Древняя тайна гл. 8

8. Полеи в период оккупации
____________________________________


Я лишь слегка коснусь событий минувшей войны на родине моей матери. Маме в 1941-м, когда пришли немцы, было 8 лет. Все её родственники воевали с врагом. Старший брат Иван погиб в разведке в конце 1941-го, средний брат Василий вместе с Михаилом с 1941 по 1944 год воевали в Калининской партизанской бригаде. После освобождения края Михаил по молодости лет попал на курсы военных водителей и в звании сержанта окончил боевой путь в Корее; Василий же попал вместе с большинством местной молодёжи в действующую армию, уходящую на запад, и в Латвии, под Мадоном, в печально известных многим боях..., погиб смертью храбрых. Все мамины братья, по её отзывам, были прекрасные честные умные люди, подавали большие надежды... Но судьба распорядилась так, что только Михаил уцелел. И отцу с матерью мамы суждено было остаться в живых, несмотря на немецкие аресты и попытки расстрела. Так, дедушка мой Пётр Васильевич, за связь с партизанами (по доносу) был отвезён карателями в Идрицу и приговорён к расстрелу. Но спас Петра Васильевича господин Случай. Налетели на посёлок наши краснозвёздные асы, и проворный старик, в прошлом, в первую мировую, георгиевский кавалер, дал дёру из Идрицы, пока немцы прятались от наших бомб. Дедушка был партизанским проводником и связным. До войны он был председателем колхоза, хотя и не состоял в партии.
Полеи стали одним из центров партизанского движения. Об этом до сей поры свидетельствуют сотни окопов на склонах лесистых холмов. В пору моего детства на берегу озера стоял деревянный крест - на том месте, где один молодой парень подорвался на мине...
Немцы и их прихвостни неохотно посещали Полеи, и случалось это не часто. Летом 1944 года отряд карателей сжёг деревню. После войны все оставшиеся в живых отстраивали дома заново.


Рецензии