Кью. Что первичней - мысль или чувство?

"Согласно когнитивно-поведенческой терапии, сначала идёт мысль, а затем появляется чувство, и с чувствами работают через мысли. НО, ведь животные тоже могут испытывать стресс, но они не мыслят в том формате, в котором мыслит человек. Означает ли это, что всё же мысли мы формируем на основе чувств, а не наоборот?"
(спросила Юлия Шварц).

Однозначно ответить нельзя. Вернее, можно, но не нужно. Потому что это будет неверно. В связи с этим мне нравится ответ Е.Яковлева и не нравится ответ А.Петухова.

Здесь многое зависит от ситуации.  И от того, что считать мыслью. И от того, какие чувства вы имеете в виду.

Вот есть такие мысли, которые больше образы, представления, идеи (в общем, образное мышление, или воображение), чем понятия, суждения и умозаключения (логическое мышление).

И есть чувства, которые больше биологичны (удовольствие/неудовольствие, наслаждение/страдание, радость/огорчение, счастье/горе, гнев/страх, надежда/отчаяние, и т.д.), чем социальны (моральные и нравственные чувства, чувство долга, чувство свободы, чувство правоты, чувство справедливости, чувство вины, чувство любви к Родине/ностальгия, и т.п.). 

Условно можно разделить мысли и чувства на правополушарные и левополушарные.  Условно потому, что все они перетекают друг в друга (при согласованной и гармоничной работе обоих полушарий).

Если брать работу только правого полушария, то окажется, что справедлива последовательность: мысли -> чувства.  В левом полушарии та же самая последовательность.

Различия между ними состоят только в том, что правополушарные мысли - это образы и представления, рождённые и рождающиеся в ситуациях непосредственного взаимодействия индивида со своей природной и даже социальной средой.  А левополушарные мысли рождаются во внешнем и внутреннем диалоге с участием языка и речи.

Последовательность "мысли -> чувства (эмоции)" справедлива потому, что все чувства и эмоции имеют своим источником отношение к происходящему с нами. Но прежде чем как-то отнестись к этому происходящему (или произошедшему, или тому, что может произойти), его надо воспринять своими сенсорными системами. То есть, совершить первичную познавательную деятельность, когницию. Результатами этого познания являются образы, впечатления,  представления, идеи - те, которые перерабатываются восприятием, воображением и интуицией в знания и умения, добытые индивидуально, из личного опыта.  Отношение к ситуации - продукт сравнения ожидаемого по прошлому опыту результата действий и реального текущего опыта, отражаемого в образах.

К тому же отношение к чему-либо может быть в разных состояниях. Оно либо ещё только формируется и поэтому требует более тщательной познавательной деятельности, интуитивного осмысления. Либо оно уже сформировалось и не требует такой тщательности, но всё равно, его обнаружение для индивида в виде чувств и эмоций требует хотя бы минимального участия когнитивных процессов и их результатов в виде мыслеобразов, порождаемых во взаимодействии индивида с ситуацией. То есть, ситуация для индивида может быть либо знакомой и типичной, либо незнакомой и новой.

В новой ситуации всё просто: она сначала исследуется (мысли), а потом к ней возникает какое-то отношение (чувства и эмоции).  Чтобы оценить, надо попробовать (осмотреть, обнюхать, послушать, куснуть).

В типичной ситуации скорость течения когнитивных процессов в виду их филогенетической и онтогенетической отлаженности намного больше, чем в нетипичной ситуации. И прошлый опыт влияет на текущий. Устойчивое отношение (его ещё называют установкой) при минимальном участии первичных когнитивных систем сразу выдаёт привычные для подобных ситуаций чувства и эмоции. Поэтому кажется, что чувства и эмоции бегут впереди мыслей, которые подчас и не осознаются. 

Они и впрямь бегут впереди, но только в случае межполушарного взаимодействия, когда за правополушарными чувствами и эмоциями следует левополушарное  внешнее и/или внутреннее обсуждение (размышление).  Тогда верна последовательность "чувства -> мысли", где чувства природны, а мысли социальны, т.е. протекают в логической (языко-речевой, словесной) форме. 

Здесь ещё надо иметь в виду, что психика - это не только система, но ещё и иерархическая система. Природные чувства надстраиваются над образами и представлениями, а социальные чувства - над логическим осмыслением (рассудком и разумом).  Как второй этаж дома над первым.  Так что релятивное (отношение) надстраивается над  когнитивным (познанием). А социальная рефлексия и саморефлексия - над вербальным общением. 

В иерархии верхний уровень (этаж) оказывает обратное воздействие (влияет) на нижний уровень. (Поэтому: "Эй, вы там, наверху! Не топочите как слоны!").  И человек, находящийся в плохом эмоциональном состоянии (не в настроении), может воспринимать и образно мыслить по-другому, чем человек в хорошем настроении.  Чувства и эмоции иногда оказываются настолько сильными, что могут нарушить работу когнитивных систем, вплоть до  провалов памяти и возникновения галлюцинаций.  Или, наоборот, интенсифицировать её, обострить умственную (познавательную) деятельность,  вплоть до озарений.

Влияние верхнего уровня на нижний является вторичным (чувства -> мысли), функциональным, в противовес первичной, генетической последовательности (мысли -> чувства).


Рецензии