Мясной Бор. Вечность для героев. Часть 2

               
              Молчат гробницы, мумии и кости.               
              Лишь слову жизнь дана:
              Из древней тьмы, на мировом погосте звучат лишь письмена. 
               
                (И. Бунин)

 


    Прошло 80 лет. На месте  кровавых событий всё заросло травой. Но нужно
немного воображения, чтобы представить себе развороченную и обожженную землю, залитую кровью русских солдат и офицеров. Первым человеком, который  пришёл в эти страшные болота, был молоденький паренёк, Николай Орлов. Без всякого сомнения, он был послан Высшими силами. Бог назначил его для того, чтобы он нашёл, похоронил и сообщил родственникам (если находились документы или медальоны) о воинах, которые числились пропавшими без вести. Светлая ему память!

   
    Более того, быть может, если бы не этот паренёк, который в будущем, приведёт сюда поисковые отряды, никто бы и не узнал о "Долине смерти". Ибо о Любанской  наступательной операции умалчивали. Будто и не было её. После войны будут изучать знаменитые десять сталинских ударов, но  Любанская операция не войдет в их число. И если бы не предательство генерала Власова, о ней забыли бы навеки.   
   Но почему люди не помнят о живых свидетелях?  Всегда найдутся  те, кто помнит всё, и запишет на бумаге, и расскажет детям и друзьям. И более того, найдутся те, кто исполнит христианский долг, и предаст земле убиенных. Это уже  Господь решает! Он посылает на Землю нужных людей.

    Одним из них и был Николай Орлов. С 1946 по 1958 год он занимался  раскопками и искал родственников убитых. Официальные ведомства молчали. И только в 1988 году состоялась крупномасштабная поисковая экспедиция в районе деревни Мясной бор. В 1989 году экспедиции получили название «Вахта Памяти».

    Задача их состояла в поиске и захоронении останков воинов, погибших в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны. Сейчас около станции «Мясной Бор» развернут базовый лагерь вахты. В 2009 году, по проекту архитектора Владимира  Воронцова, сооружён Мемориальный комплекс с массовыми  захоронениями воинов 2-ой Ударной, 52-ой и 59-ой Армий у деревни Мясной Бор. На мемориальном кладбище захоронены останки 39 284 бойцов, найденные с 1958 года по сегодняшний  день.

    И вот мы пришли к воспоминаниям Николая Ивановича Орлова, сына железнодорожного обходчика, Ивана Орлова. В 1946 году на станцию Мясной Бор Новгородской области приехала его семья. Они поселились в деревянном бараке.

              Далее представляю  воспоминания самого Николая Ивановича:

   "Очень было страшно и тоскливо по вечерам. В то время никаких клубов, радио - ничего у нас не было. Вся наша жизнь  заключалась в том, что мы приходили к поездам, идущим на Бронницы или на Чудово, или идущим обратно; получали там газеты, смотрели на других людей. Потому что нас в Мясном Бору тогда ещё было немного, и нам было очень приятно, что люди едут и туда, и сюда, и возвращаются. Больше мы ничего не видели. А вот когда, бывало, сидишь вечером на скамейке, - и когда ветер дул с запада, трудно было дышать: был страшный запах трупного разложения. Я уже знал в то время, что место, находящееся чуть западнее Мясного Бора, называлось уже в войну «Долиной Смерти». В леса эти в то время никто не ходил. Местные рассказывали, что  иногда были слышны взрывы из жуткого леса. Может звери наступали на мины, а может и сами снаряды по какой-то причине рвались.
    Однажды я всё-таки пошел с матерью на болото. По ягоды. По узкой дороге  прошли саперы и везде развесили надписи с черным черепом: «Мины, мины, мины». Первый раз я увидел убитых. Они лежали по краям дороги, их было много. Они были так сохранены, что ужас охватил меня. И тут увидел лису: об этом, конечно, страшно вспоминать. Но это правда. Она что-то глодала. Я её отогнал, и подошёл ближе к убитому. Это был старший лейтенант. Он был цел. Целой была гимнастерка, целыми были петлицы, на которых было три кубика и стрелковый значок; из кармана гимнастерки торчала авторучка. 

    И мне захотелось, чтобы он лежал в земле, а не валялся на дороге. Рядом лежал "медальоном". Тогда я не знал об этом. Позже мне отец объяснил что это такое. Там указывалось звание, фамилия, имя, отчество, место рождения, группа крови. Медальон давался на случай смерти и опознания на случай тяжелого ранения. Можно было сразу определить группу крови раненого солдата.

