Толстой с цитатами и комментариями
Толстой
"Учение Христа, изложенное для детей" :
Толстой был крестьянин по духу - если от крестьян (тогдашних, натуральных) убрать помещиков, попов и прочее, оставить им только труд и природу, они бы все с лёгкостью по-толстовски жили, с "духом божьим" - так, по крайней мере, кажется... Но случайно ли завелись помещики и попы? И как завелись языческие обряды? Видимо всё же духовная помощь им нужна? В общем, вопросы, конечно, остаются, но главное надо твердо помнить: близко от них царствие небесное! Как и от всякого, живущего своим трудом и на природе (близок локоток, а не укусишь?!) От всех остальных царствие небесное далеко - и эти далёкие всегда оттаскивали крестьян от их рая, лишали их его - а сейчас просто свели их самих под корень. Отчего ужасные должны наступить времена - при всей-то технике и всем-то великолепии... (Долбоебовирус для меня как первый звонок)
Толстой имел полноценный здравый смысл, но его замах был так велик, что тут бы нужно большее - ум, мудрость, "дух святой"; и ему этого всё-таки не хватало, он всё-таки крестьянин и художник - которые живут привычками, инстинктами и чувствами - обратная ситуация по сравнению с технарями... Поэтому Толстой - это больше потерянный рай, не поможет Толстой, если не возвратиться на землю... Но насколько сохранился у конкретного человека контакт с землёй и с природой, настолько и Толстой ему поможет, будет близким человеком... (Как и Иисус, кстати)
П.С.:
"Лучше знать немного истинно хорошего и нужного, чем очень много посредственного и ненужного." - лучше иметь немного хорошего, чем много плохого; лучше быть здоровым, чем больным... Иногда приходится перебрать много посредственного, чтобы найти особенное. Иногда с виду истинное подводит, а с виду посредственное выручает. А так я согласен, гнаться надо не за количеством, а за качеством, за истиной, а не за богатством...
"Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали." - бывает и такой парадоксальный вариант, но обычный он никак не отменяет (случался ли со мной парадоксальный? Трудно вспомнить, а вот обычные - легко)
"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью." - когда оно на практике хотя бы раз сработало - и впечатлило
"Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не влияет на жизнь и уживается с противными ей поступками." - мысли, которые мы добываем, часто тоже оказываются ложными или слабыми; они тоже не всегда срабатывают - люди слишком далеки от идеала во всем, кроме того, чем они всю жизнь занимаются, и того опыта, который им передан родителями - почти всегда и то и другое это не опыт мышления...
"Художник только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет видеть, а так, как они есть." - отсюда видно, что Толстой не художник! Он именно реалист определенного, характерного для 19 века в России типа. Художник - это фантазия (а предел фантазии - это образы, клубящиеся как облака, это сны...)
Хотя Толстой всё же фантазировал всякие вещи, персонажей, сюжеты...
"Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни." - плохо написано, от первого слова до последнего; просто беспомощный брак. Как будто школьник беспомощно потыкал пальцем в небо, когда учитель велел отвечать
"Ум – способность отклоняться от инстинкта и соображать эти отклонения." - способность соотносить друг с другом любые, самые разные вещи, видеть их общность и различие. Способность к логике ясной и беспримесной даже в сложной ситуации...
"Никакое безобразие физическое – не разврат; истинный разврат состоит в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение." - и то, и другое - разврат (он имеет в виду отношение к женщине как к телу, а не как к человеку)
"Истинная религия есть такое установленное человеком отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этою бесконечностью и руководит его поступками." - слово "бесконечность " отвратительное и должно быть, в общем-то, под запретом... И религия не может быть истинной (как и государство, например). Истина в Евангелиях, в Иисусе и Павле - и у них нет формул такого типа....
"Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос, зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру. Нет ни одной религии, от самой возвышенной и до самой грубой, которая не имела бы в основе своей этого установления отношения человека к окружающему его миру." - сущность в определении взаимоотношений человека и бога (в ветхом завете человек должен поклоняться богу и соблюдать его заповеди, а в новом завете - служить ему всей Троицей - телом, душой и умом)
"Любовь – это когда в тебе всё кипит,
Человек ходит вроде как пьяный." - попьянствовал, покипел, да... (Похмелье было горьким, так что я советую заранее твердо знать, что на людей полностью надеяться нельзя... Теряешь разум, и легко можешь наломать дров, а также оказаться использованным... И надо трезво отдавать себе отчёт в существовании члена-наркомана - предмет любви кажется божеством только во время активации очередной дозы спермы...)
Толстой тоже не случайно сухо и не художественно об этом пишет
"Вера суть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей." - опять пишет плохо (без понимания!) Вера - это чувство, а не понимание! И обязанности есть только у рабов и наемников...
"Люди живы любовью; любовь к себе — начало смерти, любовь к Богу и людям — начало жизни." - любовь к себе - начало жизни, а любовь к богу и ближним - ее продолжение.... Любовь к богу - это любовь к Троице, т.е. любовь к разуму, любовь к хорошим чувствам (к любви!) и любовь к физическому здоровью и силе...
