала ключом к эсотерии Боже! Какая красивая! Зейская сказка чудесная! Льёшься как локон, игривая! Тайна немногим известная Нитка Амуру полезная! Детская! Точно Железная!


20 мая

Сутягин Дмитрий. Юморист
Экспромт создателю замечательного сайта о детских железных дорогах на территории СССР Сутягин Дмитрий. Юморист В работе он кристально чист Фанат узкоколейных! Строг! Для детских и железных – Бог Раскраски тепловозов все Собрал на общей полосе Все ДэЖеДэ СэСэСэ Эр Он описал на свой манер Придумал Форум, создал Сайт Не скрылся сам за Копирайт Меж нами восемнадцать лет… И дорог сердцу Димин свет.

19 мая

Урайская детская железная дорога. Мой сон
Надежно уложены рельсы на шпалы! Железобетонно! И это немало! В них логика стали изложена прочно Здесь всё до микрона изогнуто точно! Они направляют стальные колёса! И радуют старое сердце матроса И взгляд отдыхает на этом пейзаже Глаза не стрижи, но бессмертные стражи И в локомотиве пятнадцатитонном Звучит эта музыка стали с бетоном Так бьёт барабанщик в атаке смертельной Он в душу и в сердце играет прицельно Волшебная сказка! Великая трасса! Сон Гая! Тень Гнея! Забвение Красса.

18 мая

Полотно Урайской детской железной дороги
Вначале время землемеров Затем геологов и прочих Геофизических рабочих Потом увидим кавальеры Пересекая изотермы В густой сети других отметок Увидим на рисунке бермы Стальные рельсы, шпалы, фермы Кюветы, бровки и банкеты С душой, возвышенно и строго Пока на карте лишь пятно К тебе, железная дорога Урай проложит полотно!

18 мая

Локомотив ТУ2. для детской железной дороги. Варианты раскраски
За 30 секунд вы увидите раскраску локомотива практически на всех детских железных дорогах СССР. Картинки выложены на сайте Дмитрия Сутягина "Детские железные дороги" http://dzd-ussr.ru/ нам осталось только скомпоновать их в удобный видеоряд.

18 мая

Подвижной состав Урайской детской ЖД
Варианты раскраски Локомотива ТУ-2 Про подвижной состав без слёз! Автомотриса, тепловоз Вагона пассажирских – три Платформы две предусмотри! С автомотрисой мы начнём А с тепловозом так качнём Что даже Алая Ладья Потупит очи: «Ой! Не я!» Платформы нам позволят груз Любой доставить выгнав грусть И как начало всех начал Замкнём дорогу на причал И, ощутив её, Конда Разулыбается тогда. Вагон для Урайской детской железной дороги Дорога детская железная. Но что же? Про рельсы для Урайской детской железной дороги Разворот на Урайской детской железной дороге Депо Урайской детской железной дороги Переходы линии Урайской детской железной дороги Избушка лесника. Будка стрелочницы Урайская детская железная дорога

17 мая

Автомотриса для Урайской детской железной дороги
Считай мечту мою каприсом А что если автомотриса? Узкоколейная актриса Её приручим вместо Лиса! Шестнадцать тонн уже не двадцать Одной нам хватит разогнаться Смотри: красива и уютна И вовсе не сиюминутна! Не тепловоз и слава Богу! Запустим с нею мы дорогу Одной её на старт хватает Пускай детишек покатает! Приучит город к детской  трассе Автомотриса? Я согласен! Приложение: Основные параметры автомотрисы: АМ1-056 Габарит (по ГОСТ 9720-61)ТУ Длина по осям сцепления 12500 мм Длина кузова снаружи 12000 мм Ширина кузова (без гофров) 2300 мм Ширина по входным площадкам 2400 мм Высота от головки рельса до верха крыши 2960 мм Высота от головки рельса до верха выхлопа 3250 мм Длина пассажирского салона 7160 мм Ширина салона внутренняя 2150 мм Высота салона внутренняя 2100 мм База автомотрисы 7200 мм База тележки 1300 мм Диаметр колеса по кругу катания 540 мм Ширина колеи 750 или 760 мм Наименьший радиус проходимых кривых 40 м Осевая формула20-2 (B-2) Масса тары 15,5 тонн Мощность двигате

