Глава 9. Она завелась... и даже едет
Итак, я после вышеописанной процедуры усаживаюсь поудобнее в неказистый салон, раза с восьмого-десятого захлопываю изнутри дверцу, прижимаюсь спиной поплотнее к спинке сиденья, пристёгиваюсь ремнём безопасности, язычок коего стремится застрять между боковой частью спинки сиденья и передней стойкой заднего левого бокового окна, о чём свидетельствует характерная натёртость в указанном месте. Не лукавя, признаюсь: часто езжу без ремня безопасности, гоняю по трассе М-7 «Волга», лихорадочными рывками разгоняя трёхдверного задохлика до 120-130 км/ч. Как по мне, пассажиры должны быть пристёгнуты, а что до меня, водителя, так это по желанию, наличием коего я не могу похвастаться. До глупости опрометчиво уповать на спасительную способность банального ремешка, играющего в интерьере автомобиля, скорее, роль аксессуара, нежели элемента, обеспечивающего безопасность. От штрафа он вас авось и убережёт, но вот ваши плоть и косточки в серьёзной аварии - едва ли.
Откровенно говоря, я рекомендую каждому ниваводу читать молитву перед началом движения, куда бы вы ни отправлялись в дорогу, ибо любой вояж за рулём этой капсулы смерти может статься последним. Оживив двигатель и прогрев автомобиль, я трогаюсь и выворачиваю руль вправо до упора, аккуратно отпуская сверхчувствительную педальку сцепления с включенной первой передачей. Вытискиваюсь из ряда тесно припаркованных машин с вымораживающим гудением гидроусилителя рулевого управления. Никак не могу привыкнуть к мерзкому звуку, ранее я слышал нечто подобное только на тяжеловесах-КАМАЗах, где гидрач – необходимое зло. Гидроусилитель, к слову говоря, – ещё одно слабое звено в убогой и технологически допотопной конструкции «Нивы», за первый десяток тысяч километров эксплуатации выходил из строя трижды. Вы запамятовали – неважно, случайно или намеренно – пристегнуться перед началом движения? Не беда! Датчик, вмонтированный в замок ремня безопасности со стороны водителя, не позволит вам забыть о собственной безопасности и противнейшим писком с параллельным загоранием красного значка с перечёркнутым человечком на панели приборов напомнит о пресловутом ремешке. Лично я решил проблему надоедливого писка покупкой отдельного язычка без ремня, воткнул его в замок и теперь забыл про дурацкое пищание. Ранее иной раз после нескольких минут «пииик-пииик» я терял самообладание, парковался на обочине дороги, активировал «аварийку», выскакивал, не заглушая мотор, из салона и дубасил ногами по колёсам, бросаясь горячими словечками. Выпустив пар, прыгал за руль и ехал далее к пункту назначения.
Своё замечание относительно расхода топлива на данном авто я всё же дополню. С момента покупки заместо заявленного производителем в «Руководстве по эксплуатации» расхода в 9,9 литра при смешанном цикле составляет 18 литров по трассе, и около 20-22 при движении в городском трафике. С прохождением обкатки и накаткой пробега 10-11 тысяч километров аппетит прожорливого карлика чутка умеряется. Мне надоела такая плачевная ситуация, и жажда экономии привела меня в узкоспециализированную контору, где мне на платной основе перепрограммировали ЭБУ, после чего фактический расход топлива установился в рамках 9-10 литров по трассе. По городу езжу относительно редко, посему рискну предположить, что там «Нива» ныне кушает около 13-14 литров.
Чем оправдать столь исполинскую потребляемость бензина лупоглазым пузатиком? Крайне тяжёлый вопрос. Его скоростью? Я вас умоляю, этот инвалидушка с огромнейшей натугой раскочегаривается до 130 км/ч на свободной трассе! Его проходимостью? Допустим, повышенный жор топлива возможен на бездорожье, но какого чёрта она лопает бензин при движении по трассе как не в себя? Его габаритными размерами? Размерчик у машинки почти что игрушечный, много на ней не увезёшь, при этом аппетит сопоставим с автомобилями вроде Toyota Land Cruiser или UAZ Patriot, которые по габаритам, динамическим показателям и комфорту при езде далеко не чета трёхдверному прожорливому карлику!
