Как Женька в американском кино снимался - 5

                «ПЁТР ВЕЛИКИЙ»,
                или Как Женька в американском кино снимался

                (правда и небылицы из киношных приключений)

                начало в - http://proza.ru/2023/05/28/1387


                5. В кадре и за кадром
                (история повторяется!)


     В 1985 году на мировые экраны вышел 4-серийный фильм «Петр Великий». Это был первый иностранный мини-сериал, снятый на территории Советского Союза, но за «железным занавесом» в СССР никогда не показывался.

     В основу сюжета легла книга американского писателя, историка и журналиста Роберта Мэсси «Пётр Великий: его жизнь и мир», написанная им пятью годами ранее. Интерес у читателей она вызвала колоссальный, поэтому американская киноиндустрия практически сразу задалась целью: снять фильм о русском царе-реформаторе. За дело взялась крупнейшая в США коммерческая телекомпания NBC. Успех будущего кинопроекта, как говорится, лежал на «блюдечке с голубой каёмочкой». А в «блюдечке» – вся предстоящая прибыль!

     Запрос на помощь в съемках телекомпания направила в Госкино СССР в 1983 году. Пройдя все долгие бюрократические формальности, включая главную – с секретариатом ЦК КПСС, «высокие договаривающиеся стороны», наконец, «ударили по рукам»! Несмотря на то, что сценарий будущего телесериала содержал явно искажённые сведения из истории Российского государства, всё в итоге решили деньги. Так в сентябре уже следующего года Суздаль стал «русским Голливудом»! Только не «фабрикой грёз», а уникальной съёмочной площадкой мирового уровня.

     Западная публика очень мало знала о тогдашней России и еще меньше её историю. В блеске петербургских дворцов, в поту, крови и слезах русского народа, во всём своем драматизме и величии свершений, американцы захотели показать петровскую эпоху, причём с самого детства Петра I – из старой Москвы. Снимать фильм про историю другой (чужой!) страны, без серьёзных консультаций со специалистами из СССР, было бы заведомой глупостью. Поэтому противоположная сторона с удовольствием приняла предложение о научном консультанте фильма – докторе исторических наук, профессоре Дмитрии Никифорове, которому активно помогал писатель и кинодраматург Юрий Нагибин. Представленный американцами сценарий, безусловно, заслуживал критики, в особенности за все домыслы (!) о петровском времени, но существенно повлиять на его правку, советские консультанты, вероятно, не смогли.

     История Петра I настолько интересна сама по себе, что не надо было ничего выдумывать, чтобы вызвать зрительский интерес. Но, американцы без этого не могут. Поэтому и «нагородили». И хотя в основе материала, лежала очень грамотная, по мнению советских историков, книга Роберта Мэсси, режиссер Лоуренс Шиллер «перепотрошил» первоначальный сценарий так, что в итоге от него почти ничего не осталось. Начинал Шиллер, но NBC он не устраивал и вместо него пришел Марвин Чомски. Говоря по-русски: «хрен редьки не слаще», потому что в сюжетной линии исторической драмы, по части извращения некоторых эпизодов из жизни русского царя, по сути, мало что изменилось.

     Операторскую группу фильма возглавил, трижды получавший премию «Оскар», Витторио Стораро, снявший «Последнее танго в Париже», «Апокалипсис сегодня» и другие известные кинокартины.

     От советской стороны главным художником был назначен Александр Попов, художником по костюмам стала Элеонора Маклакова, которые ранее участвовали в создании двух фильмов о Петре I («Юность Петра» и «В начале славных дел»), поставленных режиссером Сергеем Герасимовым в 1980 году.

     А Марвин Чомски и Лоуренс Шиллер, привлекшие к съёмкам звёздный состав актёров из США и Европы, в итоге стали американским дуэтом режиссёров  фильма «Петр Великий». Принимали участие в создании кино и советские артисты: Наталья Андрейченко –  в роли  Евдокии Лопухиной – первой жены Петра (в фильме взрослого царя исполнил известный австрийский актер Максимилиан Шелл), Борис Плотников – в роли царевича Алексея Петровича, Роман Филиппов, Борис Щербаков, Всеволод Ларионов и другие талантливые актёры.

     Таким образом, исходя из общего творческого ансамбля представителей NBC и Госкино (при участии всесоюзного кинообъединения «Совинфильм»), получился первый сериал  американо-советского производства. «Первый блин – комом»? Решать зрителям!

     Художник-постановщик Александр Попов до мельчайших подробностей воссоздал деревянную Москву и московский Кремль той эпохи в Суздале. Причем деревянные дома-декорации строились не трёхстенные, как это обычно делают для съемок, а настоящие – в них жить можно было! Может, кстати, уже и проживают некоторые предприимчивые россияне? Суздальская натура и превосходные декорации реально помогли съёмочной группе сделать картину художественно выразительной и исторически достоверной. Кстати, в полях между Владимиром и Суздалем создатели фильма снимали Полтавскую битву. И это было грандиозное зрелище!

     Очень трудно на съёмках было с «Петром I», которого играл 54-летний оскароносец с двумя «Золотыми глобусами» Максимилиан Шелл. Он был предельно  сосредоточен на своем здоровье. В личном гардеробе знаменитости имелся чёрный шарфик, который он никогда не снимал и носил как талисман. Костюмеры с ним постоянно ругались, но все-таки есть несколько кадров в фильме, где царь предстал в современном шарфе.

