Одиннадцать молчаливых мужчин

Шаляпин русского футбола,
Гагарин шайбы на Руси

Прорыв Боброва
Евгений Евтушенко

Не так уж и часто снимаются в России фильмы о футболе. Поэтому с интересом, уже второй раз, посмотрел фильм о визите "Динамо" в Англию. Показалось, что в финале журналистка Эбби могла приехать с билетом из 1941 года и подарить Боброву написанную ей о нём книгу.
Малопонятно, какую всё же затеял провокаци криминальный букмекер с бутцами динамовцев.
Собрал из открытых источников информацию о фильме.

Сюжет фильма посвящён историческим событиям: осенью 1945 года английская футбольная ассоциация пригласила чемпиона СССР сыграть несколько товарищеских матчей с британскими клубами. Прозвище «Одиннадцать молчаливых мужчин в синих пальто» дала гостям английская пресса после общения в аэропорту, поскольку советские игроки не умели давать интервью. В картине добавлена и любовно-шпионская линия о соблазнении русского игрока английской журналисткой.

Содержание кинокартины в целом соответствует историческим событиям: осенью 1945 года футбольная ассоциация Англии пригласила чемпиона СССР — московское «Динамо» — сыграть несколько товарищеских матчей с британскими клубами.

Фильм начинается с тренировки футболистов "Динамо" в салоне самолета их тренером, Михаилом Якушиным, в процессе тренировки зрители знакомятся со всеми футболистами команды и специальным радиокомментатором Вадимом Синявским. Среди футболистов главной фигурой является Всеволод Бобров, футболист ЦДК, которого Якушин взял в Англию, чтобы усилить свою команду. Бобров ещё не влился в коллектив, но уже подружился с Константином Бесковым, нападающим "Динамо".

В тоже время в Англии молодая журналистка Эбби грозит своему начальнику,что заведёт роман с известным российским футболистом и напишет об этом статью, которая покорит всю Англию. От подкупленных ею и её молодым фотографом работников английских авиалиний они узнают, что по ошибке самолёт с советскими футболистами приземлиться в совершенно другой аэропорт, и это даёт им шанс взять интервью первыми. К удивлению футболистов "Динамо", когда они вышли из самолёта, их никто не встретил, только молодая журналистка. Эбби берёт краткое интервью у всех участников футбольного клуба, влюбляет в себя Боброва, а затем приезжает правительственный автобус, и советские футболисты уезжают в отель, оставив остальных журналистов, которые приехали позже, ни с чем. На следующий день Всеволод Бобров не пошёл на тренировку, сославшись на плохое самочувствие, поэтому чиновница из советского спорткома Александра Елисеева вызывается подвести мячи к спортивной площадке и помочь Боброву доехать на автобусе. Как она позже признаётся Боброву, она поехала с футболистами в Англию не из-за того, что она любит футбол, а в надежде найти себе вторую половину. Но советский футболист не придаёт никакого значения словам Елисеевой и сбегает от неё, чтобы встретиться с понравившейся ему Эбби.

Параллельно с романом Боброва и Эбби развиваются любовные отношения Бескова с известной балериной, которой он часто звонит, но не решается ничего сказать, потому что стесняется своего голоса, как он позже признаётся Боброву.