    Я сейчас не помню фамилии этого старшего лейтенанта, но я очень хорошо помню, что, когда я принес медальон домой, отец, бывший фронтовик, сразу говорит: "Надо обязательно написать его родным.  Мы написали. Ответила его мама.  Мы стали переписываться.  Она написала, что  до войны  мальчик учился в Академии художеств в Ленинграде… Что могу сказать  - я понял, что таким образом помогу людям.  Я не понимал – как можно оставлять на земле непохороненных людей.  Это  было  моё первое знакомство с Долиной смерти."
            
   "Часто я стал уходить туда с мыслью: помочь убитым и родным. Ведь всем известно, что за  тех, кто "без вести пропал" пенсию не получали на гражданке.  Однажды я сбился с дороги и попал на тропинку, которая сохранилась с довоенных времен и шла на Теремец-Курляндскую прямо в Долину смерти. Идя по этой тропе, я наткнулся на блиндажи нашего переднего края.  Вокруг были мины. Осторожно проходя между ними, я  всё-таки вышел на нейтральную полосу, откуда начиналась Долина смерти. То, что я увидел, поразило меня.

    Прямо около дорожки лежал сбитый наш самолет У-2. Рядом останки двух летчиков, вернее лётчиц. Документов у них не оказалось. Обмундирование было целым. Были они в кирзовых сапожках, а из кармана, у обеих, выглядывали белые носовые платочки. Этот эпизод запомнился надолго...         
 
    На узкоколейке лежали разбитые платформы, а между шпалами  останки  погибших. Зимой, в спешке, когда не хватало шпал, приходилось подкладывать под рельсы трупы наших солдат, чтобы рельсы не провалились. Ничего человеческого в войнах нет.

     Был случай, когда, по останкам, нашёл  старшего сержанта Степанова, уроженца  Архангельской области. В его документах значился адрес. Хотя прошло больше тридцати лет уже, но я хорошо помню, это был Приозерский район, деревня Важеречка, и адрес женщины. Он был 1905 года рождения, чувствовалось, что это, видно, его жена. Я один бланк направил в Архангельский облвоенкомат, ждал ответа, но ответа я не получил. Через месяца два я решил послать письмо прямо на деревню, потому что война в Архангельской области не проходила, и наверняка население живо. И очень быстро получил ответ. Эта женщина, действительно, оказалась женой старшего сержанта Степанова. Она меня очень благодарила, что я сообщил о месте гибели её мужа. Мы переписывались, но позже переписка  прервалась, потому что адресов стало у меня очень много из разных концов страны. Не помню сколько  воинов нашёл я для родных – но писал всем.  И все отвечали!"

   "Однажды я нашёл много писем. Видно разбился самолёт или телега почтовая. Всё валялось в кустарниках. Почитал. В основном из Сибири были письма. Родные писали своим сыновьям и дочкам. Не зная - в каком  те находятся аду".(Читая это, я  подумала, может быть, и от бабушки моей было там письмо для мамы... Всякие мысли приходят,  когда читаешь такие документы). Но продолжаю воспоминания Николая Орлова:

   "Однажды я шел весной на охоту (Мясной Бор был богат глухариными и тетеревиными токами) на сгоревшее поле недалеко от деревни Теремец-Курляндский, это деревня,  где до войны жили латыши и эстонцы. И вот возле деревни на поле я обнаружил останки двух наших погибших воинов. У одного из них я нашел медальон. У него был также компас, автомат разбитый, полевая сумка, в сумке все бумаги я исследовал, в медальоне бланк очень хорошо сохранился и я прочитал, что это Василий Федорович Шутай, уроженец Краснодарского края станицы Новодеревянковской. И я написал туда письмо и послал бланк медальона, послал компас, который нашел у него, и ещё кое-какие вещи бандеролью. И тогда получил ответ: мы срочно выезжаем. И вот к нам в Новгород приехали три сестры Василия Шутая. Софья старшая была. Могу ли я описать  встречу эту? Нет. Слишком  много горя, слёз и воспоминаний.

    Когда Софья начала руками  разгребать землю, где лежал её брат, она нашла  часы, подаренные брату перед войной. Они были целы. Но что часы? Она брала в руки косточки младшего брата, и обливала их слезами. Сердце разрывалось от боли."