     Изготовили для Максимилиана сапоги на каблуках с вкладкой. Но Шелл в суздальскую стужу выходил на съемочную площадку исключительно в своих сапогах – так теплее! И вся киногруппа мучилась, как бы эти сапожки не попали в кадр. А на съемках свадьбы в церкви он остался в собственных фирменных перчатках под венецианскими кружевами. У звёзд кино свои капризы!

     Но эксцентричностью отличался не только «русский царь». Обладатель «Оскара» и дважды лауреат премии «Золотой глобус» актёр Омар Шариф – исполнитель роли  князя Фёдора Ромодановского в советских гостиницах ломал розетки и выключатели в поисках спрятанных микрофонов. В конце концов, приставленные к группе сотрудники КГБ СССР взмолились: «Мы ему сами покажем, где микрофоны, пусть только уймётся. А то электрики замучились уже каждый день в его номере всё  менять».

     «Скудный в своих рассудках человек, но великомочный в своем правлении», – так дипломатично отзывался о князе Ромодановском один из его современников. «Собою видом как монстра, нравом злой тиран, превеликий не желатель добра никому, пьян по вся дни», – откровенно описывал его другой. Князь-кесарь Фёдор Юрьевич Ромодановский был на 32 года старше Петра и являлся при юном царе, своего рода,  наставником по жизни, выражаясь современным языком – шефом службы его личной безопасности. Похоже что, игравший главного высокопоставленного охранника, Омар Шариф уходил в роль с головой. Даже за кадром!

     На создание 4-серийного фильма ушло около 2 лет и 27 миллионов долларов. В США только первый просмотр собрал 75 миллионов зрителей. В новой России сериал показали многие годы спустя...

     А ещё кино запомнилось историей романа австрийца Максимилиана Шелла и советской «Мэри Поппинс» Натальи Андрейченко, который начал раскручиваться в дни съёмок «Петра Великого» в Суздале. Холода сближают…

     В 1689 году Петр I женился на своей возлюбленной Евдокии Лопухиной. В этом браке родился царевич Алексей, первые годы жизни которого, в основном, воспитывала бабушка Наталья Кирилловна. История повторилась! Спустя почти 300 лет, киношные Петр и Евдокия – Максимилиан Шелл и Наталья Андрейченко поженились.

     А дальше… Всё как в жизни и в истории тоже. Государь разлюбил свою царицу и после возвращения из Великого посольства по европейским странам захотел с ней развестись, поэтому уговаривал добровольно уйти Евдокию в монахини. Однако получил отказ, и в итоге  отправил  нелюбимую под конвоем (!) в Покровский монастырь в Суздале, где в июне 1699 года её постригли под именем Елены.

     …Максимилиану было уже за семьдесят, когда он объявил жене, что полюбил другую.  Прожив вместе 20 лет, их брак распался. Знаменитый и богатый актер, продюсер и режиссёр развёлся с Натальей в 2005 году.

     А вот сериал «Петр Великий» с их участием до сих пор остается вполне смотрибельным. Хотя справедливых нареканий, с исторической точки зрения, к фильму достаточно. Но разве актёры в этом виноваты?

     Кажется можно ставить точку в «киношных приключениях» Коляшина. Но зачем тогда целых три (!) съёмочных дня он  морозился в «кровавой массовке» в Суздале? Точно не из-за обещанного гонорара. Хотя и заплатили ему по советским временам очень даже хорошо. Интересно было? Бесспорно. Живое любопытство, как делается кино? Да! Но было и ещё одно обстоятельство: настоящая история Руси! Находясь в «народной толпе» и изображая жуткий страх на лице, Женька всё время думал: почему же, много лет спустя, Петр I так жестоко расправился со стрельцами?

     Неужели не забыл происки Милославских в царском дворе и тот самый первый стрелецкий бунт в Москве? В те дни юный Петр и его мать Наталья Кирилловна Нарышкина были буквально  ошеломлены ужасами резни, которую устроили беспощадные стрельцы, и смертью родных и близких им людей.

     Значит не забыл…

    (продолжение в – http://proza.ru/2023/06/18/853 – 6. Утро стрелецкой казни)

          июнь, 2023 г.                Санкт-Петербург


                © Н. Кирюшов, 2023


Рецензии
Спасибо, Николай, за интереснейший рассказ о съёмках, об истории картины и занятых в ней актёрах.
Не дано чужеземцам постигнуть ни русской истории, ни традиций, ни устоев, ни народного духа, ни души, ни менталитета, ни одежды, ни выражения лиц, ни интонаций - ничего!
А всё вроде бы делалось правильно. Но...
"...но существенно повлиять на его правку, советские консультанты, вероятно, не смогли".
А консультанты всё правильно говорили! Но их не слушали. Потому и получилась развесистая клюква - как всегда.
Отсюда и глупости вроде шарфика и сапог из другой эпохи.
Про розетки даже не упоминаю.:)

А что касается Петра, то самодержец знал, что делать, и сделал.

Светлана Данилина   24.04.2024 15:35     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение и отклик, Светлана! Да, Петр, как единоличный правитель всея Руси, уже знал, что делал! Ох и отомстил же он своим стрельцам! Крови было много... Об этом на следующем "уроке истории" - в 6 главе. С уважением и теплом к Вам,

Николай Кирюшов   24.04.2024 17:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.