Современная эсхатология

СОВРЕМЕННАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ 

Борис Ихлов

Говорить о конце света в эпоху, когда рушатся экономики и деградируют правительства и народы, кажется тривиальным.
Учение о конце света, эсхатология – это раздел богословия, повествующий о конечной судьбе человека и Вселенной. Индивидуальная эсхатология учит о посмертной судьбе индивидуальной человеческой души, универсальная эсхатология излагает учение о назначении мира и человеческой истории, исчерпании ими смысла, об их конце и о том, что будет следовать за этим концом.
Базируется данное учение на древних мифах об уничтожении мира.

Религия

Иранская эсхатология генерировала еврейские мифы, а те, в свою очередь – христианские.
 В мифологии коренных индейцев Америки, скандинавской, индуистской, иранской, христианской
 человек подчинён безличным вселенским циклам, а род и индивид включены в мировой процесс обновления посредством смерти. Социальные катаклизмы, когда происходил процесс формирования масштабных государств, подчинение общины, индивида деспотической власти породили чувство социальной нестабильности. Возник кризис архаичной культуры, основанной на ритуале, и, соответственно, «устойчивой» эсхатологии, неустойчивость коснулась и космоса. Возникает ожидание мировой катастрофы как избавления от мук.

В авраамических религиях эсхатология имеет не «окончательный» характер. Повествуется о «последних днях», с Страшном суде (Откровение Иоанна Богослова, книга пророка Даниила, откровение Петра). В 6-й главе Откровения – четыре всадника Апокалипсиса, война, раздор, голод и смерть, каждый появляется с открытием очередной печати — первых четырёх из семи печатей книги Откровения. Снятие пятой печати – души умерших взывают к отмщению, шестой – ведет к землетрясению, Солнце почернеет, снятие седьмой печати - к падению огня с неба, ангел наполняет сосуд огнем и бросает его на землю. Но для избранных мир продолжается после Страшного суда.
В учении свидетелей Иеговы существует особый класс людей: «помазанники» или «малое стадо», число которых ограничено 144 тысячами, которые после смерти отправляются на небо (воскресая в духовных телах), и «другие овцы» или «великое множество» неограниченное числом, которые после Армагеддона будут жить на Земле (Откровение 14:1; Псалом 36:29).
Армагеддон — это битва Иеговы с Сатаной, её будут вести невидимые войска Бога. После Армагеддона
в течение 1000 лет после Армагеддона будет происходить великое воскресение людей, во время которого будут воскрешены к жизни большинство живших на Земле людей. Под правлением Иисуса Христа как царя Земля будет превращена в рай и через 1000 лет, после последнего испытания сатаной и окончательного уничтожения сатаны, передана Иегове вместе с совершенным человечеством, состоящим из нынешних свидетелей Иеговы (выдержавших все испытания) и воскрешённых.

В старейшей школе буддизма тхераваде в конце кальпы (периода времени) победоносно явится Будда
Майтрейя, в махаяне эта идея получила дальнейшее развитие.
Индийская космология времени поясняет, каким образом возникает и разрушается вселенная. Как и во всех индийских космологиях, предполагается. что время бесконечно и циклично. Это не значит повторения тех же самых событий, но говорит о некоторой структуре или ритме, типа смены дня-ночи или сезонов и общего характера событий.
Основная единица измерений — махакальпа (Великая Кальпа) или великий эон. Точная длина этого периода в годах не была определена точно, но это очень большой период.
Самвартакальпа, последняя четвертая кальпа - «эон угасания-длительности», в течение этого периода вселенная остаётся в состоянии пустоты. Эта кальпа наступает, когда мораль достаточно высока и постепенно существа перестают рождаться в адах. Потом пустеют ады, а далее пустеют миры претов, животных, а потом и людей, а за ними — асуров и богов.
Потом прекращаются рождения в мирах Брахмы, и под самый конец остаётся один Великий Брахма. В конце концов, приходит Великий Огонь и сжигает всё, включая трон Великого Брахмы, опустошая все миры ниже Абхасвары. Когда это произойдёт, наступает Самвартастхаикальпа.
Смысл Самвартакальпы в том, что человеческие существа в период расцвета уже не выбирают пути деградации и поднимаются в высшие миры, поднимаясь всё выше и выше до сферы форм и Абхасвары. В конечном итоге там спасаются все существа.
По некоторым буддийским текстам не исчезают полностью самые глубокие ады, и к моменту конца вселенной существа из этих адов переселяются отбывать наказание в другие миры (см., напр., [1]).