   "Однажды мы нашли в Долине смерти сбитого лётчика. У него пистолет в кобуре, совершенно сохранился, как-будто он только что с завода или со склада. Нашли в его кармане письмо. Письмо было треугольником солдатским, адрес: город Усть-Катав в Челябинской области. Поняли, что это письмо было написано матери,  и когда я стал открывать комсомольский билет,  мы  успели  прочитать фамилию - Новиков.
    Через несколько дней связались с архивами Министерства Обороны, оттуда к нам пришел ответ. Материал был опубликован в Новгородском комсомольце. Там подтвердили, что это Новиков Михаил. Сообщили нам из МО, что жива у него была мать. Стоит ли говорить о том,  что было с матерью героя. И сколько ещё таких историй! Не перечесть. И тогда, в те годы мне,  человеку молодому и  далёкому от войны, было ясно, что большинство солдат погибло,обороняясь до последнего патрона. Рядом с погибшими лежали россыпи гильз. Ведь никто тогда  не знал, что произошло в этих краях. Мы видели  только сотни  погибших. И я решил восстановить имена воинов, предать их земле, и сообщить родным".

    Рассказы Николая Орлова можно найти в открытом доступе, мне же хочется на этом закончить, ибо слишком горькими бывают его воспоминания. Светлая и вечная память этому человеку!

 
    И сколько ещё таких Долин смерти в Смоленской, Брянской, Псковской, Ленинградской, Орловской, московской областях? Всех не перечислить! Но Любанская операция представляется не битвой, не сражением, а побоищем, в котором полегла целая армия, и места сражений: Мясной бор, Любино Поле, Костылево, Спасская Полисть, Глухая Кересть, Тигода, Ольховка, Коровий Ручей, Финев Луг, превратившиеся в чёрное пепелище, ещё хранят много зловещих тайн о Великой Отечественной войне. Тысячи солдат и офицеров лежат неупокоенными среди полей и перелесков. И, Слава Богу, есть люди, которые  возвращают  имена пропавшим без вести и придают  земле останки солдат. Низкий им поклон. 

    Война - это безобразное, нечеловеческое лицо гордыни. Ничего страшнее войны нет на Земле. Только ад, куда непременно пойдут нЕлюди, развязывающие кровавые бойни. Им придётся за всё заплатить. И сегодня, когда опять погибают солдаты, когда жизнь кажется такой несправедливой и непонятной, мне помогает выжить  только одно: ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО на ЗЕМЛЕ и на НЕБЕ будет за ГОСПОДОМ БОГОМ.  АМИНЬ!

       Царствие Небесное ВСЕМ кто перенес жестокие муки и погиб за свою Родину!
       Царствие Небесное ВСЕМ, кто до последнего дыхания Верил в ПОБЕДУ!
       Царствие Небесное ВСЕМ героям, стоявшим насмерть во имя ЖИЗНИ!   
 
 
Начало http://proza.ru/2023/06/12/607 
 

                Книги Зинаиды Верховцевой.

• Верховцева, З.  "Где сибиряки - там победа" З. Верховцева ; запись М. Шлифера // Кузбасс - фронту / [ред.-сост.: С. Е. Вагин, Р. Ф. Лобанова]. - Кемерово, 1975. - С. 52-61.
• Верховцева, З. П. " Солдаты Сибири", 1941-1945  / З. П. Верховцева. - [Изд. 2-е, перераб.]. – Кемерово. Кемеровское книжное издательство, 1985. - 379, [2] с. : ил. - О подвигах сибиряков в годы ВОВ, о боевом пути сибирских дивизий.
•Верховцева, З. П. "Стояли насмерть во имя жизни", 1941-1945 / З. П. Верховцева. - 2-е, доп. изд.. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2006. - 463, [1] с. : ил. - О боевом пути 376-й Псковской Краснознаменной стрелковой дивизии. - ISBN 5-202-00865-1.

                " Воспоминания путевого обходчика".

Военно-Исторический Поисковый отряд "Богатырь"
 
"Воспоминания путевого обходчика Николая Ивановича Орлова, первого исследователя Мясного Бора."

Другая литература о  Любанской операции:

Г. И. Геродник, писатель, бывш. старшина 43-го олб . "От имени павших и живых"
П. А. Чипышев, бывш. минометчик 176-го сп 46-й сд. «Кто прошел Мясной Бор — академию кончать не нужно...»
И. И. Беликов, бывш. рядовой 261-го сп 2-й сд 59-й армии Удерживая «коридор»


                ПАМЯТЬ НАРОДНАЯ.

