С - 3

                *
     У каждого времени свои трудности. Нам, старикам, глядя на нынешнюю ребятню, вспоминается своё детство, в послевоенном колхозе, когда работы много, а рук не хватает… Вот и кажется нам, будто нынешнее время самое беззаботное. Хотя, ни дети, ни их родители с нами не согласятся. Каким бы ни был труд, он от слова – трудно. А преодоление трудностей требует усилий.
     Так, вот, о моём детстве. Уже с третьего класса, нас учительница, Елизавета Даниловна, конечно же, не по своей прихоти, а по приказу директора школы, а ему дано указание Правление колхоза, водила нас, «цыплят», на поле или в колхозный сад на разные мелкие работы. Это чтобы колхозников на них не отвлекать.
     Утром все дети, нашей восьмилетней школы, выстраивались в школьном дворе на линейку. Нам объявляли, какому классу на какие поля нужно идти и какой учитель за какой класс отвечает. Никто нас ни в школе, ни в поле не кормил. Воды попить и то было негде. Где пешком, а где на бортовой машине, как спички в коробке, нас везли на место работы, домой шли пешком. Притом не все дети знали дорогу до села, ведь поля были такие, глазом не окинуть. Да и осенняя погода нас не жаловала.
     Однажды нас, малышей, на двух подводах довезли до поля, где росли помидоры. Никто и никогда их не подвязывал. Длинные помидорные плети лежали на земле и столько на них было зрелых помидор, что ступить было негде. Вот, мы их собирали в ящики. Те ящики ездовые сложили на подводы и куда-то повезли. Ребятня, вместе с учительницей, пошли к шоссейной дороге, ловить попутку. А мы, три девочки и два мальчика, живущие на Горбах, это на другом конце села, пошли по полевой дороге домой. Погода стала портиться, поднялся ветер, начался дождь. Я знала, что там, недалеко, был загон для свиней. Свинаркой работала моя мама, и я к ней ходила, помогала пасти свиней. Но, всего неделю назад, свиней перегнали на свиноферму, которая была сразу же, за селом. А наспех сколоченные сарайки остались под зиму, В них раньше хранили корм для скота. И ещё был закуток для отдыха свинарок. Всего – то стоял стол и две скамейки. Главное, какая-никакая крыша над головой. Именно туда и позвала я своих одноклассников, чтоб пересидеть непогоду.
     Мы бежали, как могли, пересиливая порывы ветра и хлёсткие капли дождя. Но, когда добежали и увидели следы разрухи, в растерянности остановились. «Добрые люди», как только перегнали свиней и сторожей отправили что-то другое сторожить, сняли все двери, вынули окна и всё, что можно было унести, разворовали.
     Было и другое, что нас, девятилетних детишек напугало. Из всех пустых проёмов окон на нас смотрели лупоглазые совы. И их там было десятка два. Свиней нет, а мыши с крысами остались. Вот они и слетелись на добрую охоту на грызунов. Сколько мы ни «кышкали» и не «шикали», ни одна птица не вылетела под дождь. Приближался вечер и нас страх одолел. Мы ещё немного потоптались, дрожа от холода и, понуро, через поле, по знакомой мне тропинке пошли в село.
     Домой я пришла промокшая, одежда грязная, и до того уставшая, что уже и есть не смогла. На второй день, из нас пятерых, только двое в школу пришли. Остальные затемпературили. И ничего, дело обычное. До самых Октябрьских праздников дети учились в школе только в непогоду. А солнце выглянет, прямо среди урока, подкатят к школьным воротам бортовые машины, и стоят, сигналят. Прямо с портфелями, нас везли на свеклу, чистили кукурузные початки, яблоки в колхозном саду собирали в ящики. Чего мы только ни делали. При этом школьную программу нам никто не отменял. Контрольные работы, экзамены и прочие школьные прелести – всё было наше…