"Брак – это такое соединение мужчины и женщины, при котором они обещают друг другу, что если они будут иметь детей, то только друг от друга." - с другими предохраняются, чтобы детей не иметь?! "Браком" хорошее дело не назовут, а вот супружество - это совместная упряжка... ("Брак" от "брать", кстати - в жены брать... Брачный пир "браком" называли... И союз - даже князей, например...)
"Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость." - прямо Павка Корчагин. Не думаю, что рваться и метаться - это предел мечтаний. Хотя по молодости все честные (но глупые, малоопытные) так живут - и я тоже жил. Все обречены на путаницу, на заблуждения... Но к старости ситуация меняется: с одной стороны, в чем-то разобрался, а с другой - нервы и силы уже истрепал...
Подлость - путать спокойствие и равнодушие...
"Величайшие истины – самые простые" - но не все простые - величайшие; есть и простота хуже воровства... Вообще, можно долго издеваться над этими прилагательными - "величайшие" и "самые простые" - настолько они зыбкие, что никогда не поймёшь, имеешь ты дело с ними или ещё нет... (Хотя раньше я, разумеется, бывал в восторге от подобных постулатов - как и от Павки Корчагина, кстати. Какой гой не стремится к подвигам и простоте....)
"Без любви жить легче. Но без нее нет смысла" - с добрыми чувствами жить легче. Но без ума вы их наверняка потеряете. И наоборот: умным жить легче, но без доброты вы ум наверняка потеряете. Т.е. устойчивы лишь два состояния: ты умный и добрый и ты неумный и недобрый (хотя изначально мужик - это умное, но недоброе существо, а баба - доброе, но неумное. Но они неустойчивы, созданы для движения либо в сторону развития, либо - деградации)
Главный смысл ума: помогать добру. И наоборот , главный смысл добра: помогать уму. Поэтому Толстой и пишет, что без добрых чувств ("любви") ум лишается своего смысла...
"Для того чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете" - но для того, чтобы жить умной жизнью, надо знать всё... У Толстого психология крестьянина, а крестьянский ум - это опыт, опыт и ещё раз опыт, свой и окружающих; и добрая жизнь там более доступна; крестьянин - это спокойный стайер, а горожанин - это вечный спринт; дерганая жизнь, в которой добро легко погибает... Крестьянин - это неглубокий, но постоянный плуг, а горожанин - это то забуривание, то выскакивание на пустую поверхность...
"Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти" - крестьяне (Толстой - их представитель) боятся слов как звери огня. Зато и чувствуют слова гораздо сильнее. Их слова действительно весомы как пули.
"Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви" - крестьянин Толстой проповедовал добро, а горожанин Достоевский - изощрённый ум; иного расклада и быть не могло. Тем более, речь о старом Толстом - старички в деревнях все добро проповедуют.
"Я серьезно убежден, что миром правят совсем сумасшедшие" - в наше время - и после 20 века - это и доказывать не надо. Миром правят чокнутые горожане, у которых ум за разум зашёл без добра...
"Физический труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но поощряет ее" - великий принцип, который так по настоящему и не понят. Ум и физика - это две ноги, две руки, которые только вместе представляют настоящую силу. Чередование ума и физики, как и дня с ночью, например, позволяет не уставать, не надоедать - возможно самое разное сочетание того и другого...
"Сильные люди всегда просты" - опять: где прилагательные, там и зыбкое болото. Мы не знаем до конца, что такое "простота" и что такое "сила"... Но он, конечно, прав со своей крестьянской колокольни - крестьяне всегда просты и сильны.
"Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику" - про любовь Толстой всё же больше говорил, а на деле не был каким-то особенно добреньким. Он любил крестьянский образ жизни - а всё остальное не любил...
"В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого" - хрен тебе, а не соединение... Глуп всяк, кто мечтает о таком соединении, при том, что миром правят чокнутые Города, в которых все мечты извращены, а вся действительность призрачна.
"Знания – орудие, а не цель" - да, и ум, и физика - это орудия, а цель - счастье души...
"Любить — значит жить жизнью того, кого любишь" - это у подкаблучников так, у мамаш, у сильно влюбленных дамочек... Сильный мужик самодостаточен, его любовь - это просто экстаз и теплое чувство...
"Если жизнь людей не радостна, то это только оттого, что они не делают того, что нужно для того, чтобы жизнь была неперестающей радостью." - что объединяет Толстого с комуняками? Он тоже думал, что рай на земле устроить просто... Некоторые элементы рая действительно легко доступны - начни купаться, например, или бегать, или петь и он уже будет совсем рядом, с тобой, в тебе, но как сделать всю жизнь сплошным купанием, пением и бегом?
"Я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе. Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать…Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после я не доходил до такой высоты мысли… И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением… Я нашел простую, старую вещь, я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, для того, чтобы быть счастливым вечно…" - тут нет никакой мысли, а есть неопределенные высокие, благородные чувства - у меня тоже такие были в молодости; и чуть ли не постоянно...
"Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — богатых, ученых, не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Я отрекся от жизни нашего круга." - такое отречение крайне редко встречается (не случайно написано "трудно богатому войти в царствие небесное ") - но выполнить отречение Толстому мешала огромная семья... Всё равно, его поведение в этом смысле производит на меня огромное впечатление... Обычно знаменитости - это карьерные твари, ни один из них ни от чего не отрекся, напротив, всегда зарабатывал на "высоких чувствах" (это даже Достоевского касается!)
