Глава 160. Шуберт. Форель

Франц Шуберт
Фортепианный квинтет ля мажор «Форель»
Струнный квартет «Belcea Quartet»
Томас Адес (фортепиано)
Корин Лонг (контрабас)

MargarMast: Кто-нибудь знает, почему Шуберт посвятил такую изумительную вещь обыкновенной рыбе, пусть и очень симпатичной? Ну что здесь форельного?

precipitato: Одна из частей квинтета написана на тему песни «Форель» — отсюда и название произведения.

sir Grey: А что он написал раньше?

precipitato: Разумеется, песню, раз на нее написаны вариации в квинтете.

MargarMast: В песне такая блещущая, искрящаяся радость жизни — а тут какая-то рыба! Правда, форель очень красиво идет на нерест и прыгает со страшной силой вверх по течению, но все-таки — рыба!

Andrew_Popoff: Скажете тоже! Рыба! Ну да, рыба. А лесного царя тоже нет, говорят. А между тем, эта веселая песня в глубине своей очень трагична, страшна и безысходна. Это Шуберт. Осторожно, можно легко зайти в страшные дебри. Не случайно булгаковскому Мастеру на том свете обещался автором не Моцарт, не Вагнер и не Глинка, а именно Шуберт. Михаил Афанасьевич знал толк в музыке.

sir Grey: Если можно, с этого места поподробнее. Видно, что Булгакова музыка раздражает (тяжелый бас объяснялся в своей любви к Татьяне). Ему нравится только романтический Гуно («Фауст») и Шуберт. Я думаю, что это самая спокойная (местами) музыка. Там, сонаты, медленные части. Но что слушал Булгаков? Если у Вас есть мысли, пожалуйста, очень прошу. Если нет — забудем. Я так настаиваю потому, что сам начал Шуберта слушать не так давно, и все схожу с ума. «Пинк Флойд» отдыхают. Настоящая психоделика — это Шуберт.

Andrew_Popoff: Шуберт очень мистический композитор, его музыка вся «внутри», как будто в ней не три измерения, а гораздо больше. Он открыл внутренний, интимный мир. Его музыка не для слушания в большом зале в присутствии тысячи человек, а для того, чтобы оставаться с ним наедине. Ту же «Форель» можно воспринимать как веселую песенку рыбака. Но если понять, что форель символизирует жизнь, а рыбак смерть, Харона, неотвратимую судьбу, то открывается еще один слой. Это помогает понять именно квинтет. Если слушаете Шуберта на немецком, но не знаете этого языка, обязательно прочитайте перевод. Шуберт очень литературен. Вообще, чтобы понять «Форель» нужно сначала послушать «Лесного царя», только в хорошем исполнении.

Очень хорошо сказано о музыке Шуберта в фильме «Пианистка». Я не люблю этот фильм, но все, что там связано с музыкой — это здорово.

sir Grey: Да, фильм какой-то противный. А вот не кажется ли Вам, что Шуберт, хотя сам прожил очень мало, начинает восприниматься уже с возрастом, ну где-то годам к сорока? Когда человек уже немножко устает от жизни — что молодым все-таки не знакомо. Это, конечно, личное, но я говорю о себе. В музыкальной школе играл ля-бемольный экспромпт — ноль эмоций, а теперь от него прихожу в экстаз. И от других.

Мне в музыкальной школе внушали, что Шуберт был очень несчастлив, беден, что его не печатали, что у него не было денег купить нотную бумагу, и он расчерчивал нотный стан на обычной. А потом я прочитал где-то, что он, вроде, был типа хиппи. Мог публиковать свои произведения, но не удостаивал. Мог купить нотную бумагу, но ему было лень, не придавал этому значения: можно и разлиновать, если захотелось записать что-то. Тоже, праздный, вроде, вопрос, мы любим и ценим его не только за это, но прочитал где-то, что заразился он сифилисом, в публичном доме, где обслуживали мальчики. Это, что? И что это было у Шуберта — убеждение или очередной крутой ход? Личность его ускользает от меня, как, впрочем, и музыка. Иногда кажется, что настоящим-то королем был именно он, а не Фроим Грачи и не Колька Паковский. Не Моцарт и не Бетховен. Не случайно Булгаков его выбрал. Эта психоделика его последней сонаты (медленная часть), кажется, что после этого вообще надо перестать музыку слушать и перестать жить. И не обязательно эта соната, я уже тут устраивал истерики по поводу трио ноктюрна. Да мало ли что?

Если у кого есть что сказать о Шуберте интересного, может, выскажетесь?


Рецензии