Возрождённая память... Гл. 2

   Возрождённая память...
              Глава вторая «В единстве времени и пространства…»
С другой стороны Местного ряда Святой, более чем за  тысячу лет до Святителя Митрофана по земле ступавший, когда Руси ещё и в помине не было. Только невозможно Отечество наше без него представить. Святого весь Мир Христианский особо почитает – и Россия, и Италия. Он и покровитель путешествующих, и помощник в делах судебных, и попечитель тех, кто в плену нужды оказался.
В каждом  храме, в каждой часовне Святитель с Образов но молящихся взирает – часто – с нескольких. И Святынь в честь него множество великое возведено – а от них и названия улиц имена свои получили. И многие даже в годы безбожные имена сохранили. И беседовали мы о нём, конечно, не раз.
Как поняли уже все, наверное, имя Святителя – Николай – Николай Мирликийский.
(См. также «Как хорошо со Святителем рядом», «На страже правды и справедливости», «Пространство глубокой сосредоточенности», «Снова о Храме Святителя, из глубины веков на Русь пришедшего».)
Конечно, по обе стороны Царских Врат Образы Воскресшего Спасителя во Втором Пришествии и Пречистой  Матери Его.
 Не на троне — на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует…
 Слова эти М.А.Волошин сказал о Владимирской Иконе Ея. Чудом на Русь                из Влахернского Храма перенесённый, стал Образ Этот одним из самых почитаемых.
Сейчас, при взгляде не Него невольно с уст молитва слетает о прекращении славянкой трагедии, о русских воинах. Потому что всегда
  …Владимирская Богоматерь
Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам
На порогах киевских ладьям
Указуя правильный фарватер…
 А вот два Святых Дьякона-Мученика  – Стефан и Лаврентий. Оба в те века далёкие начала Христианства оголтелыми язычниками умерщвлены были. Стефана закидали камнями, а Лаврентия казнили по приказу идолам поклоняющегося императора.                В двадцатом веке сонм Новомучеников и Исповедников подвиг их повторит. Да разве кто-нибудь об этом не знает?
Интересно, что на облачениях  дьяконов цветы нарисованы. Вряд ли, конечно, было такое при жизни  Стефания и Лаврентия – и всё же написаны Святые в цветочном одеянии не только здесь. (См. также «Святость рядом с Вавилоном»). Не просто так, конечно. 
О сравнение Мучеников, кровь за веру Христову проливших, с цветами мы уже как-то                в «Русском доме» читали. Тот же М.А.Волошин написал, что «из мук казнённых поколений… возникнет праведная Русь». Словно цветы, на одной из икон «прорастают» Мученики века окаянного.
А ещё рядом с иконами часто стоят цветы, прихожанами приносимые. Цветами украшают Образы в День Памяти. В тот день  - следующий после Духова украшенной  была икона Пресвятой Троицы. Для Святыни в здании вокзала, для такого маленького пространства цветов здесь необычайно много – не только около Образа Троичного Божества.
   Цветы и о Райском Саде напоминают, что Адам и Ева, дьяволом соблазнённые, а по сути – из гордости утратили. Повод для размышления - особенно в наше время  - нередко воинствующего интернета …
По обе стороны от Деисуса Апостолы Первоверховные – создатели знаменитых Посланий, о которых, конечно, тоже не раз беседовали. (См. также «Небесное в земном отразившееся»). В честь них и летний Пост «из уважения», как сказал один из героев повести «Лето Господне». Пост, что в день Памяти Апостолов завершается. Звучат имена и в названии города.
А ко Христу их очень разные пути привели – один был из первых - тех самых Галилейских рыбаков, другой же - бывший гонитель христиан, на пути своём Спасителя встретивший. А смерть в один день приняли. 
Первоверховные – значит,  - первые среди равных. Тоже, всем уже ясно, что речь о Святых Петре и Павле. 
А вот тот, кого  - «неверующим» называли. Тот, кто в отличие от других апостолов возжелал вложить пальцы в раны Христа. Которому сказал Спаситель: «Не будь неверующим, но верующим». Апостол Фома…
«В Начале было Слово. И Слово было у Бога…» - начало четвёртого Евангелие. Этому Апостолу Господь две книги «продиктовал» - вторая  - «Откровение» - именно таково значение Слова «Апокалипсис». Апостол, которого сослали на необитаемый остров, где и было ему Откровение явлено. В церковном календаре у Евангелиста два дня памяти  – в конце мая и в октябре... Иоанн, которого Богословом величают.
 Но вот Образ иконописный ещё одного Святого Иоанна. Ряд, оказывается, не только апостольский – тоже, наверное, из-за малого пространства. Святого Иоанна от времён, когда ходил по земле Спаситель, четыре века отделяют. Он создатель текста Главного Богослужения нашего. И величают его Златоустом. (Однажды кто-то перепутал двух Святых Иоаннов. Грустно)…
А он тоже текст Литургии написал – той, что служится десять раз в году. А ещё принадлежит ему слова: «Псалмы — раздаяние мира, прибежище от бесов, вступление под защиту ангелов». Создателя Литургии и автора мудрых слов Василием величают – Великим.
А если есть их образы, то не может не быть и Григория Богослова. Рядом с Апостолами Отцы Церкви, имена которых каждому православному хорошо известны…
Наверное, главное уже сказано. Остаётся добавить, что смотрят на молящихся  с образов иконописных и  Преподобный, Дмитрия Донского на битву благословивший, и Отец Церкви, со Святителем Николаем на Первом Вселенском Соборе пребывавший и показавший всем, что значит Божество Триединое.
Святой Игумен Обители Пресвятой Троицы – Сергий Радонежский  и Святитель Спиридон Тримифунтский.
И, конечно, Образ Святителя Митрофана не только на иконостасе...
Ещё здесь несколько образов иконописных, прихожанами, наверное, принесённых – прежде всего – иконы Пречистой.
Это пространство молитвы в здании Павелецкого вокзала  устроено…
«В дорогу с Богом»… Направо от иконостаса не стендах можно прочитать о Святынях Астрахани, Воронежа, Липецка, Ростова, Саратова, Ставрополья и Тамбова. Семи направлений, по которым поезда с вокзала отправляются.
Неслучайно, получив благословение, отправлялись предки наши в паломнические поездки, соединяя в душе своей уголки Святой Руси… 
      


Рецензии