"Остерегайтесь мысли, что вы лучше других и что у вас есть такие добродетели, каких нет у других. Какие бы ни были ваши добродетели, они ничего не стоят, если вы думаете, что вы лучше других людей." - опять неточно пишет: надо ценить добродетели, в которых ты выше и лучше, но сокрушаться о тех, где ниже и слабее. Нельзя не ценить свои таланты - они будут потеряны (и, пожалуй, можно сказать, что поздний Толстой пишет намного хуже и примитивней раннего - его поздние творения являются скорее ценными поступками, чем ценной литературой)
" Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя." - очень может быть, что я всю жизнь жертвую своим счастьем ради того, чтобы "сделать дело", реализовать то, что поручено мне сделать для других. А я мог бы устроить себе счастливую жизнь - и, в принципе, в старости буду-таки двигаться именно в этом направлении, ведь сделано уже слишком много и делать мне уже слишком легко...
"Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя." - метлой очищать или веником? Всё же, Толстой немало благоглупостей пишет... Посмотрел, что есть на тему чистоты в евангелиях: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Господнем» (2 Кор. 7:1) - тут гораздо понятней и точнее написано, сразу вспоминается и ****ство и переедание, как физическое, так и информационное... Самое главное - отделение от мирской грязи, от грязных людей (раньше их очень много было, сейчас они спились и скурились уже, сдохли от неправильного образа жизни... А у новых поколений совсем другие расклады, и беды другие, это скорее чокнутые чистюли-игроманы...)
"Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его." - опять невысокий уровень, на апостола Павла никак не тянет (и это опять деревенская психология)
"Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей." - русские крестьяне - это закоренелые коллективисты, совместный труд помогает выживать в тяжёлом климате и при крепостном гнете.
"Вообрази себе, что цель жизни — твое счастие, — и жизнь жестокая бессмыслица. Признай то, что говорит тебе и мудрость людская, и твой разум, и твое сердце: что жизнь есть служение тому, кто послал тебя в мир, и жизнь становится постоянной радостью" - нет, моё счастье - это не жестокая бессмыслица! Но следом он правильно говорит: нужно служение, а не поклонение богу.
Служение богу приносит счастье служащему - а с другой стороны, только счастливый может хорошо послужить богу
"Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь." - вот, только что писал об этом! "Служение богу " - это служение богу в себе и богу в людях (и служение природе, и умственный труд - т.е. "служение богу" - это служение Троице)
"Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества." - опять крестьянская психология, в общинах живут накопленным опытом. Но с другой стороны Толстой именно из тех, кто сам обдумывает (так что, я даже не очень поверил, что это его цитата - но ведь чего только за жизнь человек не говорит, и уж для крестьянских постулатов у Толстого всегда место найдется...)
"Деятельность нравственная… составляет высшее призвание человека…" - сейчас так уже не говорят, а тогда это было забубенным штампом... "Деятельность нравственная", надо же... Могу только фыркнуть и пожать плечами...
"Один человек крикнет в наполненном народом здании: “Горим!” — и толпа бросается, и убиваются десятки, сотни людей." - то у него "волки!" кричат, то "горим" - опять деревенские тупые приколы. (Если запаха дыма нет, то неужели сработает паника?)
"Великие, истинные дела – всегда просты, скромны." - и их делают простые скромные крестьяне?! Были ли просты Бах, Ван Гог или Достоевский? Были, но были и сложны. Как и сам Толстой. Даже в 5 копейках можно найти и простоту и сложность, скромность и важность...
"Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству." - как будто горячие южане не бывают гордыми
"Основа воспитания — установление отношения к началу всего и вытекающего из этого отношения руководства поведения." - безликие слова, ничего в них не чувствую, кроме всё того же крестьянского духа
"Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки" - м-да, крестьянская простота нередко вызывает оторопь. "Думай хорошо"... "Думай о прекрасном"?! Что уж там у нас хорошее.... или прекрасное... И как себя заставить крутиться мыслью только около самого хорошего и наилучшего.... Нет ни одной мысли на эту тему! Кажется, он призывает жить на позитиве... Или быть хорошим, чтобы поступать хорошо - ага...
"Главное — ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку." - похоже, трахал жену, как какую-то ****ь и терял к ней уважение...
" Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного Человека, — только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить." - вроде бы, я много Толстого читал - подобного "комсомольского" бреда, слава богу, не попадалось... Наверное, это его ранняя молодость - в старости в "совершенного человека " верить уже совершенно (!) невозможно; если ты не круглый дурак... (Почему дурак "круглый"? - потому что совершенный!)
"Христианских анархистов объединяет неприятие оправдания власти человека над человеком, эксплуатации, насилия, а также стремление к преодолению этих явлений среди людей. Христианские анархисты считают, что в учении Иисуса Христа свобода получила своё духовное оправдание. Христианские анархисты могут принадлежать к различным христианским конфессиям (католической, православной, какой-либо из протестантских) или не принадлежать ни к какой" - принадлежность к "конфессиям" - это тоже принадлежность к миру власти, насилия и эксплуатации! Такова природа всех организаций... Т.е. опять Толстой не достигает совершенства, хотя и двигается в правильном направлении....
