Глава 103. Мартынов. Ночь в Галиции

Владимир Иванович Мартынов
Ночь в Галиции, на стихи Хлебникова
Ансамбль «OPUS POSTH»,
Ансамбль Дмитрия Покровского
Татьяна Гринденко (скрипка)

musikus: Вещь действительно интересная, оригинальная, быть может, даже слишком, из-за откровенной подчас эпатажности. Так, первую часть, с шизоидными выкриками на гласных, можно было бы (если уж она так была нужна) сделать и покороче. Раз в пять. Не очень понятно зачем нужно было так налегать на это нарочито фольклорное пение (скорее — крик) с открытым белым звуком, доведенным до карикатурности. При этом «языческая» архаика пения не очень сочетается здесь со средневеково-волыночным тембром инструментальных интерлюдий; они по-своему интересны и выразительны, слушаются с удовольствием, но порой опять как-то стилистически не стыкуются с остальным. Вокальный и инструментальный компоненты в этой вещи — из разных эпох и разных культурных контекстов. А инструментальное вступление к десятой части звучит точно на еврейском празднике... Фактура получается довольно пестрой. Но главное, пожалуй, в том, что всё это крайне косвенное отношение имеет к поэтике Хлебникова, к его изысканнейшей ворожбе словом и звуком. Стихи Хлебникова, несмотря на их кажущуюся «народность», на самом деле элитарны, а в музыке это совершенно не отражается. Но заключительная часть, ничего не скажешь, очень красива. Автор понимал, что хоть в заключение нужно же дать что-то человеческое. Не случайно здесь мы слышим не крик, а, наконец-то — пение. И нельзя здесь не вспомнить, конечно, «Перезвоны», если не прямое влияние, то уж прецедент которых, наверняка, сыграл свою роль в появлнии «Ночи в Галиции». Но это, конечно, контраверза Мартынова Гаврилину.

precipitato: А мне как раз последняя часть меньше всего нравится.

musikus: Конечно, если принимать концепцию в целом, то такая последняя часть из нее выпадает. Но я говорию о красоте финала безотносительно к остальному.

gurold: Осторожно начинала слушать. Потому что неоднозначное у меня отношение к Мартынову. И виденное/услышанное по телевизору не задело никаких струн во мне.
А вот с этим произведением все получилось наоборот. Первая же часть невероятно понравилась. Пока не могу перейти ко второй и дальше.
Не думаю, что языческая архаика — это специальная краска. По-моему, такова манера пения ансамбля Покровского. Именно она пришлась кстати композитору. Либо были какие-то особые причины работы с этим хором. Не важно. Результат классный. Потому что жесткость женских голосов, идеальная артикуляция, неплохой строй — все работает на плюс. Начало совершенно чудесное. Когда идет игра с разновеликими паузами и нотами. Рост энергетики. От индивидуальности — к соборности и хору. Первую часть хочется слушать неоднократно. С удовольствием. И, как раз, колесные лиры (которые похожи на волынки) — это коронный инструментал Покровского. Привычное сочетание этой манеры пения и инструментов такого типа, как лира и варган.

Интересная вещь — «Ночь в Галиции». Буду слушать дальше и с огромным интересом. А начала слушать, потому что комментарии заинтриговали.
 


Рецензии