Красноярские столбы. Столбизм

«Зело превелики и пречудесны сотворены скалы. А находятся они в отдалённой пустыне, вёрст за 15, а может, и за 20. Только попасть туда трудно, конный не проедет, пеший не пройдёт, да и зверья дикого не мало. Разно рассказывают о них. Пожалуй, правду говорят, что даже в других землях не увидишь такие. И залезти на сии скалы никто не сможет и какие они, неизвестно». Так написал о том месте в отчёте 1823 г. легендарный землепроходец и рудознатец Прохор Селезнёв*.
____________________________
* Хотя многие красноярцы считают Прохора Селезнёва открывателем Красноярских столбов, в действительности это имя персонажа ненаписанной книги красноярского мецената и библиомана Василия Александровича Сипкина (1878 — ?). Я цитирую здесь слова Сипкина, хотя его Прохор Селезнёв давно стал легендой Красноярска.

На юго-запад от Красноярска, почти на окраине города начинаются северо-западные отроги Восточных Саян. Представлены они скоплением сиенитовых** скал до 90 м высотой. Общее название этого природного образования — Красноярские столбы или, реже используемое, Красноярская Швейцария.
___________________________
** Сиенитовые скалы представляют собою затвердевшую магму, причём затвердевание произошло как на поверхности, так и в недрах земли.

500 млн лет назад на том месте было море. Поднимавшаяся из недр Земли магма разлилась глубоко под мощными донными отложениями, а в слабых их местах просочилась вверх. Когда магма застыла, получилось нечто вроде гигантского подводного ежа с торчащими иголками. Потом море ушло, основа осталась под осадочными породами, а иглы оказались скалами. В течение миллионов лет ветер, холод, вода и солнце искусно шлифовали их, и получились природные изваяния. Последние 50 — 60 тыс. лет скалы пребывают в неизменном виде.

У каждой из них впечатляющий облик — это либо гигантские люди-великаны, либо животные, либо мифические чудовища. Некоторые скалы одиноко высятся над таёжной чащобой, другие составляют впечатляющие группы. Всего таких скал более 100, причём каждой дано людьми персональное имя. Между ними и в самих скалах сложился уникальный лабиринт ходов и лазов. Помимо скал по территории рассыпаны огромные валуны, представляющие не меньший интерес. В довершение образа всего природного комплекса Красноярские столбы окружены правосторонними притоками Енисея — на северо-востоке рекой Базаиха, на юго-востоке — реками Мана и Большая.

Удивительным является разнообразие энергетических сил этих скал, которое ощущает на себе каждый путник, попавший в мир Красноярских столбов. Есть там зоны эйфории, зоны уныния, зоны расслабления, зоны напряжения и т.п. Зон силы несколько, самая первая находится при подходе к комплексу со стороны Красноярска — торчащая из земли известняковая скала Чёртов палец. Это объект вожделения шаманов и магов.

На вершинах нескольких скал непонятным образом держатся огромные шарообразные камни, и они стали феноменами пристального внимания уфологов. Обсуждается проблема возможных передатчиков информации в космос и обратно. Скалы Грифы и Перья вообще объявлены «маяками для космических кораблей». Говорят, что от них в небо непрерывно исходят некие направленные лучи. Между Вторым столбом, Крепостью и Диким камнем уловили «тепловую аномалию»: якобы в лютые морозы в этом месте можно спокойно ходить без одежды, но закутавшись в шубу — одеревенеть от холода.

При подходе к Столбам со стороны Красноярска расположен кордон Лалетино, тоже место силы. На кордоне возведена часовня Святителя Иннокентия Московского. Это единственный в нашей стране храм, посвященный погибшим альпинистам, скалолазам, спасателям и столбистам. Пишу об этом неспроста.

Красноярские столбы — родина уникального общественного движения столбизма. Оно сродни «русской рулетке»: столбизмом называется свободное лазание по скалам без каких-либо страховочных приспособлений. Главное здесь сила, ловкость — и везение. Проще говоря, на вершину скалы восходит тот, на чьей стороне умение и удача. Это качественное отличие столбизма от альпинизма и скалолазания, от последнего он и родился. К сожалению, начиная с рождения столбизма, на Красноярских столбах ежегодно погибают минимум 2 человека, а бывают годы с более обильным для смерти «урожаем».

Столбизм не спорт — это образ жизни, феномен Сибири. Нечто вроде секты с соперничающими общинами. В 1892 г. один из первых столбистов А. Чернышов построил в таёжной чаще Красноярских столбов избу, там стала собираться и даже жить его община. В кратчайшее время десятки подобных изб выстроили соперничавшие общины. Дома не запирались, и войти в них мог каждый желающий. Сами общины делились на касты и подгруппы, жили в Столбах и вне государства. До учреждения СССР власти столбистов просто «не замечали».

После Великой Отечественной войны, особенно после хрущёвского «разоблачения» культа личности Сталина, в самый разгар т.н. «оттепели» столбизм стал вырождаться в бандитизм. Этому способствовали пренебрежение столбистов к собственной жизни и философия фатализма. Агрессия была внутренней — согласно законам тайги воевали столбистские общины.

Первое убийство на Столбах случилось в 1959 г.: из обреза застрелили студента. «Пошли столбисты на ночное восхождение, на тропе слышат, что их окликают, — ответили. Те выстрелили на голос и одного парня убили. Мы утром шли мимо, он ещё лежал под штормовкой: видимо, ждали следователя». Милиции и КАО (комсомольский активный отряд) удалось временно прекратить войну общин. А для большей безопасности разогнали всех столбистов и сожгли избушки.

Но в 1960-х гг. из столбистов выделилась община «абреков». Её главари окончательно скомпрометировали движение в советский период. Эта команда выдающихся спортсменов одновременно была организованной бандой. Во главе стояли вожаки: Хасан (А. Осадчий) и Цыган (А. Михайлов). К этническим группировкам «абреки» никакого отношения не имели.

Резня произошла в 1972 г. Началась она с того, что во время соревнований в Столбах альпинистов Цыган попытался пырнуть ножом столбиста Седого (Ферапонтова) и профессионального скалолаза Багаева. Стычки «абреков» с прочими группировками продолжались до позднего вечера. А потом развернулась настоящая война с трупами и покалеченными, с ножами и самодельными гранатами. Прекратить её властям удалось только после ареста и заключения под стражу нескольких десятков человек.

Столбисты возобновили войну в начале 1980-х. Для успокоения буйствовавших на территорию Красноярских столбов пришлось ввести полки внутренних войск МВД. Сопротивление организованных уголовников удалось подавить, когда арестовали нескольких абреков за убийства уже в самом городе: были застрелены студент-медик, тоже столбист, и вышибала в правобережном ресторане.

После 1991 г. криминал обрёл в Красноярске твёрдую почву, а для столбистов восстановлены все их легендарные избы. Впрочем, само движение вроде бы отдало Богу душу. Сегодня рисковать жизнью из интереса никто не хочет.


Рецензии