Смерш первым делом - самолеты

По документам сайта "Память народа". Все события, подразделения и фамилии подлинные.

В фильмах и книгах военные контрразведчики ловят шпионов. А в жизни - оказывается еще и самолеты ловили в прямом и переносном смысле. Дело было так....

Красноармеец Андрей Галкин воевать начал еще на Дунае в 41 году, в должности станкового пулеметчика отстреливал мамалыжников - румын. Затем началась служба в Отдельном стрелковом батальоне Черноморской группы войск Закавказского фронта. Не раз пулеметчик участвовал в оперативно - боевых командировках по заданию особого отдела НКВД. В наградном листе особо отмечается его активность в выявлении агентов гестапо, старост, мародеров и прочих "борцов с тоталитарным режимом".
Но самый яркий эпизод в его биографии следующий: довелось Андрею в 1942 году охранять особый отдел ЧГВ ЗКФ, расположившийся в селе Вишневка, рядом с курортом Сочи. Место сказочной красоты. Но красноармейцам было не до пляжной романтики - это село приглядело Люфтваффе, в качестве объекта для налетов.
Стервятники Геринга заглядывали "в гости" по немецки аккуратно и ежедневно. Бомбили суда и бомбили успешно - так 22 октября погибло судно "Азов". И вот во время одного из налетов 23 - летний боец не побежал в бомбоубежище, а "лично сам подбил огнем станкового пулемета один немецкий самолет Ю- 88, после чего подбитый самолет противника задымив, пошел на снижение и уже на малой высоте был совершенно сбит огнем с морского катера". Получив орден Отечественной войны , Андрей Тихонович Галкин пройдет всю Великую Отечественную в составе 13 ОСБ СМЕРШ, а потом еще и с японцами повоюет.
У украинца Андрея Грабовского все произошло иначе. Его из милиции Днепродзержинска призвали на войну, да так и отправили не поменяв звания, оперуполномоченным особого отдела, в 1649 Отдельный саперный батальон. . Да еще оказался его батальон в мае 1942 года на Керченском полуострове, когда немцы перешли в наступление. Фронт рухнул, отходили уже неорганизованно, группами.
С одной из таких групп и шел Грабовский. Тут из облаков появился "Хейнкель - 111", стал стрелять по отходившим из пулемета. Сержант милиции однако головы не потерял, а "организовал бойцов на стрельбу по вражескому самолету и несколькими очередями выстрелов из винтовок подожгли самолет, после чего он загорелся и упал. Во время перестрелки с экипажем вражеского самолета был убит немецкий офицер, а четыре летчика были направлены Грабовским и сданы в ближайший особый отдел НКВД, которые дали ряд ценных показаний". Позже Андрей Григорьевич будет служить уже в ОКР СМЕРШ 15 -й штурмовой инженерно - саперной бригады. Уволится после войны в звании подполковника.
И наконец самый яркий авиаэпизод. Лейтенант госбезопасности Григорий Казакулов в особом отделе ЧГВ ЗКФ специализировался на зафронтовой разведке. Для выполнения разведывательных заданий ему была придана группа опытных бойцов - пограничников. В августе 1942 находясь рядом с линией фронта у села Медвежье Ростовской области, оперативник заметил стоявших на поле два необычных самолета с белыми крестами. Рядом с ними стояли и бурно жестикулировали несколько смуглых пилотов. Григорий подал сигнал. Погранцам больше команд не требовалось. Летчики так увлеклись спором, что не заметили как полетели носом в грязь. Лейтенант задал вопросы на немецком, но его поняли с трудом, потому что захваченные оказались...итальянцами. Дальше допрашивать было нереально, и особист сдал воробьев дуче, подоспевшему подкреплению на грузовиках. Помимо "языков" и документов, ценными трофеями стали два истребителя Macci. За это Григорий Васильевич Казакулов был награжден орденом Красной Звезды.
Три неизвестных эпизода с вражескими самолетами и три неизвестных героя из контрразведки на одном фронте. Бывает и такое.


Рецензии