Древняя история музыкального Органа

Гидра;влос, или гидра;влис (греч. ;;;;;;;;, ;;;;;;;;, от греч. ;;;; — вода и авлос; лат. hydraulos, hydraulis) — водяной орган, предок современного органа

Первые описания конструкции гидравлоса находятся в трудах позднеантичных писателей — Герона Александрийского (Pneumatica I, 42) и Витрувия (De archit. X, 8). Афиней (Athen. Deipnosoph. 174b-e), Витрувий (De archit. IX, 8.4) и Плиний Старший (Natur. historia VII, 125) приписывали изобретение гидравлоса Ктесибию.

Водяной орган стал очень популярен в странах Средиземноморья, а затем и во всей Римской империи. Так, в посвятительной надписи из Дельф есть запись о том, что некий гидравлет Антипатр «покрыл себя славой», играя на состязании музыкантов 90 г. до н. э. два дня подряд. Орган был любимым инструментом императора Нерона.

Во времена имперского Рима гидравлос входил в состав инструментальных ансамблей, сопровождавших гладиаторские бои (как, например, это показано в Злитенской мозаике, II в.н. э.). Кроме того, его использовали в театре, на общественных праздниках («играх»), в процессиях и цирковых представлениях, на пиршествах и свадьбах знатных людей. Гидравлос сопровождал церемонию присяги при вступлении на государственную должность
В 1931 при раскопках древнеримского города Аквинкума (около Будапешта) в развалинах здания гильдии ткачей были найдены металлические части органа, который датируется 228 годом н. э.
Водяной орган Герона
Сущность инструмента состояла в том, что воздух из насоса или, как в устройстве Герона, миниатюрной ветряной мельницей вдувался в металлическую шаровидную камеру, погруженную в воду. С усилением давления воздух вытеснял воду из шара, поднимая уровень воды в окружающем сосуде, а избыточный воздух поступал внутрь трубы, поднимающейся над водой. Между ходами насоса давление воздуха в металлическом шаре сохранялось постоянным за счет воды во внешнем бассейне. Гидравлос насчитывал 3—4 регистра, в каждом из которых было от 7 до 18 труб диатонической настройки.

В римском варианте, описанном Витрувием, поток воздуха, направленный по отдельным трубкам, регулируется клапанами, находящимися в квадратной камере, закрываемой квадратной деревянной затворкой. Каждая затворка имела соответствующую клавишу, на которую органист нажимал, выпуская тем самым воздух. Как и в современном органе, разные тона производились с помощью трубок разного размера, которых в римских образцах было до 19.
---
Манускрипт "Vienna Genesis" датируется примерно 500-550 годами нашей эры, и на рисунке мы вновь видим женщину, играющую стиками на четырех чашах!
Если есть гравюры и мозаики, то должно остаться и описание этого древнего инструмента. И оно нашлось!
В этом документе собраны все сведения древних авторов про этот инструмент, называемый в Греции "OXYVAPHON" или, по-латински, "ACETABULUM". Несколько выдержек:
Иоганн Филопонус из Александрии упоминает материалы. из которых были изготовлены "OXYVAPHON": «По-разному звучит медь и по-разному металл, молибден, серебро и дерево. Итак, oxyvapha обычно изготавливаются из разных материалов для достижения гармонии с разными звуками, которые они издают».
Боэций, в своем «Трактате о Музыке», пишет следующее: «Пифагор часто ударял
acetabula разными палочками, сделанными из драгоценных металлов или железа, и он был рад обнаружить, что звук не изменился».
Кассиодор (490-583 год Н.Э) пишет: «Существует три вида музыкальных инструментов: ударные инструменты, хордофоны и аэрофоны. Ударные инструменты металлические, серебряные или сделаны из других металлов. Acetabula при ударе жесткой металлической палочкой создают сладкий чистый тон».
Также непосредственно о звуке он пишет:
«Как звучат Acetabula? Какой сладкий тон они издают, когда их бьют по-разному. Человек воспринимает их звук с такой большой радостью, что считает слух своим лучшим чувством».

Исидор Севильский (560/564 - 636 год Н.Э):
«Третий раздел - ритмичный, имеющий отношение к струнным и ударным. Они бывают разных видов: Cithara, также tympanum, cymbalum, sistrum, acetabula сделанная из бронзы и серебра, чей твердый металл дает приятный лязг при ударе, и другие инструменты такого рода ».
Греческая Cithara или в более позднем переводе - Кифара ( у них "фита" читалась как среднее между "ф" и "th"), и индийский Sitar. Потому что струна.
Греческие Krotali - перкуссионный инструмент типа кастаньет и его металический аналог - металические диски Crotales - и индийские караталы. Потому что короткий удар.

Латинское название тибетских чаш - Acetabula и индийский перкуссионный инструмент - Tabla. Потому что тапать или тэпать (то есть - задать ритм).
Орфей родился за одиннадцать поколений до Троянской войны. Античные писатели относили Троянскую войну к периоду между 1336 и 1334 гг. до н. э., и считалось, что на столетие приходилось по три поколения людей. Следовательно, самая древняя дата рождения Орфея должна быть соотнесена с первой половиной XV в. до н. э. Наиболее же поздняя дата сообщена Геродотом (II, 53). С его точки зрения, Орфей творил после Гомера и Гесиода, а время их жизни он датировал серединой IX в. до н. э.


Рецензии