Письма другу о воспитании. Письмо третье
Доброе утро!
Продолжаю занудно анализировать твой трактат.
Я понимаю, что от концептуальной работы не следует требовать конкретности: здесь прорабатываются основы и закладываются направления. Но почему же проработка различных аспектов столь неравномерна? Страница за страницей ты воспеваешь воспитательное Слово, но совсем не интересуешься реципиентами этого Слова – учащимися: для какого возраста, пола, психического типа, уровня интеллекта, культуры, воспитания, вероисповедания, национальности оно предназначено. Складывается впечатление, что Слово наставника одинаково воспринимают все без разбора - мальчики и девочки, городские и деревенские, неблагополучные и благовоспитанные, верующие и атеисты, православные и мусульмане, русские и «кавказцы» и т.п.
Более того. Безразличие ко «входным данным» дополняется равнодушием к результату, хотя наставнику вроде бы следует знать, что получилось и что не удалось. Процесс воспитания, безусловно, является процессом управления, то есть процессом кибернетическим, а он требует обратной связи с объектом управления. Но об этом в работе - ни слова.
Дефекты модели усугубляются тем, что учитель, в отличие от гувернера и духовника, имеет дело с классом и в основном воздействует не на отдельного ученика, а на коллектив. Очевидно, что управление коллективом отличается от управления индивидом, поскольку группу индивидов связывают отношения, влияющие на их поведение. В какой-то степени структура класса напоминает структуру общества: в нем всегда есть центр власти – лидеры (лучший спортсмен, первая красавица, «богатенькие»), элита (первый ученик и отличники), средние слои (хорошисты), маргиналы (криминальные и трудные подростки), униженные (троечники и дети из неблагополучных семей), любимцы толпы (классные шуты), а также правдолюбцы, дети с физическими дефектами и т.п. Все они как-то перемешиваются, образуя группы, союзы. Чем прочней такие структуры, тем больше внимания они требуют от воспитателя. Однако никаких советов по управлению этим процессом (воспитанию коллективистов через коллектив) трактат не предлагает.
Ничего удивительного: сотворенный по образу и подобию пастыря, твой школьный воспитатель упорно игнорирует горизонтальные связи в классе и тщится замкнуть всех учеников на себя, иногда дозволяя им возражать друг другу и даже наставнику (ведь и Господь Бог время от времени снисходил до дискуссий – например, с рабом своим Иовом или Моисеем).
Свидетельство о публикации №223061200590
Мне довелось видеть воспитание в одну минуту. И "непробиваемых" учеников тоже встречал. Почти всё зависит от "тыла". Многие родители сами дают ребёнку отрицательные пути.
Пустите меня с любым на необитаемый остров, где не будет папы-мамы и прокурора, воспитаю в три дня. Останется живым и здоровым. Никакого насилия. Просто оставлю его со своими недостатками. Не желаешь мыть посуду, следующий раз будешь кушать из грязной.
А потом подскажу правильную дорогу.
В одной из своих миниатюр, в уста Бога, я вложил слова.
- Я вам рай построил, а проблемы вы себе сами придумали!
Николай Куцырка 13.10.2024 05:01 Заявить о нарушении
Не говорю уже о прочности "экспресс - воспитания": скорее всего такие навыки забудутся на следующий день (как только воспитанник вернётся с острова)
Томас Твин 14.10.2024 13:16 Заявить о нарушении
А по настоящему, воспитание продолжается до последнего дыхания. И окружающих, и самого себя.
С уважением - Николай.
Николай Куцырка 14.10.2024 20:15 Заявить о нарушении