Как пишется рассказ. Алгоритм и практикум

Написать рассказ – это не просто. Порой, нам только кажется, что это – пустяки.
Рассказ, практически, - малая форма художественного произведения, первая ступень к созданию романа или повести. А в написании художественных произведений применяются некоторые правила, выработанные веками в процессе развития литературы. Начнём без лишних слов.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ РАССКАЗА
- Сначала автор должен чётко определиться с идеей рассказа, т.е. сам для себя буквально проговорить /мысленно или вслух/ о чём он хочет сказать читателю. При этом часто приходит понимание, что идея наша не столь значима, чтобы её воплотить в художественном произведении. Или кто-то до нас об этом уже интересно написал, а лучше сказать не удастся. Значит, надо искать свою идею, свежую, оригинальную, нужную. Иногда старую идею можно повернуть так, чтобы она заиграла по-новому и заинтересовала читателей.

- Далее составляется план рассказа / хотя бы в голове/, где прописываются основные вехи сюжета. Да-да, план, как при написании сочинения. При этом надо не забывать, что в основу сюжета обязательно закладывается какой-то конфликт: или между людьми, или во внутреннем мире самого человека, или между человеком и природой, или между человеком и обществом и т.д. Если герои рассказа не люди, а предметы, явления – всё равно между ними в художественном произведении закладывается какой-то конфликт. Следует заметить, что в художественной литературе конфликт - это не ссора, хотя это может присутствовать, а противостояние, столкновение противоположных позиций, идей.
Причём, в начале рассказа герои представляют  собой одно, а по ходу развития сюжета в конце рассказа они выходят в чём-то изменёнными, т.е. происходит диалектика образов.
Например, в начале повествования герой в себе не уверен, надломлен, он мечется, проходит через какие-то испытания, открытия, а в конце рассказа он обретает какой-то жизненный опыт, способность действовать и даже помогать другим.

 При написании рассказа, ВНИМАНИЕ, надо применять так называемую «ДРАМАТУРГИЧЕСКУЮ КРИВУЮ».
А что это такое?
«Драматургическая кривая» представляет собой графическое изображение развития конфликта, развития сюжета через сценическое действие в театральных постановках и кино, а также в художественных произведениях /в рассказе, повести, романе и т.д./ в повествовании от его возникновения до его разрешения.
Выглядит «Драматургическая кривая» следующим образом: /схема на картинке в заставке/ :
 
 1.ЭКСПОЗИЦИЯ - это вступительная часть литературного произведение, изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке и развёртыванию конфликта. Это своеобразный ввод читателя в дальнейшее повествование, необходимый для понимания происходящего, которое будет впереди.
Экспозиция должна быть очень краткой – одно-три предложения.

 2 – ЗАВЯЗКА. Завязка чуть больше экспозиции, но тоже не растянута. Завязка – это возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, т.е. возникновение и начало развития художественного конфликта, первый эпизод сюжета.

3 – РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА, РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ /ПЕРИПЕТИИ/.
Перипетии в художественной литературе – это повороты в сюжете, иногда внезапные, но всегда естественные. Они влияют на дальнейшее развитие сюжета, дают толчок к изменению последующих действий /событий/. Например, должно было произойти одно, но что-то случается, и всё идёт по-другому.
Повествование от одной перипетии к другой раскручивается как по спирали с нарастающим эмоциональным напряжением, всё больше захватывая читателя. Происходит развитие художественного конфликта. При этом в рассказе много перипетий, т.е. поворотных моментов, делать не стоит.
Эмоциональный подъём должен достигаться в той части рассказа, где, согласно «Драматургической кривой», сам автор запланировал кульминацию и где это логично.
Каждая перипетия /поворот сюжета, поворотный эпизод/ должна быть выражена яркой картинкой в словесном выражении, чтобы читатель смог себе зрительно, как в кино, представить происходящее. Например, герой вошёл в дом, а там… А вот что там – и нужно представить в повествовании как картинку.

4 – КУЛЬМИНАЦИЯ.
Кульминация – это момент наивысшего напряжения в развитии конфликта, самая главная часть сюжета. Автор должен понимать, что он пишет кульминационный момент, а потому эту часть надо написать наиболее эмоционально, образно, используя все необходимые средства выразительности из писательских приёмов.

 5 – РАЗВЯЗКА.  Развязка – это событие, знаменующее собой разрешение художественного конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне, либо заканчиваются действия или решается вопрос. Развязка делается короткой, выразительной, с внутренней установкой – не размазать по листу всю силу кульминационного момента.

