Волевой мальчуган

Весна 1987 года запомнилась холодными и про-
должительными дождями. Солнечные лучи с
трудом пробивались через толщу тёмных туч, и
мгновенно всё начинало сверкать, шуметь. Снег бы-
стро таял на крышах, и вода шумно лилась вниз на тол-
стый лёд, он таял, и мгновенно появлялись ручейки.
Белоснежные высокие сугробы вокруг больницы вне-
запно начинали оседать, превращаясь в нелепые бес-
форменные фигуры.
В тот далёкий год я работала медсестрой в детской по-
ликлинике и однажды по общественным делам зашла в
больничный корпус. Навстречу шёл врач из ортопедиче-
ского отделения, на ходу он торопливо произнёс:
— У нас аврал — не хватает сотрудниц!
Поразмыслив, я решила взять несколько смен и по-
спешила на четвёртый этаж. При входе в отделение на
меня вдруг обрушились крик, шум, гвалт детских голо-
сов. По коридору шустро бегали на костылях мальчуга-
ны, белели повязки, гипсовые укладки на руках и ногах.
Несколько ребят, сидя в колясках и умело управляя, про-
ворно передвигались по палатам, где лежали на крова-
тях больные дети. Все ребятишки оживлённо и гром-
ко переговаривались между собой, а мне вспомнилось
взрослое отделение со спокойной обстановкой, тихими
голосами. А здесь царил свой, беззаботный и многого-
лосый детский мир. Отделение ортопедии считается
наиболее тяжёлым: сюда круглосуточно поступают дети
после катастроф, часто после всевозможных травм, на
лечение с врождёнными пороками. Лечение детей про-
должается несколько месяцев в больничных стенах, где
они проходят школьную программу. В открытую дверь я
часто видела учителя у постели мальчугана, вниматель-
но читающего учебник. Но основным лекарством для
ребят является время, и растущий организм активнее
восстанавливается, по сравнению со взрослым.
Выписавшись из больницы, ребёнок вскоре забывает
о перенесённом заболевании на своём коротком пути и
изредка вспоминает как случай.
На эмблеме отделения изображён нежно-зелёный
росток дерева, заботливо подвязанный к колышку на
фоне ярко-оранжевого солнца. При воспоминании о том
времени у меня возникло желание рассказать историю
мальчугана: она оставила глубокий след в моей памяти.
Вечером, принимая смену, я обратила внимание на
мальчика: среди детей он выделялся маленьким ростом
для своих лет. Приглядевшись внимательно, я поняла:
ребёнок стоит на коленках. Семилетнего мальчугана
звали Алёша. Врождённая патология не давала возмож-
ности стоять на выпрямленных ногах. Он поступил на
лечение из далёкого таёжного посёлка. Общительный
Алёша был добр, внимателен ко всем, его улыбка никог-
да не сходила с лица, и весёлый голосок был слышен во
всех палатах. Непоседливый, он шустро передвигался на
коленках по отделению, я часто видела его в палатах, где
лежали больные дети, с ними он быстро подружился.
Деревенский мальчуган вырос в большой семье, не
знавшей распорядка дня, и здесь, в больнице, не мог по-
нять и принять строгий режим.
На наши замечания упрямо протестовал, возмущался,
порой доходило до слёз. В сон-час Алёша желал продол-
жать весёлые разговоры, игры. Подумав, мы с врачом
решили перевести его в двухместную палату, где нахо-
дился подросток, который увлекался чтением книг.
Мальчугана положили в постель, принесли множество
ярких, детских книг — от них он пришёл в восторг, но с
условием — не шуметь. На следующий день в сон-час
Алёша уснул, утомлённый чтением, среди вороха книг.
А через несколько дней ему была проведена сложная
операция, затем был долгий постельный режим. Прихо-
дили ребята из соседних палат, усаживаясь вокруг, где
он лежал, долго обсуждали детские проблемы.
Заканчивалась хмурая весна, за окном высокие то-
поля покрылись зелёными мушками, начались жаркие
дни. Однажды врач вручил мальчугану костыли, нача-
лось мучительное, долгое, самостоятельное обучение
ходьбе. Меня всегда поражало его недетское упорство,
желание быстрее встать на ноги. Я никогда не слышала
от него жалоб, капризов, да и некому было жаловаться —
родственники жили далеко и редко его навещали. Мол-
ча, опустив вихрастую голову, стиснув губы, преодоле-
вая боль, с костылями под мышками, Алёша долго ходил
по коридору, громко стуча костылями, затем ложился —
вернее, падал — в постель и крепко засыпал. Он мечтал
1 сентября самостоятельно пойти в школу. Но самой
большой мечтой мальчугана было научиться управлять
велосипедом, с ветерком промчаться по улице, залететь
на горку и стремительно, с замиранием сердца стрелой
съехать с высоты.
Наконец, наступил день выписки. Дети шумно прово-
жали Алёшу, обменивались адресами. Многочисленная
семья ждала у выхода. Мы все пожелали ему быстрее на-
учиться ходить самостоятельно, а потом и бегать. Дойдя
до двери, он отодвинул в сторону костыли, повернулся и
весело помахал нам рукой. В памяти так и осталась на-
всегда добрая, искренняя улыбка Алёши.
        Опубликован в ж. "Родники Сибири", № 11, 2020 г. "По радуге детства"


Рецензии