                *
     В жизни всякое бывает. Так уж получилось, что я с детьми, тогда ещё подростками, скопила деньжат и купила себе сад на той самой улице, где хозяева – водители самосвалов и самых разных бортовых машин. Садовые домики, сараюшки и, конечно же заборы, они строили из того материала, который оказывался бросовым на стройках. Вот водители не на свалку их везли, а на свой участок земли. Изобретательности этим мужикам было не занимать. К примеру, мой забор полтора десятка лет стоял и красовался из оконных решёток. Я весной просто поджигала прошлогоднюю траву у дороги и не боялась, что огонь может перекинуться на забор. Правда, большие оконные решётки были с самыми разными узорами. Меня это поначалу забавляло, потом – привыкла.
     Одна из решёток была сварена из толстой арматуры неким умельцем в форме солнышка посредине. Само «солнышко» - это пустотелый круг, от которого отходили во все стороны воображаемые лучи. Через это «солнышко» в мой огород перелазили бродячие коты, ловили мышей и уже с добычей уходили через этот лаз. Но, однажды, из-за этого «солнышка» подрались кошка с собакой.
     Вдоль нашей улицы некоторые хозяева выпускали погулять своих собак. Улица упиралась в болотистую местность и собакам, ничего не оставалось делать, как вернуться назад. Но одна из собак, чёрная, не могу сказать какой породы, оказалась очень любопытной. Она добегала до моего «солнышка», просовывала в него свой нос, глаза, по самые уши, и долго стояла, наблюдая за тем, что я делаю в огороде. Люди проходили за её спиной, но они её не интересовали. Было жарко. Я иногда, направляла струю воды из шланга на это «солнышко» и таким образом поила эту добродушную собаку. Еду собака не брала. Видимо так была воспитана хозяином. Постоит маленько и отправится в путь по заданному маршруту, до болота. На обратном пути опять на некоторое время, как в форточку просовывала свой нос. Но, в тот день, пока она бегала, через «солнышко» пролезла сиамская кошка. Она обследовала мои клубничные грядки и, благодаря своему чуткому обонянию, поймала мышку и уже хотела вернуться через привычный лаз обратно. Но из «солнышка» торчал собачий нос. Кошка, не выпуская из пасти мышь, с разбега прыгала на забор, быстро так хлестала лапками собаке по морде, отскакивала назад, шипела, выгибала спину и повторяла атаку. Собака ей не уступала, лаяла, рычала и стояла на своём. Мне жаль стало кошку, и я её позвала к калитке. Не сразу, но всё же она сообразила, что можно покинуть мой огород через калитку. После этого случая, даже если «солнышко» было свободным, кошка к нему не шла, а проползала под калиткой, а я всё удивлялась тому, как она умела так распластать соё тело…

                *
                Собаки
     Я просто стояла на своём балконе и любовалась живым ковром цветущих одуванчиков. В это самое время любители собак выводили своих любимцев на прогулку. Крупных собак держали на поводке, а тех, что поменьше – просто отпускали свободно погулять. И вот, среди одуванчиковых солнышек бегала тёмно-рыжая такса. Честно признаюсь, я не очень люблю именно эту породу собак, по этой причине слегка поморщилась и отвернулась. Но, вдруг, услышала в другом конце нашего большого двора заливистый собачий лай. Это выражала свои эмоции небольшого росточка лайка, белая с редкими бледно жёлтыми пятнами на гладкошёрстой собачьей шубке. Обе собаки ринулись навстречу друг дружке. Я замерла, ожидая собачьей потасовки. Но случилось то, о чём я и подумать не могла. Эти собачки, стоя на задних лапках, прямо как люди обнялись. Они, то разжимали объятья, облизывали морды друг другу, то опять соединялись в крепких объятьях.
     Потом подошли хозяева тех собак. Оказалось, что у таксы хозяин небритый мужик в широких шортах, с волосатыми кривоватыми ногами, в шлёпанцах. Зато футболка у него ярко жёлтого цвета. Он подошёл поближе и сел на землю среди цветущих одуванчиков. К нему подбежали собачки и обе пытались лизнуть ему лицо. Что он им говорил, этого я не слышала, но им его слова явно нравились.
     Через какое-то время подошла старушка с палочкой в руке. На цветущий газон она не пошла, а села на скамейку. Собачки оглянулись на неё, но подойти не спешили.
     Я стояла и пыталась про себя объяснить поведение собак и людей. Многое передумала, но до последней точки непреложной истины так и не дошла.


Рецензии
У вас прекрасная память... в отличие от меня. Сегодня в Одессе, где я нынче обитаю, повальная мода на собак. Каких только псов не увидишь на улицах города и его окраинах! Но надо отметить и то, как нынешние жители освобождаются от домашних кошек. Бедные брошеные кошки попадаются на глаза каждый день. Моё вам почтение, шановна пани, как нынче говорят в Одессе, и наилучшие пожелания, в том числе и в творчестве. С уважением -

Вадим Бережной   17.06.2023 05:10     Заявить о нарушении
Как-то непривычно для меня звучит "шановна пани". 52 года, как я уехала из села Букатинки, что на Винничине в Сибирь, по месту работы мужа. Может быть с тоски по своей Малой Родине начала потихоньку писать. То, что было в детстве я бережно в памяти храню. Теперь всё в селе переменилось и родных уже не осталось, а я всё во сне хожу по тем тропинкам, что в детстве бегала. Каждый куст, каждый камень помню. Мои читатели пишут мне, что они бы по моим рассказам, как с путеводителем, свободно по селу ходили. Только теперь село стало маленьким, а кладбище большое. Э-эх, было время золотое...
Спасибо, что заглянули на мою страничку! С глубоким уважением,

Анна Боднарук   17.06.2023 08:40   Заявить о нарушении