6 – ФИНАЛ – это итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий
авторскую идею. Финал делается коротким, порою, – одно или два предложение.
Маленький секрет: иногда писатели прописывают сначала финал, начало и кульминацию, чтобы потом во время написания всего рассказа всё повествование изложить так, чтобы не отходить в сторону от раскрытия идеи и логично выйти на нужные мысли в финале произведения. Ведь не секрет, что пишущих прозу или стихи в порыве творчества может заносить в сторону, отвлекая от главной идеи.

И ещё:
- костяк любого хорошего рассказа - это:
четко выраженная сюжетная линия, должно быть минимум сюжетных линий (как правило, одна), крутые повороты сюжета и эффектная развязка – главные признаки этой литературной формы;               
- наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
- максимум одна проблема, которую необходимо разрешить как можно более впечатляющее;
- персонажей должно быть немного;
- действие в хорошем рассказе движется стремительно – без пространных диалогов и лирических отступлений, без лишних деталей и описаний, быстрый переход к сути.
- образы героев должны быть узнаваемыми, запоминающимися, оригинальными и не одномерными. Пара реплик и ярких штрихов к портрету – и персонаж становится понятен и интересен читающей публике. При этом он должен быть живым, что-то чувствовать и как-то меняться на протяжении повествования.
Ну и, конечно, надо помнить, что язык повествования должен быть благозвучным, художественным, с применением изобразительных средств и стилистических фигур художественной речи.
Написать воспоминания – это ещё не рассказ, а скорее – зарисовка к возможному рассказу.
А напоследок хочется сказать ещё об одном важном моменте: прежде чем о чём-то писать, надо это или уже знать из своей жизненной практики, или изучить. Фактологические шибки и дилетантство со званием писателя не совместимы.

***
Эту статью можно скопировать и время от времени к ней возвращаться. Всё сразу понять и усвоить невозможно, хоть я и постаралась объяснить Алгоритм написания рассказа простым языком. Значит, при написании нового рассказа или редактировании уже написанного лучше эту статью, как некий путеводитель в вашем творчестве, иметь под руками.
Кстати, кое-чем эта статья будет полезна и поэтам, ведь по большому счёту и стихи, особенно объёмные, подчиняются вышеизложенным правилам. Ради интереса каждый поэт может вглядеться в какое-нибудь своё стихотворение через призму изложенного в моей статье алгоритма.
Ведь также сначала мы, авторы, определяемся с идеей стихотворения, также должны вложить какой-то художественной конфликт, дать в начале какой-то посыл /экспозиция, завязка/, означить один или более сюжетных поворотов /перепетии/, сделать выразительной кульминацию, а потом быструю развязку и финал. И всё это образно, художественно, как картинки.

Так что, уважаемые поэты, эта статья и вам может сослужить добрую службу.

--------------------------------------------------------
Перечитала эту статью, вспомнила себя как начинающего писателя и поняла, что нужно под занавес дать вам, дорогие друзья, конкретный практикум. Сделаем это на примере моего маленького рассказа «Отгородиться телефоном», дабы вольно обращаться с произведениями других авторов было бы с моей стороны неэтично. Рассказ будет специально средний по размеру, чтобы суметь лучше всё показать и объяснить.

ОТГОРОДИТЬСЯ ТЕЛЕФОНОМ

ЭКСПОЗИЦИЯ.
Утром в понедельник в маршрутках особенно дискомфортно. А тут ещё напротив меня оказалась молодая мама с часто кашляющей девочкой лет пяти.

ЗАВЯЗКА.
Девочка сидела у мамы на коленях и между приступами кашля тщетно пыталась распечатать леденец. Её миленькое личико имело воспалённый вид, а кожа вокруг рта намокла и покраснела.
Мы ехали уже минут двадцать, и всё это время мама девочки ангельским голоском вела разговор по телефону со своей подружкой о новых нарядах, о
пикнике на озере, о фотографиях и прочих новостях соцсетей.

РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА, РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ /ПЕРИПЕТИИ/

1-я перепетия.
Пассажиры то и дело осуждающе поглядывали на говорившую по телефону девушку, но та не обращала внимание ни на окружающих её людей, ни на муки собственной дочери.
Было ощущение чего-то неестественного: вполне ухоженные мама и девочка, на той и другой – голубые джинсы, нежных тонов футболки, модные курточки, белые с цветными вставками кроссовки.
- Что же ты, лапочка, так кашляешь? Больно, да? - спросила малышку сидящая рядом бабушка.
«Лапочка» вопросительно посмотрела на свою маму, на бабушку и снова зашлась кашлем.
- Девушка, - обратилась я к юной маме, - Надо бы личико вашей дочке вытереть. У неё, наверное, температура.
Ответа на моё предложение не последовало. Девушка продолжила телефонное общение:
- Да мы в супермаркет едем, я там себе классную сумочку присмотрела, - и между делом обтёрла своей ладонью лицо девочки, автоматически вытерев эту ладонь о шапочку на дочкиной головке.
- Да-а! - чуть не вырвалось у меня.

 2я перепетия.
Подъезжали к нужной мне остановке. До Центра доктора Бубновского, куда я ездила на лечебные занятия, было рукой подать. Дорожка шла через Литературный сквер. Обычно я любовалась там цветами, иногда останавливалась, чтобы прочесть таблички с цитатами из стихов о различных деревьях. Но в этот раз настроение уже было испорчено. На душе ощущалась горечь от невозможности помочь случайно увиденной девчушке.
Занятия, требовавшие сосредоточенности, всё же отвлекли. Упражнения с нагрузкой давались мне не просто, но боль в позвоночнике с каждым днём становилась всё меньше.

3-я перепетия /кульминация/.
Через полтора часа я вышла на улицу с ощущением приятной усталости. Дорога домой, как всегда, показалась мне короче, тем более, что выйти из маршрутки получилось на две остановки раньше. Так захотелось винограда! Решила купить его на рынке. Покупка не отняла много времени. В предвкушении вкусного обеда я направилась к дому, но пройдя всего несколько метров, чуть не столкнулась с парнем лет двадцати пяти.
Он был в спортивном неопрятном костюме, небритый.
- Бомж, что ли? - подумалось мне. И в этот момент с другой стороны дороги послышался детский голос:
- Мама, мама, вон папа!
Мальчуган в синей курточке и красной бейсболке показывал в сторону мужчины, с которым я только что с трудом разминулась. Мама мальчика нервно откинула длинные волосы, достала из кармана джинсов смартфон и, продолжая идти дальше, начала что-то переключать на экране дисплея.
Мальчишка растерянно смотрел то на уходившую мать, то на стоящего через дорогу беспомощного отца. Потом он побежал за матерью, крича ей что-то, снова остановился и вдруг направился к проезжей части дороги. Мне захотелось крикнуть:
- Мальчик, отойди от дороги, сшибёт машина.
Но он тут же отступил назад сам, развернулся и, не оборачиваясь, побежал вслед за своей мамой.
На моих глазах разыгрывалась семейная драма.
- Да что за день сегодня такой! – вспылила я.
Хотелось кричать вслед этой женщине:
- Ты же мать! Мало ли что у тебя произошло с мужем, но ребёнка-то зачем бросать на произвол судьбы, зачем отгораживаться от него телефоном! Ведь дорога рядом!
И снова пришло горестное осознание, что посторонний человек тут едва ли чем может помочь.

РАЗВЯЗКА
Чтобы хоть как-то успокоиться и не скатиться до мысли «Ох, и молодёжь у нас», начала вспоминать детей знакомых, своих сыновей, которые вполне бы опровергли эту расхожую мысль.
Впереди меня вырулила из двора детская коляска. Её катил молодой спортивного вида мужчина, а рядом с ним, по всей вероятности, шли его жена и сын-подросток с мячом под мышкой.
- Мам, у нас всё нормально, отпуск ведь, - говорил мужчина в трубку, - идём всей семьёй на стадион. Даша с Юленькой там погуляют, а мы с Дениской мяч погоняем. Мам, всё, дорогу нужно переходить. Я тебе потом перезвоню.
Перед перекрёстком он весело скомандовал:
- Вперёд, за здоровый образ жизни.
Глядя вслед этой дружной семье, я невольно улыбнулась.

ФИНАЛ
- Ну, вот и хорошо. Все бы так. А может и у тех детей тоже всё наладится? Очень бы этого хотелось.

Удачи, дорогие друзья!

Член Российского союза писателей
Дуванова Зинаида Фёдоровна, Челябинск.


Рецензии
Спасибо за подробное описание!

Нина Гаврикова   31.10.2023 21:28     Заявить о нарушении