1.Музей 376-й СД в средней общеобразовательной школе № 26 имени Григория Дроздова г. Прокопьевска Кемеровской обл.  Адрес: 653016, Кемеровская область, г.Прокопьевск, ул. Акмолинская, 15.
2.Стела и Аллея ветеранов 376 Краснознаменной Кузбасско-Псковской сд на территории школы №26 г. Прокопьевска Кемеровской обл., заложенные однополчанами-сибиряками в 1986. гhttp://www.27trk.ru/news/prokopievsk/15710/ ;
3.Военно-исторический музей «Боевой путь 376-й стрелковой Кузбасско-Псковской Краснознаменной дивизии» в школе № 454 в Колпинском районе Санкт-Петербурга. Адрес школы: 196657 Санкт-Петербург, Колпино, Заводскй пр., д. 50 литер А. Телефон/факс: (812) 481-55-42.
                БОЕВОЕ ЗНАМЯ  376-й стрелковой Кузбасско-Псковской Краснознаменной дивизии хранится в Центральном музее Вооруженных Сил.

                Загадочные случаи у деревни Мясной Бор:
 
Николай ВАЛЕНТИНОВ. lij1qpxvyd609547678]Paranormal-news.ru[/url]


Рецензии
Да, спасибо Николая Орлову и его подвижникам. С Поисковой экспедицией "Долина" я держала связь, пока не уточнила место перезахоронения нашего Александра.
Как раз на этом кладбище, что на фото, покоятся его останки. Сейчас там идёт большая реконструкция.
Для новых захоронений выделено отдельное место. Пока только одна мемориальная плита заполнена именами. Чистых плит около 20.
Сколько их, безымянных воинов, побывавших в аду пожарища, не нашли своего места упокоения.

Вечная память защитникам Отечества!

Спасибо Вам, Нина, за память и за такую правду.


Валентина Колбина   03.12.2023 15:35     Заявить о нарушении
Валентина, благодарю вас! Потрясена вашими отзывами... Вы держали связь с поисковиками! Это же просто невероятно. У меня были сомнения, когда начала работать над этой темой, но теперь все эти сомнения отпали.
Храни вас Господь!

Нина Богдан   03.12.2023 17:24   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Нина. Эту работу я послала в редакции двух районных газет. И что интересно, работы сразу приняли и опубликовали без сокращения.
Через пару дней мне позвонила женщина, которая представилась сестрой моего ученика. Она много лет разыскивает брата своего деда. Так же вышла на поисковую группу. Ей ответили, что о её родственнике сведений нет, но есть сведения о его земляке. И прислали документы нашего Александра - время и место гибели.
Фамилию Русинов она никогда не слышала и отложила документы в шкаф.
И вот после прочтения газеты вспомнила, достала, сравнила все данные и поспешила рассказать всё мне. Телефон нашла через своего младшего брата.
А с другой районкой получилась тоже интересная история. Буквально через пару дней позвонила племянница Александра, с которой мы никогда не виделись. У него было много братьев и сестёр.
Рассказала, что приехала в деревню к старшей сестре, а та сидит с газетой в руках и плачет: "Рая, наш дядя Саша нашёлся. Пишет какая-то Колбина Валентина".
Позвонили в город своему двоюродному брату, с которым мы общаемся, он и рассказал, кто я.
С тех пор мы на связи. Александр первый муж мамы, а я от второго брака.
Вот такая наша история.
А материалы о работе поисковой экспедиции "Долина" а читаю постоянно. Истории порой невероятные.
Дети мои в курсе всех дел. Две мои старшие сестры - дочери Александра живы. Обеим далеко за 80. Живут далеко от родных мест.
Наша история и Ваша, Нина, это подлинные непридуманные документы тех страшных военных лет.
Память должна жить!
Здоровья Вам и мирного неба.

Валентина Колбина   03.12.2023 21:25   Заявить о нарушении
Какое чудо, Валентина! Всё просто Богом устроено. Вам надо было найти Александра! И вы молодец, что написали письмо Рае... Я тоже читаю материалы о Мясном Боре. Вы знаете - эта просто неисчерпаемая тема. И вот та женщина, которая недавно написала мне письмо, тоже таким образом нашла своего дядю. Вам и Вашим сводным сёстрам - крепкого здоровья!!!
С теплотой)


Нина Богдан   04.12.2023 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.