Древняя тайна гл. 7

7. Полеи  это Полей
___________________________________________

Сам по себе никогда бы я не заподозрил, что дорогие моему сердцу Полеи, родину матери, я все годы своей жизни называю неправильно,  с ошибкой. Я уже был почти что  "молодым пенсионером", когда узнал об этом - ненароком.
В Опочке гремел фестиваль "Река Великая". Звуки народной музыки русских, латышей и белорусов  растекались с Вала, где проходило мероприятие. По этому случаю зелёный свежевыкошенный бережок реки Великой у стадиона пустовал,  я один купался в бодрящей холодком воде. Только двое ещё, помимо меня, присутствовали на пустынном берегу - пожилая леди, похоже из "столиц", и её молодой спутник, отдалённо напоминавший Пьера Безухова.
Женщина разделась до купальника и подошла вплотную к кромке воды. Я же, наплававшись, выходил.
- Как температура воды? - вопрошала незнакомка.
- Всё замечательно, - отозвался я.
Женщина ринулась в воду. Я и её спутник на берегу обменялись приветствиями, потом разговорились. При человеке был ноутбук; похоже, он не расставался с этим прибором нигде и никогда.
- Некогда на месте, где мы сейчас стоим, сидел в походном кресле господин Витовт и смотрел через реку на молодую, 11-тилетнюю крепость Опочка, думая о том, как бы её захватить, - между прочим сказал я.
- Думаете, литовский лагерь был разбит здесь?
- Возможно.
- А подвесной мост...  вон  там находился?
- Все полагают, что там. Но я думаю - совсем  в другом месте. Через реку - это уж слишком. Он был протянут  через оборонительный ров.
- Но эти рвы - такие мелкие и не широкие...
- Это теперь. Прошло шестьсот лет... И Вал был тогда куда как круче. И весь снизу одет был в бревенчатую юбку...
Молодой человек, оказалось, живёт вблизи Полеёв - дача там у них с тётушкой. Та, что купается в реке, радуясь жизни - это его тётя, филолог из Москвы. Сам же он неравнодушен к истории. Мы взялись говорить про Полеи, и тут он заметил походя:
- А у меня везде Полеи проходят как Полей - в старых документах.
- Не Полеи, а Полей? - подивился я.
Собеседник мой, не долго думая, развернул планшет, постучал пальчиками по клавиатуре и показал мне некий текст (где то и дело бросались в глаза "яти", "ери" и "еры") и в нём название "Полей", в котором вместо "е" красовался "ять".
Эта встреча мною вскоре забылась (а зря!). Лишь через пару лет я вспомнил о том, что Полеи это Полей - когда зачем-то рассматривал старинную карту Псковской губернии, и на месте нынешних Полеёв увидел Полей. И какие бы старые карты я ни открывал (в интернете), везде к югу от синего пятнышка - озера Велье - был обозначен Полей. Оказался-таки прав "Пьер Безухов"!
 
В далёком прошлом (10 - 14 веках) особая видом буква "ять" (содержащая христианский символ), по мнению лингвистов, звучала вовсе не как современный гласный звук "е", а, ближе к "и", может быть, как "и" в украинском слове "мисяц". Получается, что название древнего селения было не только величавым, но и напевным - ПАЛИЙ.
До 13 века, когда в древнерусском языке произошло падение редуцированных гласных, язык наш был более вокальным...
В том самом веке 13-м, несчастливом, не только редуцированные пали, но пало во мглу и самоё светлое солнце Руси. Той древней былинной, светло-пресветлой, в которой "комони ржут за Сулою, звенит слава во Кыяве, трубы трубят в Новаграде, стоят стязи во Путивле". И весело бегут лодии под тугими парусами - по просторам синего Велья  - ко пристани Палий-града...


Рецензии