Глава 567. Моцарт. Requiem ре минор

Вольфганг Амадей Моцарт
Requiem ре-минор
Оркестр «Das neue Orchester»
Кристоф Шперинг (дирижер)

Anonymous: Авторская версия. Реквием в этом исполнении звучит в том виде, в каком он остался после смерти Моцарта.

Andrew_Popoff: Не совсем точное определение. Слово «версия» уже означает вариант, основанный на некоем оригинале. В данном случае уместен термин Urtext.
Пожалуй, тут именно так, как осталось в авторских нотах. Только исполнение мне не нравится. Да и смысла подобных исполнений я не очень понимаю, особенно когда начинают звучать отрывки и кусочки.
Для кого оно? Для музыковедов? Но им вполне достаточно будет нот. Очевидная гримаса «аутентизма».

Aelina: А я когда слушала это исполнение — вот о чем подумала: а нужно ли было дописывать? Ведь так недолго дописать и Восьмую симфонию Шуберта, его же Восьмую сонату, Второй концерт Грига…

Andrew_Popoff: Дописывать было нужно, поскольку иначе заказчик не заплатил бы Констанции оставшуюся часть гонорара, а деньги вдове были нужны.

Что касается дописок — да, были такие случаи и будут. Если получается удачно, то почему бы и нет? Мы же восхищаемся гигантскими полотнами Рубенса, на многих из которых он только усы нарисовал или глаз лошади. Но если бы сам Моцарт это услышал, он еще бы раз помер — со смеху. Потому что он едва ли счел бы возможным исполнение своего сочинения в таком виде.

Anonymous: Да почему же!? Ему было бы приятно, что люди исполняют даже те его сочинения, которые сохранились в отрывках, фрагментах.

Andrew_Popoff: Вы, Дима, рассуждаете не как композитор.

Anonymous: Но ведь Большую мессу исполнили в незавершенном виде!

Andrew_Popoff: Да много чего исполняют. В отношении Моцарта копирайт не действует, так что никто не может запретить.

А работа Зюсмайера, при всех ее недостатках, максимально аутентична и близка авторскому замыслу. Ближе вряд ли кто смог воссоздать. Так что, скажем Францу Ксавьеру спасибо за то, что донес до нас моцартовский шедевр не в таком комичном виде.

Anonymous: Я имел в виду, что Большую мессу еще при жизни Моцарта исполнили в незавершенном виде.

Andrew_Popoff: Я не помню про эту историю. Но сомневаюсь, что незавершенные куски там исполняли. Скорее всего, законченные части.

sir Grey: Мне очень понравилось исполнение. Страшновато слушать. «Смерть к нам смотрит чрез забор» — вот такое впечатление: из всех лакун, из всех пустот как будто входит дыхание Смерти.


Рецензии