Глава 561. Моцарт. Струнный квинтет

Вольфганг Амадей Моцарт
Струнный квинтет №6 ми-бемоль мажор
Артюр Грюмьо (скрипка)
Арпад Герец (скрипка)
Дьёрдь Янзер (альт)

Phalaenopsis: Уважаемый Виктор Николаевич, помнится, как-то я писал об «увертюрности» некоторых симфоний Моцарта. Здесь я заметил, что это произведение как будто сложено из арий. В это время Моцарт был увлечен оперой, что, возможно, и нашло отражение в других его произведениях, как, например, в этом квинтете?

victormain: Это довольно неожиданная постановка вопроса. С одной стороны, Моцарт оперу настолько любил и всегда хотел ее писать, что — да, некоторую калейдоскопичность, присущую опере, можно отметить в его манере подачи материалов. Но мне кажется, что определенная реактивность переключений вообще свойственна его натуре, характеру. Даже на начальном синтаксическом уровне, в момент тезиса. На его уровне качества материала и воспитанности вкуса и формы такой шик можно было себе позволить. Вообще же опера — коварный жанр, сильно расслабляющий по части качества выполнения момента: в опере, как нигде больше, позволяется и даже рекомендуется временами «проходняк». Иначе слушателю было бы невыносимо выслушать два-три часа музыки в едином, равноценном энергетическом напряжении. В «Волшебной флейте» таких «проходняков» нет, но расслабиться можно на разговорных сценах, в других его операх — на речитативах. А вот уникальное сверхкачество «Воццека» Берга, например, компенсируется динамикой действия и нюансами сюжета (любовь-кровь). Короче, подумать тут есть о чем. Думаю, у Моцарта все было во взаимодействии, все жанры влияли друг на друга. Но такого олимпийского дыхания, как в финале «Юпитера», в его операх Вы не встретите, просто за ненадобностью и иными принципами организации ткани.

Romy_Van_Geyten: Ну ладно! Финал второго действия в «Свадьбе Фигаро», финал и первого, и второго действия в «Дон Жуане». Финал «Юпитера» просто одышка в сравнении с этим. Хех... Вообще, моцартовские оперные финалы — это самое выдающееся, чем человечество может похвастать в сфере музыки.

victormain: По качеству — верно, но там везде избыток материала, в симфонии такое просто ни к чему. А в опере каждый рот откроет — обязан свежо проявляться. Финалы эти у Моцарта — из лучшего, что он делал вообще, безусловно. И таких финалов больше ни у кого нет. Но как раз они почти избыточны, на пределе возможности восприятия. То есть, это уже не совсем опера. Сравни с Россини, насколько у него легче аналогичные места написаны, проще и слушаются. Но шляпу мы снимаем в первую очередь перед Моцартом, разумеется.


Рецензии