Пушкин и ветхий выпавший Данте

Мы, молчащий мстинский фра,  у входа в текст Ада конструкции Ал. Данте (ур. Дуранте), поданной им в трагедийной (по Поэтике Аристотеля)  la Commedia и  названной впечатленным редактором Divina - Божественной

Первые шесть стихов, упакованных в две строфы терцины  по три, задают модель того неправдоподобного, что произошло с автором, когда его душа на Перекрестке Судьбы (середине его же дантевой дуги) в эпсилон-окрестности экстремума вершины  оцепенела  (Данте передал это состояние метафорой «одолевал меня сон») и он сбился с верной жизненной дороги

Чтобы Поэт смог вернуть на путь истинный (заповеданный культом Христа), ему навстречу и в помощь идет апостол - посланный поэт Вергилий, который станет его гидом по кругам Ада. Этот тур по замыслу просветит,  избавит Данте от рисков и ошибок, даст прозреть и вернуться на путь истинный
 
Читаем:

INFERNO   
Canto I

Nel mezzo del cammin di nostra vita
mi ritrovai per una selva oscura,
ch; la diritta via era smarrita.

Три первых буквально м.б. переведены так:
АД
Песнь первая
В середине пути нашей жизни
я очутился в темном лесу,
потому что прямой путь был потерян.

используем подстрочный перевод Г.Д. Муравьевой (РГГУ):

В середине пути нашей жизни
я очутился в темном лесу
ибо сбился с прямой дороги

Толкование:
Середина пути жизни – Перекресток Судьбы (один из … но символичный по ментальности омо сапиенс – с экстремума дуги человек оглядывается назад – к отеческим гробам, возможно думая об очищении, возможно только лишь прощаясь, ибо потом  на спуске он уже не увидит Начала)

Лес = наша жизнь, это модель жития обычного человека, который не лишает себя нужды  о нем поразмышлять, это притча о блужданиях в черте трех  сосен, это и наш зональный лесоповал, это жизнь, в которой мы непрестанно набиваем себе шишки и ничему не желаем учиться от  лени, скуке и хандре (да еще и русской - дьявольски отличной от иных)

Лес темный = Ночь жития = так темна наша жизнь с неясно осознаваемыми критериями Добра и Зла, это жизнь более в Ночи бытия и Тьме сознания жития и хлопотах стяжателей тварных благ

Путь (Дорога, Стезя, Рок), который можно было бы назвать «правильным» (минимизированным по ошибкам и коллекции набранных грехопадений («ошибок трудных»), нами (каждым из нас, отвернувшихся от Бога или отвергнутых им адамитов (адамян?)  утерян и мы бредем  в толпе черни всех мастей и страстей  сбившихся с пути. Возможно этот неведомый безгрешный  путь утерян для адамитов принципиально с момента диалога (речевого спора) первенцев – Каина и Эвеля – переросшего в драку с летальным исходом (Каин всего лишь был смышленее, изворотливее и хитрее Эвеля, который также мог стать убийцей, ибо оба они хотели одного = обладать и оба не знали что такое убийство и смерть …)
 
Судьба (цель, участь, место от Бога) … но о ней Дуранте отчего то умолчал = возможно верно потому, что  его прибытие к подножию холма в ночном лесу жития и есть один из выпавших ему уделов (судеб) и потому не нуждается в отдельном  описании = удел активирован и присутствует в тексте как фон в режиме «по умолчанию». Тем более, что проводником ему Посвященные послали Поэта = самого Вергилия Публия Назона. Каждому «свой» проводник. У Тани Лариной ведь это был Медведь. А у жени Онегина – никого: он – живой давно труп  пред дуэлью спал у Пушкина мертвым сном. Пушкин знал от чем писал – Данте у него был ветхим – Ветхим Заветом.

Читаем следующие три стиха:

Ahi quanto a dir qual era ; cosa dura
esta selva selvaggia e aspra e forte
che nel pensier rinova la paura!

Буквально:

Ой, как сказать, трудно описать как был
сей лес  дикими суровым и непроходимым
что в мыслях рождается страх!

По Муравьевой:

Ах, сколь трудно описать, каков был
тот лес, дикий, глухой и дремучий, -
при одной мысли о нем воскресает страх!

Кажется это модель первозданного Хаоса (по Гесиоду). Некто, заплутавший на жизненном пути со многими перекрестками судьбы и ветвящимися исходами с них при нечетком множестве критериев и решающих правил (правил принятия решений в задачах многокритериальной оптимизации  по сию пору от Шестоднева не имеющих даже теоретического решения!), находится у Врат в эпоху Хаоса. У человека есть один инструмент актуального интеллекта = идти назад по коллективной памяти … Увидеть будущее могут только избранные крайне редкие персоны с дарованной сверхчувствительностью и сверхинтуицией.

Отчего у Врат этого черного квадрата (гиперкуба) Пространства-Времени Данте охвачен животным страхом ?

Жизнь трудна. Это дикий, глухой, непроходимый дремучий жуткий лес соблазнов, испытаний, страстей, падений, пыточных и мало что меняющих исповедален

***

Помню одно из поразивших явлений в концлагере Дахау под Мюнхеном:  комплекс умерщвления:
отдельно за оградой территории зоны (лагеря с бараками, вышками, рвами, оградами колючей проволоки, тюрьмой и лабораторией инвазий) – комплекс-моноблок:
(А) «Чистилище»:
- с торца врата Ада – герметичная дверь в глухую общую камеру-душевую на два десятка еще живых душ живых трупов – дверь в камеру дезинфекции и обеззараживания = полная тотальная честная очистка тела от заразы лагерного жития убиваемых
(Б)   «Ад» - дверь в нойе-хале =
- камера удушения скопом порции адамитов газами с герметичной парой дверей
- зал кремации с тележками развоза и печами …
- инструкции по процедурам
- подписи уважаемых авторов проекта
 Тишина. Во дворе беседки, тропинки, цветочные клумбы, сосновый бор… Тишина. Покой. Рай.

Этот ад не снился даже Данте…
Спросил я себя: а зачем перед сожжением тройная процедура очистки…
Очищали от грехов?
Какая эстетика убиения смертью, со всеми атрибутами  культа христианства


Рецензии