17 мая

Створка Квадрата Ворот. Иллюстрация материалу об Урайской детской железной дороге
Четыре таких створки на столбах поставленныз в вершины квадрата создают надежное перекрытие перехода через линию, когда состав идёт и в надежное перекрытие трассы, когда движения состава нет. Подробно описан в материале "Переходы линии Урайской детской железной дороги "

17 мая

Избушка лесника. Будка стрелочницы
Для Урайской детской железной дороги Здесь много вариантов, до порога! Ведь главный – это стрелочник всегда! А Детская Железная Дорога Признает: это главная звезда! Ни в чем, ни в чём она не виновата! Но если что – то все вопросы к ней! Пусть для неё избушка маловата Но видят все: заботимся о ней! Красивая! Уютная! Родная! Урай без этой будки никуда! И "я другой такой страны не знаю" Где Стрелочница – главная звезда! Вагон для Урайской детской железной дороги Дорога детская железная. Но что же? Про рельсы для Урайской детской железной дороги Разворот на Урайской детской железной дороге Депо Урайской детской железной дороги Переходы линии Урайской детской железной дороги Полотно Урайской детской железной дороги


16 мая

Переходы линии Урайской детской железной дороги
Квадрат ворот Представление первое. Представьте себе прочный столб, на который прикреплена одна створка ворот.  Она свободно поворачивается вокруг столба на 90 градусов. Для наглядности представьте, что эта створка выполнена из металла в форме решетки и к ней для яркости определения прикреплена плоская крупная шахматная фигура. Например король. Створку с изображением короля я и буду называть для краткости «король». Представление  второе. Представьте себе, что у нас вкопано два столба так, что прикрепленные к ним створки образуют ворота. Одна створка – король. Вторая створка – ладья. Такие ворота я буду называть «король-ладья». Представление третье. Представьте себе четыре столба вкопанных в землю так, что они образуют квадрат. На каждом столбе своя створка ворот в форме решетки. У нас четыре створки четырьмя шахматными фигурами и в зависимости от поворота створки они образуют четыре варианта ворот: Король-Ладья Король-Слон Конь-Ладья Конь-Слон То есть столбы со створками Конь и Король


15 мая

Песенка про русские узкоколейные железные дороги
Узкоколейные! Почти келейные! Дорожки русские! Полоски узкие! Непобедимые! Мои любимые! В лесу красавицы! Они мне нравятся! На меня сквозь век глядят! Все семьсот да пятьдесят! Все сто тысяч километров Прячут зайцев и лисят! И под ветками берёз Сохраняют детство грёз Посильней дождя и ветра Веселее дум и слёз

14 мая

Депо Урайской детской железной дороги
Ну что ж ты, милый мой, раскис? Депо Урайское! Эскиз! Дорога детская – каприз! Какой сюжет! Какой сюрприз! Знакомый с детства мне мотив Рисую здесь локомотив Наверно кооператив Оплатит этот коллектив! А в центре поворотный круг И не изображай испуг Он появился здесь не вдруг Под крышей он сильнее вьюг! Здесь столько интересных дел Мир за депо не зря радел Дорога - это мой удел Депо любимый мой надел! Здесь будет школьников полно Они хотят сюда давно Воздвигнем - будет им дано Невероятное оно! Вагончик полон дошколят Они довольные сидят И на Урай в окно глядят И на Конду в окно глядят… Меня не надо, не буди Дорога у меня в груди Дай помечтать ещё, иди! Твой сон прекрасный впереди! А мне совсем немного дней И я мечтаю лишь о ней И пусть несбыточна она Но нету в мире слаще сна… Вагон для Урайской детской железной дороги Урайская детская железная дорога Про рельсы для Урайской детской железной дороги Разворот на Урайской детской железной дороге Разворот на Урайской детской ЖД

14 мая

Разворот на Урайской детской ЖД
Реален поворотный круг На детской, на железной, друг! Двадцать четыре метра! Вот Такой диаметр нас спасёт Вагончик и локомотив Здесь развернутся, всё решив! Два этих круга с двух концов И в путь состав всегда готов! Зато какой аттракцион На берегу Конды как сон! Необычайный поворот Состав в обратный путь идёт! В конце пути такой же финт! Наш железнодорожный спринт! Вагон для Урайской детской железной дороги Урайская детская железная дорога Про рельсы для Урайской детской железной дороги Разворот на Урайской детской железной дороге Депо Урайской детской железной дороги