"Мне очень не нравятся высокомерные люди, которые ставят себя выше других. Так и хочется дать им рубль и сказать, узнаешь себе цену — вернешь сдачу." - какой высокомерный поступок, однако! Хочется дать рубль, но жалко денег и можно получить в лоб за наглость и высокомерие... (И это всё при том, что он прав по существу)
"Кролики размножаются, а люди совершенствуются." - лучше бы размножались?! Цивилизация - это такой хитрый обман, при котором люди, думая, что становятся богами, на самом деле опускаются ниже животных... (Хотя я только "за" - надо совершенствоваться, становиться сильнее, набираться опыта)
"Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь." - "не сидите в компании развратителей". Опять, наверное, из юношеских записей цитата. Хотя Толстой и в старости постоянно со всеми беседовал (но толку от этих бесед было очень мало)
"«Я очень сожалею о том, что должен предписывать отобрание произведений труда, заключение в тюрьму, изгнание, каторгу, казнь, войну, т. е. массовое убийство. но я обязан поступить так, потому что этого самого требуют от меня люди, давшие мне власть», говорят правители. «Если я отнимаю у людей собственность, хватаю их от семьи, запираю, ссылаю, казню, если я убиваю людей чужого народа, разоряю их, стреляю в городах по женщинам и детям, то я делаю это не потому, что хочу этого, а только потому, что исполняю волю власти, которой я обещал повиноваться для блага общего», говорят подвластные. В этом обман лжеучения государства. Только это укоренившееся лжеучение дает безумную, ничем не оправдываемую, власть сотням людей над миллионами и лишает истинной свободы эти миллионы. Не может человек, живущий в Канаде или в Канзасе, в Богемии, в Малороссии, Нормандии, быть свободен, пока он считает себя (и часто гордится этим) британским, североамериканским, австрийским, русским, французским гражданином. Не может и правительство, призвание которого состоит в том, чтобы соблюдать единство такого невозможного и бессмысленного соединения как Россия, Британия, Германия, Франция — дать своим гражданам настоящую свободу, а не подобие ее, как это делается при всяких хитроумных конституциях, монархических, республиканских, или демократических. Главная и едва ли не единственная причина отсутствия свободы — лжеучение о необходимости государства. Люди могут быть лишены свободы и при отсутствии государства, но при принадлежности людей к государству не может быть свободы." - согласен, но люди настолько привыкли к государствам и наемному труду, что из них это только за тысячи лет выбьешь, и одних деклараций мало. Надо дать пример иного образа жизни (Виссариона не случайно репрессировали, посчитали опасным, хотя это кроткий теленок - он дал пример жизни без государства и наёмного труда)
"Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает." - опять согласен (страдают и убийцы в тюрьме? Настоящие преступники и дьяволы нигде не страдают) Страдание - это свойство живой души, вышедшей из зоны комфорта. Большинство страдальцев, конечно, вновь и вновь в неё возвращается, но некоторые пытаются найти новые пути... Это и есть христианская крестность...
"Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор похлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения." - так, страдать он должен или быть счастлив? Счастлив, страдая?! Счастлив в солнечный день и страдать по ночам и в непогоду...
"24 марта. Я её всё больше и больше люблю. Нынче 7-й месяц, и я испытываю давно не испытанное сначала чувство уничтожения перед ней. Она так невозможно чиста и хороша и цельна для меня. В эти минуты я чувствую, что я не владею ею, несмотря на то, что она вся отдаётся мне. Я не владею ею потому, что не смею, не чувствую себя достойным. Я нервно раздражен и потому не вполне счастлив. Что-то мучает меня. Ревность к тому человеку, который вполне стоил бы её. Я не стою." - поэма Мопассана "Кобель и сексоман трахает юную женушку". Интересно, был ли в ходу минет?
"Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя." - я даже музыку почти перестал слушать - свою лучшую в мире коллекцию - потому что чувствую, что в этом мире мы все обречены на несчастье. Не убиваешь на войне? Не умираешь от убийц? - уже хорошо, чего же тебе более... Евангелия и христианство - это одновременно и про счастье ("царство небесное") и про крест, и про мир и про войну. И вот, насколько хватит ума и доброты, и мужества, так и сопряжешь одно с другим...
"Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека — зеркало его самого. Всё фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы ни пытались скрыть это от других, вся пустота, чёрствость или грубость прорываются в речи с такой же силой и очевидностью, с какой проявляются искренность и благородство, глубина и тонкость мыслей и чувств." - почти нет людей именно со своими речами - все лишь транслируют чужие. Или бредят (хотя то, что транслируют, тоже бред). До настоящих поступков мы почти никогда не прорываемся - есть лишь броуновское движение частиц, к которым периодически подключают тот или иной ток в попытке заставить их двигаться в определенном направлении (но другие подключают другой ток... "левые" - свой, а "правые" - свой - поэтому всегда много хаоса и возможна война - и диктатура как выход к "порядку"...)
"Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это." - "просвещение " - девиз 18 века... Сейчас 21-ый, из любого утюга просвещают, но вежества у народа больше не стало... Мы просвещаем себя не светом, а очередной тьмой...
"Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой. Нельзя и сказать: не люблю. Ты сказал, а оно другое..." - Достоевский аплодирует. Хотя я опять не совсем согласен: беда в том, что штампы лишают людей и добра и зла, и ума и глупости. Люди - винтики, люди - зомбаки, люди - технари; они вне "морали". Обозлился человек или расщедрился - это почти ничего не значит. Мелочи местной погоды...
"Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя." - ни тех, ни других мечтателей почти не встречал (хотя есть политиканы и регуляторы собственных настроек) - обычно мечтают лишь о "богатстве" (а разбогатевшие мечтают о славе и власти)
"Сказать: в бесконечном пространстве и времени все развивается, совершенствуется, усложняется, дифференцируется, – это значит ничего не сказать. Все это слова без значения, ибо в бесконечном нет ни сложного, ни простого, ни переда, ни зада, ни лучше, ни хуже." - крестьяне лучше чувствуют бесконечность. И это в природе нет "переда и зада, сложного и простого"
"…У всего живущего человечества есть еще какое-то другое знание, неразумное – вера, дающая возможность жить." - хотел сказать про душу, но крестьяне часто не дружат с этим понятием, погрубее устроены...
"Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже – разум для того, чтобы понять ее. Я понял, почему я так долго ходил около такой очевидной истины, и что если думать и говорить о жизни человечества, то надо говорить и думать о жизни человечества, а не о жизни нескольких паразитов жизни." - как ты преодолеешь бессмысленность без разума?! И как близко Толстому до коммунизмов с этим противопоставлением "паразитов" "человечеству". Дорогу благодетелям человечества! Это прямой путь к политике, причем самой безумной и жестокой. "Возлюби ближнего как самого себя" - вот правильная цель. Будет много таких возлюбивших - "человечество " изменится автоматически; а если их не будет - ничего не поможет, из говна рай не построится...
"…Мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и, увы, мудрый умирает наравне с глупым!" - Павла помнят; и самого Толстого... Умираем, потому что недостаточно мудры! Забыли мудрого? - а что толку в чужой памяти для самого мудреца? Им же хуже , если не оценили. Мы все должны быть мудры прежде всего для самих себя, себя спасать. Ты - мудр? Значит, ты спасся из мира тупости! Аналогично и с добряками...
"Вообще отношение наук опытных к вопросу жизни может быть выражено так: Вопрос: Зачем я живу? – Ответ: В бесконечно большом пространстве, в бесконечно долгое время, бесконечно малые частицы видоизменяются в бесконечной сложности, и когда ты поймешь законы этих видоизменений, тогда поймешь, зачем ты живешь." - мы все участники битвы добра и зла, ума и тупости. А если тебе этого мало, то можешь постараться и стать на этой войне генералом (для этого надо много локальных сражений выигрывать и мало проигрывать)
"…Я пришел ведь к вере потому, что, помимо веры, я ничего, наверное ничего, не нашел, кроме погибели, поэтому откидывать эту веру нельзя было, и я покорился" - это логика разума, а не вера, и она тоже нужна. Сама вера в солнце, допустим, или в природу, в их божественность, не имеет логических объяснений, ты просто видишь перед собой невероятно шикарные объекты и в тебе появляются восхищение и вера... Показались бы они ужасными и скучными, была бы совсем другая история.
"И что более всего удивляло его, это было то, что все делалось не нечаянно, не по недоразумению, не один раз, а что все это делалось постоянно, в продолжение сотни лет, с той только разницей, что прежде это были с рваными носами и резаными ушами, потом клейменные, на прутах, а теперь в наручнях и движимые паром, а не на подводах. Рассуждение о том, что то, что возмущало его, происходило, как ему говорили служащие, от несовершенства устройства мест заключения и ссылки и что это все можно поправить, устроив нового фасона тюрьмы, — не удовлетворяло Нехлюдова, потому что он чувствовал, что то, что возмущало его, происходило не от более или менее совершенного устройства мест заключения. Он читал про усовершенствованные тюрьмы с электрическими звонками, про казни электричеством, рекомендуемые Тардом, и усовершенствованные насилия еще более возмущали его. Возмущало Нехлюдова, главное, то, что в судах и министерствах сидели люди, получающие большое, собираемое с народа жалованье за то, что они, справляясь в книжках, написанных такими же чиновниками, с теми же мотивами, подгоняли поступки людей, нарушающих написанные ими законы, под статьи и по этим статьям отправляли людей куда-то в такое место, где они уже не видали их и где люди эти в полной власти жестоких, огрубевших смотрителей, надзирателей, конвойных миллионами гибли духовно и телесно." - каковы люди, таково и устройство жизни или каково устройство жизни, таковы и люди? Я верю больше в первое... - хотя и признаю, например, что с приходом Ельцина люди ожесточились и отчаялись, а с приходом Путина стали добродушнее и увереннее в себе. И тот же Путин никак не смог устроить нечто идеальное, потому как неидеальные люди , его подчинённые, на такое, естественно, не способны. Цивилизация - это шикарные картинки, но реальная ситуация за ними гораздо хуже, чем кажется - и нынешняя война это показала, вскрыла. Какой чудовищный поток глупости, лжи и злобы сразу хлынул! И при этом красивыми картинками по-прежнему машут, жалкие лицемеры!
