Глава 583. Рихард Штраус. 4 последних песни

Рихард Штраус
4 последних песни для сопрано с оркестром
Лондонский симфонический оркестр
Джейн Иглен (сопрано)
Дональд Ранниклс (дирижер)

Atonal: Британская певица Джейн Иглен, кажется, не имеет шумной известности, но послушать этот голос, однако же, стоит. Ее драматическое сопрано впечатляет.

samlev: Да, замечательно глубокий голос. Но, мне кажется, Джейн Иглен весьма востребованный человек, особенно в вагнеровских операх. Там она просто царит: Изольду пела в самых значительных постановках в Нью-Йорке, в Барселоне, Брунгильду в Чикаго, в Милане, не помню, где еще. Сенту, Ортруду — весь доступный ей вагнеровский репертуар она спела. Дирижеры — Аббадо, Баренбойм, Шайи, Хайтинк.

musikus: «Четыре последние песни» и вообще «поздний» Рихард Штраус — одна из особенно волнительных для меня тем, так что — спасибо за повод. Если есть в мировой музыке выражение предопределенности Неизбежного, то это, конечно, не наивные конструкции Петра Ильича (не обязательно раннего) и даже не символика вроде слишком известного и давно опошленного четырехзвучия, а такие вещи как у поздних Рихарда Штрауса (включая «Метаморфозы»!) и Малера, особенно — анданте Девятой симфонии и адажио Десятой. В них нет ужаса перед Неизвестным, но — понимание.
Рихард Штраус шутил, что хотел бы сочинять музыку так же естественно и просто, «как корова дает молоко». Но на закате дней ему уже не до затей; иссяк пыл молодости, жизнь взяла свое... В «Метаморфозах» — мудрая печаль прощания вместе с восхищением перед уходящими днями, последнее ослепление ее вечным светом. В «Четырех последних песнях» — по-пушкински светлый, благодарный взгляд на прошедшее, и никакой трагической жертвенности. Как символ вечной жизни — песня жаворонка (надо вспомнить тут и жаворонка из «Жанны на костре» Онеггера), а в финале — траурно-торжественный хорал.
Что касется исполнения… Из известных мне шести разных исполнений лучшее, как мне кажется — Ханны-Лоре Куузе с Гевандхуз-оркестром и В. Ноймнном. Исполнение не блещущее ресурсами, но верное по сути. Может, я просто привык к этой записи, но ей, на мой вкус, уступают даже Э. Шварцкопф, Г. Яновиц, Л. Делла-Каза и другие. Замечательно, думается, могла бы сделать эту вещь несравненная Христа Людвиг, изумительно записавшая песни Малера с Караяном, но, увы, такой записи я не знаю (может быть есть?!).
Что касается исполнения Джtqy Иглен, то, действительно, так и слышится Изольда, но, как ни парадоксально, ее голос «слишком хорош» и звучен для такой вещи, как «Четыре последних песни». И я не слышу настоящего погружения в эту гениальную музыку, которая ведь не для пения… Поет Иглен как-то по-школярски, для нее это вокальный номер, а не потрясающая по глубине поэма благодарного ухода… Примерно то же я бы сказал об оркестровой партии. Скрипичное соло в третьей песне — лирический центр всей композиции! — безвкусно выпячивается, а потрясающий по выразительности и смысловому значению хорал медных в финале не звучит, пропадает.


Рецензии