Глава 475. Бах. Вторая токката
Токката для клавира №2 до-минор
Анджела Хьюитт (фортепиано)
alexa_minsk: По моему мнению, Анджела — одна из самых интересных действующих интерпретаторов Баха.
sir Grey: Не знаю. Очень на Гульда похожа, мне кажется. Несамостоятельна, по-моему.
С большим удовольствием послушал эту токкату. Но предпочитаю «оригинал» (Гульда).
Хотя и темпы другие и все — на мой взгляд, все с него списано здесь.
Anonymous: Не важно, кто исполняет — главное чтобы исполнялось на клавесине или клавикорде. Бах фортепиано не видел даже во сне. Конечно, можно играть и на фортепиано, но предпочтительнее, на мой взгляд, играть на том инструменте, для которого произведение предназначается.
Romy_Van_Geyten: Интересно, а на каком инструменте Вы тогда предпочли бы «Искусство фуги»? Там инструменты вообще не указаны.
Anonymous: Те, которые были тогда популярны: в первую очередь клавесин, потом клавикорд.
Romy_Van_Geyten: Судя по тому, что партитура была написана на четырех строках, клавесин или клавикорд, если и имелись в виду, то в последнюю очередь.
Anonymous: Тогда, конечно, на органе. Вы немного поиздевались надо мной. Я же не знаю так хорошо творчество Иоганна Себастьяновича, как Вы. Не знаю, что там у него в партитурах.
Romy_Van_Geyten: Так никто же не мешает их изучать. Тогда, быть может, и не захочется делать легкомысленные и неосмотрительные заявления.
Anonymous: Никто, разумеется, не мешает, но разве изучать партитуры Баха это какая-то важная необходимость?
victormain: Да.
Anonymous: Спасибо. Стоит, наверное, задуматься. Но клавесин мне все равно нравится больше.
abcz: Только хорошо бы учитывать, что современный клавесин по звуку и стабильности строя отличается от тогдашнего немногим меньше, чем Стейнвей от клавикорда.
Anonymous: Я много слышал исполнений на аутентичных клавесинах. Мне нравится их звучание.
abcz: Вживую?
Anonymous: Да, был на вечерах старинной музыки в музеях.
abcz: Тут есть маленькая хитрость (или умолчание).
Реально аутентичные (не реставрированные) инструменты вообще не играют. Это именно шум и треск совершенно немузыкальный. А вот уровень «реставрации» бывает очень разный. Вплоть до того, что вынимается всё, относящееся к звучащей части и изготавливается из современных материалов, по современным технологиям (хотя и, разумеется, достаточно точно воспроизводя исходник, иногда даже по оригинальным лекалам — некоторые сохранились). Такие инструменты играют, да. Хотя «аутентичными» их назвать все-таки нельзя. Никто не будет моделировать литейный процесс семнадцатого века, чтобы создать аутентичные струны и крепеж. Даже отчаянные аутентисты: одно дело, лютня, другое — клавесин, тут уже нужна индустрия.
victormain: Слава, а как же струнные Гварнери, Страдивари? На них, как я понимаю, не переставали играть, и они всегда были в полном порядке. Вот если цинк лежал шестьсот лет в чулане — ну да, он не задудит поначалу. То есть, видимо, фокус в том, что если инструментом не переставать пользоваться, он будет отзываться нормально, пока цел.
abcz: «Пока цел», да. Но тут дело в нагрузке. У скрипки четыре струны, сильно выпуклая дека (часть нагрузки передается пружиной на нижнюю, а кривизну верхней время от времени возобновляют). Клавесин же, даже если лютневый (четырехоктавный с жильными струнами) — это полсотни струн (при том, что он, за счет закрытой формы, звучит слабее лютни, а играющих лютен тех времен по тем же причинам нет (кажется), а пятиоктавный двухмануальный — это уже под двести латунных струн на деревянной раме, которую, конечно, рвет крепеж довольно быстро. Дека плоская — за считанные годы уходит в отрицательный друк, потом начинает трескаться, струны и вирбеля недолговечны, но их, хотя бы, можно менять, опорные конструкции просто так не заменишь. Тут парадокс: чем более сложен и совершенен технологически инструмент, тем быстрее он выходит из строя. Самые долговечные — самые простые: цинки, скрипки.
tagantsev: Насколько я знаю, ни одного играющего клавесина времен Баха не сохранилось. Рамы делали деревянными, и они со временем рассыхались и трескались. По этой же причине не сохранилось играющих роялей (пьянофортов). Только после того как рамы стали делать чугунными — инструменты стали долговечными, хотя после долгого использования требуется капитальный ремонт вирбельбанка.
Что касается лютен, действительно, ни одной играющей не сохранилось — рассохлись, и деки треснули. Все лютни на которых сегодня играют это новодел (почти всегда, копии известных мастеров). Лютня хрупкий инструмент — особенно барочная. Представьте себе 11-13 хоров (это примерно 20-25 струн). В среднем натяжение струны — это 3-5 кг. Вот и получается, что на заднюю подставку (на которой крепятся струны) приходится нагрузка порядка 100 кг. Дека лютни в тонких местах имеет толщину меньше 0,4 мм. Каково! Такой тоненькой деке приходится держать такую нагрузку. Да и сама лютня-то весит всего 1-1,5 кг.
Свидетельство о публикации №223061200228