А любой крестьянин учится у природы и потому он - стихийный анархист... (И все должны быть крестьянами, анархистами и так учиться - но не только, ведь это ещё не вся Троица...)
"Только тогда, когда я увидал её мертвое лицо, я понял всё, что я сделал. Я понял, что я, я убил её, что от меня сделалось то, что она была живая, движущаяся, тёплая, а теперь стала неподвижная, восковая, холодная и что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя." - эту цитату наверняка женщина выбрала!
"— Ты не понимаешь, отчего я это говорю, — продолжал он. — Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, — сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. — Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг сейчас шагом шёл к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, — и он достиг её. Но свяжи себя с женщиной — и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе належд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tr;s aimable et tr;s caustique,— продолжал князь Андрей, — и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины... Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distingu;es и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всём — вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, — кончил князь Андрей." - а эту - мужик!
Я думаю, в "свете", т.е. среди богатеньких, не только бабы таковы, но и мужики ничем не лучше. И вообще, они в любой среде друг другу соответствуют
"Все это были как будто нарочно выдуманные учреждения для произведения сгущенного до последней степени такого разврата и порока, которого нельзя было достигнуть ни при каких других условиях, с тем чтобы потом распространить в самых широких размерах эти сгущенные пороки и разврат среди всего народа. «Точно как будто была задана задача, как наилучшим, наивернейшим способом развратить как можно больше людей», — думал Нехлюдов, вникая в то, что делалось в острогах и этапах. Сотни тысяч людей ежегодно доводились до высшей степени развращения, и когда они были вполне развращены, их выпускали на волю, для того чтобы они разносили усвоенное ими в тюрьмах развращение среди всего народа." - я думал, что у нас в России вечно будут править бал уголовники и гопники - с тюрьмами в виде университетов по подготовке новых "высококвалифицированных специалистов ", но при Путине случился чудесный просвет... - и пока даже ЧВК Вагнера кажутся мне чуть ли не хорошими ребятами... Людей потянуло пожить - и даже часть уголовников потянуло, а остальные спились и погибли. Ведь даже какой-то красотой, добротой и справедливостью запахло... И в тех же тюрьмах - или армии - нравы стали на порядок мягче... (но как дальше будет?)
"Так же как в одной поваренной книге говорится, что раки любят, чтоб их варили живыми, он вполне был убежден, и не в переносном смысле, как это выражение понималось в поваренной книге, а в прямом, — думал и говорил, что народ любит быть суеверным. Он относился к поддерживаемой им религии так, как относится куровод к падали, которою он кормит своих кур: падаль очень неприятна, но куры любят и едят ее, и потому их надо кормить падалью. Разумеется, все эти Иверские, Казанские и Смоленские — очень грубое идолопоклонство, но народ любит это и верит в это, и поэтому надо поддерживать эти суеверия. Так думал Топоров, не соображая того, что ему казалось, что народ любит суеверия только потому, что всегда находились и теперь находятся такие жестокие люди, каков и был он, Топоров, которые, просветившись, употребляют свой свет не на то, на что они должны бы употреблять его, — на помощь выбивающемуся из мрака невежества народу, а только на то, чтобы закрепить его в нем." - суеверными любят быть бабы - и наши слабые, легко внушаемые души. И религии, как и культуры с науками, используют эти суеверия для чужого порабощения и своего заработка. И нельзя не быть суевериям того или иного типа и вида, пока есть слабость, страх и темнота, пока мы разумом, телом и душой не боги - пусто место не бывает: нет богов, значит, будут чудовища...
„Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство.“ - плохо написано, ведь существует ещё и либеральная демагогия, с патриотизмом никак не связанная, и даже наоборот. Или есть лозунг "борьбы с коррупцией", чтобы добраться до власти... И отречение от человеческого достоинства патриотизм никак не проповедует... Мы все "патриоты" своей семьи и родни - дальше по убывающей, но всё же тоже "патриоты"... Беда в разогреве "патриотизма", "любви к своим" с целью превратить его в национализм, довести до войны с чужими "патриотами". Но и в таких войнах всегда есть другие причины - как и в любой драке всегда есть причины кроме той, что каждый любит своё и себя...
„Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, т. е. жениться не по чувственной любви и по расчету где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать жить человеческой жизнью.“ - нет никакой "чувственной любви" - есть похоть и есть настоящая любовь. Только если девушка любит настоящей любовью, она будет помощницей и соратником, а не помехой и пиявкой. Если же мужик любит настоящей любовью, то он создаст настоящую семью и народит много сыновей - но других больших дел не сделает... Так что, Толстой опять во многом неправ - жениться надо только по любви или на любви...
„Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой.“ - опять не так: из величайших, впечатляющих событий нашей жизни рождаются изменяющие нашу жизнь мысли. Т.е. в основе всегда впечатления и чувства...
„Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.“ - так и есть. И у меня, к сожалению, в активе немного таких капель, просто какие-то жалкие крохи - всё книжки пишу да картинки рисую, так уж устроен (формировался в мертвые совковые времена, когда те же книжки и картинки были светом в окошке). Но у Толстого тоже вряд ли много в активе добра - какие-то деньги имел, но был повязан огромной семьёй, поэтому оставалось довольствоваться писаниной и каплями...
