Кью. Общаемся ли мы напрямую?

"Кто описывал идею, что мы не общаемся с людьми напрямую,
а лишь коммуницируем с их образом в своей голове? Уже не первый раз натыкаюсь на мысль, что мы не общаемся с людьми напрямую, а строим образ человека в голове, и общаемся с ним. Хотел бы узнать, есть ли научные работы на эту тему.
(спросил Феликс Кошев).

Честно говоря, не помню, кто именно первый родил такую идею. Возможно, истоки находятся в седой древности. В голове какого-нибудь философа. Помню только, что носились с этой идеей многие. Но разве это важно? Не лучше ли поговорить о сути этой идеи?

Мы все, когда общаемся, строим у себя в голове образ другого (других) с помощью внимания и восприятия, и достраиваем его, если чего не увидели или не видим, с помощью воображения и интуиции. 

Но это не значит, что мы не общаемся с людьми напрямую.  Не напрямую - это когда через посредников (кто-то передал вам привет), через письма, и посредством разных гаджетов(арищей): телефонов, смартфонов, компьютеров, и т.п. 

Но если "мы не общаемся с людьми напрямую" означает, что мы их непосредственно не видим, не слышим и не ощущаем кожей, то это чушь.

Потому что в реальном общении мы общаемся с реальными людьми (непосредственно или опосредствованно), а не только с их образами у себя в голове.

Конечно, с их образами у себя в голове мы тоже общаемся, и даже без их присутствия перед нами, без слышания их по телефону, без лицезрения по видеосвязи. Тогда в зависимости от разной степени вашей адекватности, вы: а) либо нормальный чел, погружённый во внутренний диалог, в котором в качестве вашего альтер-эго предстаёт (представление!) другой значимый для вас человек (мама, папа, бабушка, дедушка, друг, с которым вы только что поспорили, но, как видно, чего-то не доказали, и продолжаете спорить); б) либо ненормальный чел, сумасшедший, который спорит с галлюцинаторным образом другого, принимая его за реально существующего здесь-и-сейчас прямо перед собой; в) промежуточные варианты между а) и б).

Вы, как реальный человек, тоже имеете какой-то образ себя, исходя из которого вы и коммуни… тьфу! обращаетесь к другому человеку. Этот образ самого себя имеет разные формы: Я-образ в ситуации; Я-представление во многих ситуациях; Я-понимание, основанное на непосредственном самовосприятии (Я-реальный) и на самовоображении (Я-воображаемое, Я-мнимое); Я-концепция, основанная на своём словесном портрете (автопортрет); Я-рефлексивное (понимание того, как я воспринимаюсь и воображаюсь другими людьми); и т.п..


Рецензии