Глава 254. Вагнер. Хор
Хор «Willkommen in Wahnfried, du heil`ger Christ» («Добро пожаловать в Ванфрид, добрый христианин»)
Вольфганг Менде (фортепиано)
Volovikelena: Мне кажется, очень-преочень любительский хор.
Anonymous: Да, поют не профессионалы, а любители. Единственная запись этого сочинения — пришлось добавить. Как я понял, эта песня сохранилась фрагментарно. Ванфрид — поместье Вагнера в Байройте, где он жил с семьей с 1874 года. Эту песню, не знаю, зачем он начал сочинять. Наверное, приветствие какому-то другу к его приезду.
Volovikelena: С операми у него было получше. Но вполне миленько получилось.
Теперь знаю, что и простую смертную музыку Вагнер писал тоже. А то все бессмертные оперы, бессмертные оперы. А тут — Рождество, «Два гренадера». Замечательно.
Niksti: Есть еще Пять песен на стихи Матильды Везендонк. Думаю, что не менее бессмертные, чем оперы. Мне случалось их аккомпанировать, с тех пор прониклась, очень их люблю и ценю, во всяком случае, не меньше опер.
Volovikelena: Да, у Вагнера и Матильды Везендонк было очень нежное романтичное чувство. И фрагмент оперы все-таки затесался в виде посвященого ей вступления к «Валькирии». И ее образ, нашедший отражение в Изольде. Кто знает, может быть, не случись это знакомство и дружба с Везендонками, не было бы у нас сегодня «Тристана и Изольды».
Конечно, он уже порядочно устал от «Кольца нибелунга» и нуждался в передышке и смене работы. Но для работы иногда очень необходима муза. И она появилась в жизни Вагнера так вовремя. Видела ее портрет — очень нежное и тонкое лицо. Вагнера понять можно. И с выбором сюжета тоже.
Спасибо за прекрасное напоминание. Нужно послушать песни. Тем более, что у меня скоро встречи с вокалистами как раз по вагнеровской теме. Когда они еще будут петь в операх Вагнера... Да и будут ли. А вот песни — это ближе и не менее интересно.
Niksti: Лена, а где это посвящение существует? У нас в Архиве есть партитура. Там вступление никому не посвящено, а вся опера посвящена Людвигу Баварскому.
Volovikelena: Читала в материалах по Вагнеру в связи с Везендонками. Еще подумала — вступление к опере или к третьему акту? Вступление к опере с Матильдой как-то не вяжется, а вот «Полет Валькирий» вполне бы подошел. Но «Полет Валькирий» был задуман пораньше, до знакомства с Везендонками.
С другой стороны, процесс работы шел, когда они познакомились. Почему бы и нет. Любовь Зигмунда и Зиглинды у него не менее поэтична, чем будет у Тристана и Изольды.
Про посвящение Вы правы — нет, конечно. Разве что негласное. Как у Берлиоза с его будущей женой Гарриэт Смитсон. Посвящение Фантастической симфонии нашему императору Николаю I было «политическим» жестом. А в реальности она вся связана от первой до последней ноты — если строго, то вступление по материалу больше напоминает об Эстель Дебёф, но и там секундовый элемент лейтмотива уже есть — с Гарриэт.
Вот и у Вагнера посвящение вполне «политическое» — другу и покровителю. А работа над «Валькирией» совпала у него с Матильдой, не с Людвигом, которого он встретил через восемь лет после окончания «Валькирии».
Берлиоз тоже встретил Николая Павловича ох, не скоро после написания симфонии.
Так что официального посвящения Матильде, конечно, нет. Возможно, это было бы неприличным — посвящать оперу о любви замужней женщине.
А с «Полетом» у него связан интересный момент. Козима упоминала, что Вагнер регулярно получал письменные просьбы дать разрешение на печать и исполнение «Полета Валькирий» вне оперы, отдельно в концертной практике. А Вагнер сопротивлялся, потому что считал это неразумным. Может быть, потому и сопротивлялся, что в «Полете» для него было воспоминание о Матильде. Тут нужно смотреть его письма к ней.
Niksti: Лена, спасибо за такой пространный ответ: интересно вспомнить когда-то пройденное или узнать новое. Пока вы его печатали, мы с сыном искали информацию в немецкоязычных источниках. И вот, на странице Берлинского филармонического оркестра удалось найти статью, посвященную Вагнеру и Матильде Везендонк. В этой статье среди прочего написано следующее: «...когда он работал над первым актом своей Валькирии, он должен был во время сочинения любовной сцены между Зиглиндой и Зигмундом о Матильде и себе самом думать. «Да будет благословлена Матильда» — неразборчиво написал он на краю нотного листа.
Любовная сцена — это третья сцена, конец первого акта.
В Байройте хранятся автографы вагнеровских опер. Очевидно, отсюда и стало известно о посвящении.
Volovikelena: Значит, не вступление и не «Полет», а любовная сцена. Это важно очень.
sir Grey: Очень красивая музыка! И спасибо за обсуждение.
Свидетельство о публикации №223061201587