14 мая

Про рельсы для Урайской детской железной дороги
Пора Ураю выбирать Чем радовать ребят? Возьмём ли Эр семьдесят пять? Иль хватит пятьдесят? Какие рельсы будем брать? Серьёзный выбор, брат! Проложим Эр семьдесят пять? Не лучше ль пятьдесят? Нас Арамиль* зовёт сыграть Град рельсовых затрат Так всё же Эр семьдесят пять? Дешевле пятьдесят! * Арамиль – город в котором делают эти рельсы. Именно до Арамиля и обратно я бегал иногда на своих марафонских тренировках пятьдесят  километров. Любимый город моей юности! Недалеко от Арамиля на Химмаше родилась моя младшая дочурка. Вагон для Урайской детской железной дороги Дорога детская железная. Но что же? Разворот на Урайской детской железной дороге Депо Урайской детской железной дороги Переходы линии Урайской детской железной дороги Избушка лесника. Будка стрелочницы Полотно Урайской детской железной дороги

14 мая

Дорога детская! Железная! Но что же?
перечислены все города России, где есть Детская железная дорога Дороги детские, железные! Давно Их обожают дети матушки Рассеи На берегах Оби, Невы и Енисея Где Сказка детства игнорирует кино Они во многих наших скрыты городах И нелегко до них порою нам добраться! Они нас ждут! Они хотят нам улыбаться! Они годами ждут под снегом и во льдах Ах, Нижний Новгород, Иркутск и Красноярск! Ах Екатеринбург, Курган, Чита и Лиски Они порой от нас совсем так близко-близко! И в Южно-Сахалинске их подарок царск! Новомосковск, Казань, Уфа, Владикавказ! Новосибирск, Санкт-Петербург, Тюмень, Свободный! Они скромны! Они не в тренде и не модны! Душа России в них! Она сильнее нас! Хабаровск, Пенза, Пушкин, гордый Волгоград Челябинск, Кемерово, Кратово… малышки! В нас рядом с ними просыпаются мальчишки! Мы рвёмся к ним душой не знающей преград Ах, Оренбург! Ростов, который на-Дону! И даже древний Ярославль без них не может! Дорога детская! Железная!  Но что же При первой мысли о тебе меня тревожит?

13 мая

Вагон для Урайской детской ЖД
Мечта об Урайской детской железной дороге Вот кузов цельнометаллический, сварной! По буферам длиной одиннадцати метров По раме десять тысяч двести миллиметров Две тыщи триста миллиметров шириной! А тормоза? - И пневмотормоз, и ручной! Аккумулятор в нём питает лампы скромно Котёл в нём прочно установлен автономный Так что тепло в нём, если что, во тьме ночной Два метра с пальцем* высотой его салон! Три тыщи двести над дорогой его крыша Построил Демиховский эМСэЗэ вагон И он на детские ЖеДэ успешно вышел! *указательный палец человека в среднем ровно 10 см Приложение: Краткие технические характеристики вагона для Урайской детской железной дороги Завод изготовитель Демиховский машиностроительный завод Годы постройки 1955-1989 Заводское обозначение модель 48-051 Кузов цельнометаллический, сварной, несущий Количество мест для сидения 40 Максимальная вместимость, чел. 96 Число осей 4 Масса тары, тонн (ПВ40/ПВ51) 11 / 9.5 Конструкционная скорость, км/ч 40 Длина вагона по буферам, мм

13 мая

Урайская детская железная дорога
Рисунок автора Надо мечтать! В.И. Ленин «Что делать?» ч.2 Сколько лет пройдёт от этой публикации до воплощения моего замысла, мне уже не узнать. Потом, когда уже она будет построена, многие будут думать, что ничего более естественного, чем этот проект и придумать нельзя было. Собственно сама железная дорога – сооружение достаточно простое и хорошо известное. Нет нужды подробно рисовать рельсы, стыки, шпалы, тщательную подготовку  ниасыпи, ограждения не позволяющие внезапно оказываться на полотне тем, кому на нём оказываться не следует. Нет нужды чертить разметку столбов под освещение трассы. В нашем конкретном случае даже больших поворотов не планируется. Один изящный изгиб на всю трассу! И локомотив, и пассажирский вагончик, и вагончик товарный тоже уже существуют в натуре. Простор для архитекторов – проекты зданий трёх станций, которые я, как заядлый любитель шахматного всеобуча обозначил кратко так: конь, слон, ладья. Садится малютка в наш состав и одновременно учится шахматам!


Иллюстрация: фото с сайта "Архив железных дорог" Свердловская ДЖД


Рецензии