„Вор не тот, кто взял необходимое себе, а тот, кто держит, не отдавая другим, не нужное себе, но необходимое другим.“ - на сколько процентов необходимое или ненужное?! Почти всеми вещами мы пользуемся лишь периодически, почти без всех, если поднапрячься, можем обойтись. Тут поле для лукавства огромное. Чисто "простота хуже воровства"....
„Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный.“ - бог не деревянный - но какой он, похоже, никто так и не знает. Без Троицы этого нельзя понять. Так и будут ошиваться неподалеку от разнообразных глупостей и мракобесий и захлёбываться пышными словесами.
„Любить? Всех любить и всегда любить нельзя — не осилишь. Разумеется, это хорошо бы. Но это невозможно, как невозможно не спать. И тот, кто точно любил, знает, и чем сильнее он любил, знает, что этого нельзя. Не достанет внимания. Чтоб полюбить, надо вникнуть в чужую душу. А это труд, для которого нужны силы. А когда их нет, не надо притворяться. Не надо, не вникнув в душу чужую, уверять себя, что я люблю его. Это ложь. Не надо тоже и слегка принять участие в нём, возненавидеть его врагов (это бывает самая обычная форма поверхностной любви). Это похоже на то, как очищаешься от репьев, с одного места отцепишь к другому: — Что-бы любить, нужно внимание, усилие, которое ограничено, и мы не можем всегда владеть им. Когда есть это внимание, слава Богу, и потому надо не тратить эту силу на пустяки, а беречь её. Но когда нет этой силы, то надо не обманывать себя, что любишь, а напрягать все силы на то, чтобы только не не любить, чтобы не допускать себе в душу враждебных чувств.“ - я понял: надо бы всех любить, но так хочется спать. Так скучно любить непонятно кого непонятно за что непонятно как. Может, людишкам хватит симпатии? Может, можно их и поругать, чисто любя? .... Только начал любить, как поперхнулся... как вся любовь и закончилась - жди теперь, когда новую завезут... Может, лучше от души ненавидеть? С любовью ненавидеть, со вкусом.... Любить надо не врать - и все 10 заповедей не просто исполнять, а любить. Ведь иначе не исполнишь... Каков твой уровень любви к жизни в целом, так и людей будешь любить в частности - хотя многие из них являются врагами жизни и ими можно только изумляться..
„Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства — сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, — и, переступая через себя, ожесточает свое сердце. Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?“ - даже Иисус рыбу ел, а мы в миллион раз похуже Иисуса. Кто этого не понимает, тот не знает ни себя, ни людей, ни мира в целом. Т.е. хорошо бы не есть даже и красивой морковки, не давить жучков и всякие нежные растения, но до таких ступеней развития нам пока бесконечно далеко... И ведь убивают животных не изверги, а обычные крестьяне - если бы их мучила совесть, то они бы этого не делали... Выращивание животных во многих случаях это экономическая необходимость - огромные площади на земле пригодны лишь для травы, более сложные растения на них было не вырастить; а где трава, там и животные... Поэтому не убивай животных, если твоя душа этому противится, и не ешь животных, но уж тогда и в целом ешь поменьше, и высирай поменьше говна. Я думаю, в говне много чего измеряется. О каком мире и процветании может идти речь, когда мы - элементарные засранцы?...
„Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не может знать того, что происходило и происходит в душе того, кого осуждаешь.“ - да; и ведь человека формируют обстоятельства, главные события. Они могут, например, сломать, изуродовать, привить плохие привычки. Я сам полусломан, полуизуродован своей жизнью, и плохих привычек у меня хватает. Малодушие одолевает - и никак не удается в себе многое исправить... Тот же алкоголизм - это болезнь... А с другой стороны, вполне возможно, что ты осуждаешь вообще не по делу, у тебя самого предубеждения и неверные понятия... С третьей стороны, если человек мне не нравится, мне неприятен, я не буду себя пересиливать и доверюсь оценке своей души, ведь она незримо обнюхивает душу чужого человека и нюх у неё не хуже, чем у собаки... Да и разуму своему я теперь в немалой степени доверяю - а иначе зачем бы стал делать и публиковать такие разборы...
„Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.“ - стыд перед людьми - это почти всегда закомплексованность, а вот стыд перед собой - это провал; хорошо, конечно, стыдиться провалов, но вообще дело плохо, провал есть провал... (А вот стыдиться непровалов не следует! Это уже самоедство...)
„В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и неправильный.“ - а как же "семь раз отмерь, один раз отрежь"? К черту неправильные шаги; что это вообще за совет: "в минуту нерешительности действуй решительно"?! Хотя, конечно, все мы так сердимся на себя, когда тормозим и начинаем пробы... (Наверняка это опять молодой Толстой)
„Самый верный признак истины — простота и ясность. Ложь всегда сложна, вычурна и многословна.“ - демагогия тоже всегда проста и ясна. Так что, крайности сходятся... Ориентируйтесь на апостола Павла - он одновременно и прост, и сложен, и короток и многословен - и даже вычурность у него можно найти...
„Делай, что должно, а там будь что будет.“ - не думай, делай, что должно - очень многие так живут и без Толстого....
„Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи.“ - да, но чтобы проясниться, полезно разговориться...
„Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.“ - всякое рассуждение уничтожает чувства, а всякое чувство уничтожает рассуждения - поэтому сразу нужно искать синтез, чтобы они дополняли друг друга, а не воевали...
„Надо быть, как лампа, закрытым от внешних влияний ветра, насекомых, и при этом чистым, прозрачным и жарко горящим.“ - тоже любил в тепличке геройски погореть, с комфортом, в безопасности - и чтоб даже мухи не кусали?!
„Полной свободы нет, но человек приближается к свободе по мере соединения своего с Богом разума и любви.“ - свободен только сильный (у слабых не свобода, а комфорт). А силен (в данном случае в разуме и в любви) тот, кто соединён с богом, с Троицей (разум и любовь - два элемента Троицы; физический компонент считается само собой разумеющимся)
„Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.“ - ох, так всё запутал, что проще выкинуть, чем распутывать. Несчастливым точно станешь, распутывая! Бесплодный, ненужный узел... Ни хотелками, ни счастьем мы всё равно ни хера не управляем - они управляют нами...
„Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования — работать над мыслями.“ - мысль - это только один из элементов Троицы, неправильно всё сводить к мыслям. Хотя я действительно всю жизнь работаю с ними , но не только... Толстой пытался внушать себе определенные мысли? Наверняка неудачно! Бог управляет нами, а не мы - богом. И дай богу мыслей, чувств и физики управлять тобой, слушай, что он тебе говорит, не лезь со своей отсебятиной, не слушай чепуху других, хоть бы ей было тысячи лет и в каком бы авторитете она не была...
„Единственное условие, от которого зависит успех, есть терпение.“ - овечье терпение и баранье упорство. Правда, и "успех" тот ещё ("успешный" - это тот, кто пыхтит, потому что много спешит...)
„Из всех усилий самое трудное — воздержание языка. Оно же — самое необходимое.“ - мог бы и от этой фразы воздержаться. Тем более, что она достаточно сомнительная; многие мужики, например - чрезмерные молчуны, прирожденные...
„Не говоря уже о любви ко мне, которой нет и следа, ей не нужна и моя любовь к ней, ей нужно одно: чтобы люди думали, что я люблю ее. Ужасно.“ - с кем это у него была такая ситуация? Кстати, выглядит не очень достоверно - по крайней мере, у меня в случаях односторонней любви всё было иначе - правда, я был не граф и не знаменитый писатель...
„У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть.“ - изобретал формулы, пытался внушить себе любовь и довольство. (Сбежал из собственного дома в итоге!)
„Смерти нет, а есть любовь и память сердца…“ - любящие , добрые никогда не пишут о своей доброте, они кроткие и безответные... Толстой пытался сделать себя добрым - но удачнее получилось вернуться к крестьянству...
„Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей, Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград, ни стыда, ни справедливости, ни даже страха.“ - поэтому в Евангелиях и проповедуется юродство, безумие и т.д. Когда воюешь со смертью и со всем закостенелым миром, невозможно не стать сумасшедшим - и Достоевский это очень ярко показал, он сам был всё время "на взводе"...
„Ищи лучшего человека среди тех, кого осуждает мир.“ - все друг друга осуждают, слева направо и справа налево... Лучшие люди среди бедных, кротких и утружденных... Среди смелых и честных... Среди тех, кто имеет интересы, а не думает о деньгах...
„Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.“ - такие не более сложны, но более скрытны - и оттого в их сложности труднее разобраться...
„Убиты тысячи людей, приведены в отчаяние, озлоблены, озверены все русские люди. И всё это ради чего? Всё это ради того, что среди небольшой кучки людей, едва ли одной десятитысячной всего народа, некоторые люди решили, что для самого лучшего устройства русского государства нужно продолжение той думы, которая заседала последнее время, другие, что нужна другая дума с общей, тайной, равной и так далее, третьи, что нужна республика, четвёртые — не простая, а социалистическая республика. И ради этого вы возбуждаете междоусобную войну. Вы говорите, что вы делаете это для народа, что главная цель ваша — благо народа. Но ведь стомиллионный народ, для которого вы это делаете, и не просит вас об этом и не нуждается во всём том, чего вы стараетесь достигнуть такими дурными средствами. Народ не нуждается во всех вас и всегда смотрел и смотрит на вас и не может смотреть иначе как на тех самых дармоедов, которые теми или иными путями отнимают от него его труды и отягощают его жизнь.“ - стомиллионному народу надо было землю раздать и запретить работать наемниками... Нет правильной смычки между городом и деревней, физической работой и умственной - вроде бы, все стараются, а результат ядовитый и мусорный...
„Музыка — высшее в мире искусство.“ - это всё равно, что сказать: звуки - высший дар божий...
„Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.“ - не будь незнания, не было бы и ложного знания - где темнота, там и блуждания ("не бойся незнания" - это тоже ложное знание! ... Наверное, девять десятых наших знаний - ложные и 99-ть сотых - неточные...
В общем, хоть Толстой и остаётся моим любимчиком (и учителем), но в этот раз малость разочаровал меня...
Свидетельство о публикации №223061301138