С - 2

                *
Признаюсь честно: мрачность не люблю,
Вернее, не могу себе позволить.
Меня ведь так несложно обездолить –
По капле СВЕТ на чёрный день коплю.
               Лариса Миллер

     Ночевать в чужой квартире для меня – отдельная страница жизни. Чужая кровать, чужая подушка, даже воздух в комнате непривычен. Муженёк мой, только коснулся ухом подушки и уже посапывает-похрапывает. А для меня эта ночь, как зима в Сибири – длинная и однообразная. И так, и эдак лягу, сна ни в одном глазу. Чтоб хоть как-то скоротать время, встаю с кровати и подхожу к окну. Знаю, что в ночное время смотреть в окно нехорошо. Тут неизвестно что может привидеться, но смотреть в тёмный угол ещё хуже.
     Вот, стою, смотрю. Поздняя осень. Деревья безлистые. Сердитый ветер качает костлявые руки веток. За ними большой таз луны. «Может потому, что полнолунье, мне не спится…» - подумалось мне. То ли тучки, то ли облака игриво прячут луну. На оконном стекле пунктиры падающих капель. Напротив окна – ветвистое дерево. Под ним скамейка для отдыха, большая, я бы даже сказала громоздкая с витыми чугунными подлокотниками и ножки как львиные лапы. Сохранилась ещё из прежних времён. Деревянный настил скамейки видно, что новый, покрашенный. Рядом доверху наполнена урна для мусора. И ещё несколько пивных бутылок валяются рядом… Небольшие лужи, зацелованные тяжёлыми каплями дождя. Скучная, тоскливая картина. Даже холодок пробежал по спине. «Я-то в квартире, а они под дождём».
     Ложусь в кровать, тихонько, чтоб мужа не разбудить, а мысли всё там, за окном. «Может, было бы светло на дворе, совсем по-другому всё смотрелось…»
     Свет, как много он значит для человека, даже настроение было бы другое…

                *   
     Есть СЛОВА ожидаемые и предполагаемые, а есть слова подобные выстрелу…
     Мало того, что слово «вдруг» настораживает услышавшего его. Оно как пропуск. Как свалившийся с потайной двери железный запор. За открывшейся дверью нечто неожиданное. То, что до этой минуты было тайной, о которой и помыслить не смели. Может,  разгадка до разочарования проста, но она была кем-то хранима до особого случая или рядилась в обманчивые одежды.
     Некую загадку таит в себе и слово «всё». «Теперь - всё!» Такое впечатление, будто после этого слова разверзла бездонную пасть пропасть. Ни вперёд идти, ни отступить назад просто невозможно. Это край твоих надежд и страданий. А за ним – безвременье.
     Но иногда «всё» звучит, как начало чего-то доброго, долгожданного. «Всё плохое уже позади!» «После тяжёлых родов наконец-то палату огласил новый житель планеты…» «Всё» - как потрясение, как вздох облегчения.
     Нужны ли такие слова?
     Очень нужны! Они выстраданы жизнью. Без долгих объяснений, всего лишь короткий звук и всё в тебе напряглось. Нервы как струны. В другом случае напряжённость спала, как падают тяжёлые оковы после помилования.
     До чего же велика сила слова!..
 
                *

     Когда мы произносим СЛОВА, то, второпях не особо задумываемся: а соответствует ли произносимое тому, что мы хотим выразить?
     Вот, такой пример.
     Старая чугунная мясорубка, которая прослужила нашей семье около сорока лет, считалась собственностью матери. То есть – мне. В хозяйстве сынов моих «несли службу» медные, электрические мясорубки. Но они оказались недолговечными. Часто ломались. А моя, чугунная, хоть и тяжёлая, постукивая и поскрипывая, перемалывала не только мясо, но и овощи, фрукты, с «приставкой» даже сок с ягод мы на ней выжимали. Часто путешествуя от хозяйки к хозяйке, терялась. Но, при особой нужде, вспоминали о ней и возвращали на её законное место: на нижнюю полку кухонного стола.
     На сей раз, я позвонила внуку, Александру, чтоб тот, при случае, привёз мне мясорубку. Он привёз. Положил на кухонный стол и, войдя в комнату, с улыбкой доложил:
     - Я вернул «на Родину» мясокрутку.
     Решив, что я ослышалась, попросила его повторить сказанное. Саша повторил слово в слово, без капли сомнения в том, что сказал что-то не так. Тогда я поняла: он произносит слова по прямому назначению предмета, как он его видит. И в самом деле, мясо рубят топором. У мясорубки есть ручка, которую крутят…

                *


Рецензии