Принципиальное отличие перипатетики от академии

Наконец-то!
Выпали секундочки на то самое-самое важное, без чего все остальные информации о педагогике не стоят и ломанного гроша.
Перипатетика и и академия: два противоположных типа образования.
Две принципиально разных модели взаимодействия Ученика и Учителя.
Именно здесь мы можем убедиться, что Божественная дихотомия исключает Третье!
Третьего не дано.
Точно как мужское начало и начало женское.
Как Сохранение (женское) и Изменение (мужское).
Академия: Учитель и Ученик пребывают в покое, практически неподвижны.
Между ними пустое пространство.
Они беседуют друг с другом по поводу некоей абстракции, просто одного-единственного Слова.
Вбрасывается Слово и они о нём спорят.
Сейчас нам неважно, каковы «правила» ведения этого «спора» или «диалога».
Важно, что один произносит набор слов, затем другой произносит набор слов.
Это как в мерцающих шахматах: один делает серию ходов своими фигурами. Другой делает серию ходов своими фигурами.
Между двумя шахматистами доска, шестьдесят четыре черно-белые клетки и набор абстрактных фигурок. Всё! Игра идёт! Что такое «диалоги Платона»? Это записи «партий» сыгранных Сократом с умнейшими людьми древнего мира.
Академия  - это Школа Платона, в которой ученики и учителя располагаясь неподвижно обсуждают абстракции.
В нашем мире Академия – это когда дети сидят попами на стульях и рассматривают рисунок речки или рисунок моря или рисунок горы или рисунок дома и рассуждают о нём.

Лучший Ученик Платона – Аристотель родом из Стагиры, получивший по имени своей родины имя Стагирит (Стагира – полис, город-государство), ушёл из Академии и стал возражать своему Учителю тем, что создал противоположную модель Школы – перипатетику.
Перипатетоу –прогуливающиеся.
Вообще дословный перевод здесь такой: «peri-pateo» – «ходить кругом», прогуливаться.
Прикольно, но в наших школах ученик, который не посещает занятия в классе считается… прогульщиком! И у нас слово «прогульщик» несёт в себе резко отрицательный смысл!
Между тем «прогуливающиеся» - это когда оба – и Учитель, и Ученик идут рядом и беседуют по поводу конкретных объектов, которые они вместе наблюдают.
Поэтому начало знаменитого диалога Платона «Федр» чисто перипатетическое:
- Привет! Откуда и куда?
- Да вот, иду под платаны прогуляться!
А главная «цитата жизни» из Гомера у Платона звучит так:
«Двум совокупно идущим один пред другим измышляет».
Перипатетики двигаются мимо реальных объектов внешнего мира.
Топика – искусство рассмотрения объектов с разных сторон, с различных точек зрения.
Хотите высшее проявление топики?
Сергей Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать!»
В школе перипатетиков Ученик и Учитель рассматривают не рисунки, а реальное море, реальную реку, реальные горы, реальные дома. И при этом они именно подвижны.
И интересуют их вовсе не абстракции!
Пока вы смотрите телевизор – вы в академии.
Когда вы реально поехали в горы – вы перипатетик.
Эти два противоположных типа образования взаимно дополняют друг друга.
Полноценное образование сродни полноценной семье, в которой мужчина и женщина.
Вот почему недостаточно нарисовать паровозик и рельсы и изучать правила поведения на железной дороге. Надо реально переходить рельсы и реально видеть двигающийся состав.
Теория и практика должны взаимно обогащать друг друга.
Вот почему Ураю так необходима пусть и маленькая но настоящая полноценная железная дорога.
В большом городе ребёнок садится в трамвай и едет в школу. А у нас ребёнок трамвая и метро в глаза не видит. Не пользуется. Не ощущает. И этот недостаток личного опыта необходимо компенсировать. Пока не окажется, что уже слишком поздно.


Рецензии