В германо-скандинавской мифологии наступят сумерки богов, их гибель, а с ними и всего мира - после
последней битвы между богами и хтоническими чудовищами.

В зороастризме, где не цикличности или реинкарнации, «на последнем повороте колесницы (бытия)», когда восторжествует Аша, а Ложь будет окончательно и навеки разбита, наступит преображение Фрашо-керети (Фрашкард), то есть, «делание мира совершенным». Каждый праведник своими деяниями приближает Фрашо-керети. В мир должны прийти три саошьянта (спасителя). Первые два восстановят учение Заратустры. В конце времён, перед последней битвой, придёт третий, в результате битвы Ангра Майнью силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые, праведники и грешники, воскреснут для суда в виде испытания огнём (ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

В каббале Гмар тиккун (конечное исправление) — конечное состояние всего мироздания, когда самая низшая точка творения достигает того же состояния, что и самая высшая. Полное исправление всех свойств, и полное слияние с Творцом.
Конец исправления не приносит с собой ничего нового, ранее неизвестного, а с помощью света Атика соединится весь ман и мад, все зивуги и все ступени, вышедшие в течение 6000 лет, одна за другой, соединятся в одну ступень, с помощью которой всё исправится. После того, как они сольются вместе, произойдёт один большой зивуг Рав Паалим у Мекабциэль, благословляющий её и украшающий её, когда все творения благословляются и украшаются одновременно, и тогда заканчивается исправление, называемое украшением короны невесты. «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25:8).

Физика

Физика, являясь антиподом религии, на существующем уровне тоже является эсхатологией. И если религия, уничтожая Вселенную, обманывает паству, давая шанс человечеству, открывая двери в мир потусторонний, честная физика никакого продолжения существования душ человеческих не предлагает.

Жизнь на Земле рано или поздно прекратится, ее уничтожит какая-либо из серии катастроф, начиная с остывания ядра планеты. Даже если человечество сможет убежать на другую обитаемую планету, согласно существующим космологическим моделям Вселенную ждет либо тепловая смерть с распадом элементарных частиц, либо коллапс, либо пульсации с коллапсом. Во всех случая человечество либо погибнет окончательно, либо будет погибать периодически.
Энгельс в «Диалектике природы» утверждал, что человечество на Земле погибнет после остывания Солнца, но жизнь возродится на других планетах, подобных Земле. Раньше Солнце сожжет землю, но главное в другом: возрождение жизни на других планетах не может спасти жизнь во вселенной.
Возникновение новых вселенных не решает проблемы гибели человечеств в этих новых вселенных.

Если же космологические модели неверны, в дело вступает астрофизика.
В звездах химические элементы синтезируются посредством 8 типов ядерных реакций:
1) выгорание водорода в результате протон-протонной цепочки или углеродно-азотный цикл - с образованием гелия, затем выгорание гелия, дающее ядра с атомным весом до 23;
2) выгорание гелия согласно реакции Сальпетера с образованием С12, затем O16 и Ne20,
3) процесс с участием альфа-частиц, в котором образуются ядра с атомными весами до 40-48,
4) равновесные процессы, которые дают элементы в области «железного пика» на кривой космической распространенности элементов (атомные веса от 50 до 60),
5) s-процесс – медленная цепная реакция с захватом нейтронов, порождающих ряд ядер до Bi209,
6) r-процесс – быстрая цепная реакция с захватом нейтронов (100 с), в которой образуется богатые нейтронами тяжелые элементы: уран, торий, ядра с атомными весами до 270,
7) p-процесс, образование некоторых редких тяжелых изотопов, богатых протонами,
8) x-процесс, синтез ядер дейтерия, лития, бериллия и бора.
Когда в звездах выгорят все ядерные реакции с участием тяжелых элементов, источник энергии для существования жизни иссякнет.

Философия

Можно ли рассчитывать на бессмертие человеческого рода путем какого-либо влияния человека на эволюцию Вселенной?
Оказывается, что проблема детерминизма, проблема познания мира – связаны воедино и их смесь связана с вопросом о возможности влияния высших форм движения материи на низшие.
Во-первых, нужно отметить, что в диалектике Гегеля присутствует всеобщее изменение, но отсутствует всеобщая стабильность. Распадается всё, но не протоны с электронами.
Если бы не эта стабильность, детерминизм в мире отсутствовал бы, и, соответственно, познание мира было бы невозможно. Да и некому было бы познавать.
Как высшие формы влияют на низшие? Напр., в системе зарядов проявляются новые квантово-статистические свойства, возникают эффективные заряды и пр.