Измучились, стало быть, автовазовцы, придумывая всякие «различные объективные и субъективные факторы», воздействующие на автомобиль при движении, и вписывая всю эту канитель в руководство по эксплуатации. Дескать, у нас – «в лабораторных условиях» – специальное измерительное оборудование показывает расход топлива в смешанном цикле 9,9 литра. Тут же производитель заверяет, что «указанный расход топлива… служит для сравнения автомобилей различных производителей и эксплуатационной нормой не является». Далее возникает вопрос: зачем же тогда вообще указана конкретная величина расхода, не являющаяся эксплуатационной нормой? С таковым подходом к делу возможно указать в технической документации любую величину, хоть 1 литр на сотку, хоть 0,1 литра. Все фактические показатели расхода топлива и их расхождения с лабораторными впоследствии легко списать на «объективные и субъективные факторы», что, с точки зрения производителя, выглядит очень удобным. Для чего, собственно, производится автомобиль на тольяттинском заводе? Для движения по дорогам общего пользования или для его прогонок в лабораторных условиях? Судя по информации в «руководстве по эксплуатации», я склоняюсь ко второму варианту.
Дерзну подкинуть автовазовским бестолочам гениальную идею! Давайте-ка, братцы, уберём морально устаревший 1,7-литровый двигатель, сдадим проржавевшую крышку капота в металлолом, а в подкапотном пространстве вместо всех этих ненужных железок, патрубков, пластиковых погремушек оборудуем облучок, посадим туда ямщика, запряжём пару-тройку меринов и вуаля! Можно отправляться в путь. Упряжь для сего убожества, я надеюсь, инженеры из Тольятти сконструируют, тут у них проблем возникнуть не должно. Четыре пассажира рассядутся в салоне, раздатку с коробкой передач и рулевым колесом – к чертям собачьим. Представьте себе, таким образом, мы сведём расход бензина на этой модели к нулю! И масса автомобиля значительно снизится, если, конечно, не брать в расчёт лошадей. Вот только придётся оставить аккумулятор для фар, тормозных сигналов и поворотников, который придётся периодически снимать и подзаряжать дома от сети 220В, но разве это помеха для привыкшего к куда более непреодолимым трудностям горе-владельца отечественного самоходного экипажа?
Итак, продолжу своё повествование. Летом тормозит «Нива» довольно резко, так что будьте готовы после длительной зимы и мучений с АБС при торможении на сухом асфальте частенько стукаться затылком об подголовник. Звук скрипа передних ступичных подшипников на малых скоростях – в дорожных заторах и на просёлочных дорогах – будет вам первое время докучать, но потом привыкнете. Поначалу я даже в жару поднимал боковые стёкла до упора, чтоб не слышать противный звук, позже я элементарно прекратил обращать внимание на сию мелочь. На скорости около 35-40 км/ч, входя в крутой поворот, вы ощутите нешуточный крен автомобиля, поэтому скорость лучше заранее сбрасывать по максимуму. Это, опять же, летом. Зимой «Нива» и на прямой дороге себя ведёт крайне неадекватно, про повороты, тем паче резкие, я вообще молчу: кувыркнётесь в кювет, не успев опомниться.
Крутые и продолжительные подъёмы в гору, к примеру, на дорогах близ населённых пунктов Новинского сельсовета и деревни Ольгино в Приокском районе Нижнего Новгорода, машинка берёт с удручающей тягостью, еле-еле развивая 55-60 км/ч, и то с утопленной в пол гашеткой на 4-й передаче (пятую в такой ситуации включать бесполезно).
Выдержав в нелёгком пути с час-полтора позора и добравшись до пункта назначения, паркуюсь, проделываю хитрый алгоритм с остановкой двигателя, описанный мною в этой книге ранее, и выскакиваю с неудобного водительского места, вдыхаю поглубже в лёгкие свежего воздуха, пытаясь успокоиться, расслабиться и унять возникшую в дороге дрожь в руках и ногах. Резкий размашистый хлопок дверью и… нет, не закрылась. Ещё один хлопок, сильнее прежнего… ура! Наконец-то можно трясущимся большим пальцем щёлкнуть кнопочку включения режима охраны на брелоке, услышать до боли знакомый звук активации сигналки, плюнуть горькой слюной на колесо «Нивы» и идти по своим делам до следующей вынужденной поездки.
Свидетельство о публикации №223061201596