Глава 515. Бетховен. Лунная соната
Соната для фортепиано №14 до-диез минор «Лунная»
Валерий Афанасьев (фортепиано)
irpi: Дорогие композиторы, посетители сайта, не могли бы вы, пожалуйста, охарактеризовать форму первой части этой сонаты.
Mikhail_Kollontay: Мне кажется, форма там — подражание Моцарту.
irpi: Как это?
Mikhail_Kollontay: Начало сонаты — сравните с интродукцией «Дон Жуана», там есть терцет, и что там играют скрипки? те самые триоли. Встык за этим терцетом в либретто ремарка: «луна выходит из-за облаков», откуда и название сонаты, как я понимаю. Пунктиры того, что в верхнем голосе — см. вокальные строки этого терцета. Тяжелые ходы баса по квартсекстаккорду тоже есть в том терцете.
В подобных выщипываниях вдохновившего чужого материала нет ничего плохого, это сплошь и рядом, примеров тому сколько угодно, и сам я, иной раз бессознательно, это делал, и меня ущипывали даже и великие классики. Все это одно поле, тут копирайт иногда — совершенно условная вещь.
Содержание же раскрывается только в Тридцать второй сонате, где побочная партия есть побочная партия из финала Четырнадцатой. В «Лунной» он Джульетту Гвиччарди в ад спровадил, а в Тридцать второй уже в рай решил переместить. Смотрится неплохо в обоих агрегатных состояниях! Вообще в Четырнадцатой только «Ночи на Лысой горе» Берлиоза не хватает, тема любимой уже есть, а Dies irae, собственно, тоже почти (церковные басы Командора и прочее).
Жаль, вряд ли уже Четырнадцатую запишу. Я в первой части триоли стаккато играю, как скрипки в интродукции «Дон Жуана». Весьма приятно звучит. Ну, на четверть педали разве что.
Свидетельство о публикации №223061100968