Ещё одна сюжетная линия повествует о нелегальном букмекере Пеппере, который пытается сорвать большой куш на играх английских клубов с советским "Динамо". Но его план с треском проваливается, когда советские футболисты в пух и прах выигрывают первый матч. Между тем тренер Якушин пригрозил Боброву, что если тот не научится пасовать и играть в команде, то он будет вынужден оставить его на скамье запасных. А Боброва больше интересуют его любовные отношения с английской журналисткой, но в какой то момент он начинает кое о чём догадываться, а после слов Виктории Стрелковой, атташе по культуре и знакомой по Великой Отечественной войне комментатора Синявского, советский футболист понимает, что Эбби им манипулирует. А тем временем Пеппер, афера которого стоит на грани провала, грозит нападающему "Челси", Томми Лоутону, что если тот не позволит "Динамо" выиграть, то может лишиться жизни. Но чувства долга перед своей командой берут вверх, и Томми забивает решающий гол и сбегает с поля. И после скандала Боброва и Эбби, приходит к последней, чтобы спросить свою бывшую девушку: любит ли она советского футболист? И неожиданно для себя молодая журналистка обнаруживает, что влюблена в Боброва. Внезапно к ним в дом врывается разгневанный Пеппер и грозится выстрелить Томми в голову, если "Динамо" выйграет в следующем матче и заставляет Эбби послать записку Боброву в которой сообщает, что её жизнь может быть под угрозой, если тот забьёт победный гол. Но записка не доходит до Боброва и попадает к Стрелковой. И во время грандиозной победы советского "Динамо" над сборной Англии, Стрелкова спасает Томми и Эбби. Перед отъездом на родину Бобров ждёт Эбби, потому что все ещё на равнодушен к ней, но та не приходит, так как считает что, он больше не любит её.

Важное значение играют отношения Якушина с Бобровым, так как Бобров имеет своенравный характер, первоначально не приходит на тренировку из-за свидания с Эбби. В итоге на первый матч Боброва Якушин ставит в основной состав после рассказа Всеволода о своём брате, который был ранен во время войны. В матче со сборной Англии смотреть на поле Якушину мешает туман, поэтому он перебегает от одних ворот к другим. Миф о том, что русские обязательно должны пить водку, развенчивается, когда один из болельщиков за воротами "Динамо" пробует воду из бутылки динамовского вратаря.

В последней сцене Боброва, уже через некоторое время после событий фильма готовящегося к очередному матчу, окликает Бесков со своей возлюбленной, которой он все таки решился сделать предложение. С ними был фотограф, который просит Боброва попозировать, но тот отказывается, сказав, что у него контракт, как бы намекая зрителям на Эбби.

Всеволод и Эбби

По сюжету фильма молодая журналистка из Daily Mail Эбби спорит с начальником, что легко заведёт роман с известным советским футболистом и напишет об этом статью. Предварительное название текста — «Любовь с советским чудовищем».
Выбор Эбби падает на Всеволода Боброва — нападающего ЦДКА, которого главный тренер «Динамо» Михаил Якушин взял в Англию, чтобы укрепить состав и гарантированно не сесть в лужу перед британцами. В итоге Бобров в четырёх матчах турне забьёт шесть голов.
Эбби начинает оказывать Всеволоду знаки внимания. Поначалу советский спортсмен как будто не проявляет интереса к журналистке, но потом нарушает из-за неё режим, гуляет по ночному Лондону, целуется, катается на машине и даже зовёт с собой в СССР. Любовная линия, однако, на этом и тормозит: Бобров возвращается домой, Эбби — остаётся в Англии. За это время она по-настоящему прикипела к загадочному русскому — и не сдержала чувств, когда он навсегда улетел в Россию.

В реальности Бобров никакого романа в Лондоне не заводил — об этом нет ни одного исторического свидетельства. Персонажа Эбби, роль которой исполнила Алена Коломина, от и до придумали сценаристы Олег и Владимир Пресняковы. Рецензент сайта Кино-Театр.ру Мария Токмашева назвала роман спортсмена и журналистки «любовной линией, нарисовавшейся в общем-то на пустом месте».
https://sport24.ru

Ещё из Томашевой.
Но авангард «Одиннадцати молчаливых мужчин» — возможно, совершенно не осознанный — в другом. Впервые российский фильм на спортивную тематику содержит сразу несколько женских персонажей с вполне конкретными профессиями. Это не только героини Коломиной, Шуткиной или Лерман, но и, например, атташе по культуре российского посольства в Британии и бывшая подруга Синявского — Виктория Стрелкова в исполнении Евгении Лаповой, чья благородная красота тут, кажется, стала особенно заметна. Причём в этом ретрофлере все упомянутые женщины играют очень большую роль. Одна из них и вовсе — судя по фильму — спасает международный футбол. А ведь именно после того матча 1945-го началось вхождение СССР в ФИФА.
https://www.kino-teatr.ru/kino/art/tv/6293


Рецензии