Волькенштейн считал, что эволюционные идеи вошли в физику с открытием 2-го закона термодинамики [2].
Дайсон надеялся, что «… жизни предстоит сыграть куда более важную роль, чем мы это сейчас представляем. Может быть, жизни удастся побороть слепую природу и переделать Вселенную применительно к своим целям. И вполне может оказаться, что всё устройство неживой Вселенной не так уж независимо от потенциальных возможностей жизни и разума… Возможно. Нельзя будет до конца понять происхождение и судьбу энергии в Вселенной, рассматривая их отдельно, вне факта существования жизни и Разума» [3].
Удивительно, но Маркс считал точно так же: «Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет единая наука» [4].
Казалось бы, в утверждении Маркса нет связи с фразой Дайсона, вообще нет ничего особенного: математическая биофизика дополняет нейрофизиологию, социологию и т.д., и речи нет о воздействии социальной формы на биологические, химические или физические законы.
Еще раз отметим, что теория эмерджентности определяет в качестве возникающего в высших формах движения материи нового идеальную субстанцию, то есть, фактически возвращает и естествознание, и философию в эпоху картезианства.

Фокус в том, что законы высшей формы движения не выводимы из законов низших форм. Враг механицизма Маркс не мог этого не понимать. То есть: в законах высших форм содержится то, что отсутствует в низших законах. То есть: слияние этих законов в единое целое есть видоизменение законов движения низших форм движения материи.
Например, в системе зарядов или в системе механических тел начинают действовать законы теории вероятности, которые фактически отменяют классические законы механики или электродинамики.
 
«В сущности, я бы считал, что тайна жизни запрятана в противоречии между физическим и биологическим описаниями», - отмечал Патти [5].
Во-вторых, Маркс включает в естествознание науку о человеке, т.е. наука о человеке приобретает космогонический смысл.

Однако высказывания выдающихся мыслителей не являются доказательством, это оценочное мнение, всего лишь надежда.
Обратная сторона недоказанности этой надежды – волюнтаризм, субъективизм, волшебное воздействие сознания на материю.
Уиллс [6] не знает ни квантовой механики, ни психологии, он без математических формул и понятий психологии пытается убедить, что чудеса происходят на каждом шагу, что наблюдатель якобы создает наблюдаемое
Автор теории квантового сознания – англичанин Роджер Пенроуз. Он не нейрофизиолог, не философ, не психолог, не специалист в области квантовой теории поля, он математик, специализирующийся на геометрических методах в теории гравитации, создатель версии твисторов, которая была похоронена историей физики. Создавал он «теорию сознания» вместе с анестезиологом, т.е. тоже ни в чем не специалистом, Стюартом Хамероффом.
Согласно концепциям теории о квантовом сознании, человеческое сознание стоит рассматривать следующим образом: 1. Нервную систему и работу мозга можно сравнить с компьютером, который работает по выбранным алгоритмам и способен быстро обрабатывать информацию. 2. Сознание человека выполняет роль программы для компьютера. Именно такое ПО позволяет задавать нужные схемы и вектор работы «компьютера». 3. Самым важным элементом в этой системе является душа. Она выполняет роль накопителя информации. Ученые предположили, что душа накапливает знания и информацию на квантовом уровне.
Все три основополагающий пункта откровенно дурацкие, но в виду дебилизации населения РФ в интернете пишут, что «тема квантового сознания» якобы «уже много лет будоражит умы ученых во всем мире». Нет, не будоражит. Она будоражит только идиотов.

У оксфордского философа Дойча – примитивное понимание времени, его анализ далек от научности, он даже пишет, что настоящего объективно не существует. Дойч воспроизводит как нечто новое нелепую. непроверяемую гипотезу мультивселенных, взятую из многомировой интерпретации квантовой механики Х. Эверетта, и всерьез исследует «парадокс» замыкания времени, будто это замыкание реально [7].
В связи с попытками осмыслить природу времени упоминают также американского философа науки Адольфа Грюнбаума, критика фрейдизма, автора книги «Философские проблемы пространства и времени».
Из бывших советских упоминают Раушенбаха, который перестроился, стал верующим, за что получил звание академика. Раушенбах уверяет, что пространство- время - человеческое измерение, а не псевдориманово, что метрика якобы зависит от способа измерения. Соответственно, мир познается не с помощью измерения, а с помощью осознания.

В целом можно отметить возврат к примитивным философским формам типа субъективного идеализма – сознанию приписывается способность изменять Вселенную.
При этом трудности в эксперименте и в теоретическом осмыслении мира выдаются за крах физики вообще и крах детерминизма вообще. Упоминают невозможность синхронизации часов во вращающейся системе отсчета, если нет возможности доказать равномерность хода часов, если равномерность течения времени постулат, то и закон сохранение энергии, и общая теория относительности – лишь фантазии.
Разумеется, за якобы альтернативный путь преодоления эсхатологии являются традиционные религии, некоторые из которых перечислены выше.

Конечно, версия тепловой смерти Вселенной базируется на 2-м законе термодинамики, на законе роста энтропии. Но во Вселенной действует не скомпенсированное гравитационное поле, которое уже в классике нарушает 2-й закон термодинамики [8].
Еще ряд фактов ставит под сомнение версию тепловой смерти Вселенной. Например, факт огромного увеличения массы Вселенной из горошины весом 10-5 грамм в систему звезд общей массой 1053 кг. То есть: Вселенную нельзя считать сформированной, ее газовая и, соответственно, звездная масса продолжает расти [9].

Следующий факт – то, что плотность вакуума (темной материи) остается постоянной, т.е. масса вакуума растет при расширении Вселенной пропорционально объему.
Роберт Колдуэлл из Дартмутского колледжа в Ганновере (Нью Гемпшир) даже считает, что плотность темной энергии может увеличиваться при расширении Вселенной.

Наконец, данные, полученные телескопом «Уэбб», показывают, что в молодых звездах, вопреки ожиданию, образуются элементы тяжелее бериллия. Например, в далекой галактике GHZ2/GLASS-z12 обнаружены линии кислорода. То есть, эти данные телескопа «Уэбб» вносят коррективы в законы астрофизики. Например, возможно участие в ядерных реакциях темной материи, возможны также существенные отличия протекания ядерных реакций в сильном гравитационном поле.

Заключение

Что касается попыток человечества выжить во Вселенной, вопрос распадается на три:
1) разумеется, цивилизация 3-го уровня по Кардашёву – это не построение сферы Дайсона, которая не спасает ни от тепловой смерти Вселенной, ни от коллапса.
2) На современном уровне понимания взаимоотношения форм движения материи проблема воздействия высших форм на низшие внутри субстанции не решена.
3) В плане воздействия живой разумной материи на внешнюю эволюцию Вселенной - оно возможно лишь в смысле такого изменения структуры Вселенной, которое способно изменить ее эволюцию. В виду незначительности человечества на фоне Вселенной это воздействие не может быть значительным. Но результаты его могут быть велики в том случае, если имеет место «эффект бабочки» (особенность Уитни), когда малые изменения аргумента ведут к критическим изменениям функции. Это возможно в моделях стохастической Вселенной [10].

Литература

1. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., Наука, 1985.
2. Волькенштейн М. В., УФН, 1973, Т. 109, №502.
3. Дайсон Ф. Знание – сила, 1972, №6, С. 27.
4. Маркс, Энгельс, Соч. Экономическо-философские рукописи 1844 г., М., 1956
5. Патти Г. На пути к теоретической биологии. М., 1970.
6. Уиллс Роберт. Квантовая психология. К., ЯНУС, 1998.
7. Дойч Дэвид. Теория всего. 1997.
8. Ихлов Б.Л. Возможна ли термодинамика Вселенной? Материалы VI Российской конференции Основания фундаментальной физики и математики. Москва, РУДН, 9-10 декабря 2022 г. С. 228-235.
9. Ихлов Б. Л. Об увеличении массы Вселенной. Материалы XVIII Международной конференции «Финслеровы обобщения теории относительности». РУДН. 25 – 26 ноября 2022 года. С.114-122).
10. Халатников И. М., Каменщик А. Ю. Стохастическая космология, теория возмущений и гравитация Лифшица. УФН. 2015. Т. 185. С. 948-963).


Рецензии