Белорусская автокефалия 1812. Наследие Даву. I

1.
... И я, следует признать, уже обладая необходимыми сведениями, - всё же долгое время не усматривал - того, как имена и цифры складываются в эту удивительную формулу.

Луи-Николя Даву, принц д'Экмюль герцог д'Ауэрстедт, Маршал Империи, - мимоходом, одним движением, - в три-четыре дня, едва коснувшись, словно кончиком шпаги, - создал совершенно новую, ещё небывалую, конфессиональную сущность, и:
эта конфессия существует до сих пор, - как прямое наследие именно маршала Даву.

Что-то угадывалось, но облечь мысли в некую завершённость я не решался.

И вот - вдруг: заглянув, по какому-то случаю, на сайте Белорусской Автокефальной Православной Церкви (www.belapc.org). - я вдруг увидел искомое: перечень Предстоятелей Белорусской Церкви. 
"1812 Barlaham (Shyshatski) (Archbishop of Mahiliou and Belarus)
1812 Варлам Шышацкі (Архіяпіскап Магілёўскі і Беларускі, абвесьціў Аўтакефалію Беларускае Царквы, быў высланы ў Сібір)".
Затем - провал, и прыжок через столетие:
"Прадстаяцелі Беларускае Аўтакефальнае Праваслаўнае Царквы: 1922 – 1931 Мельхісадэк Паеўскі (Мітрапаліт Менскі)".

То есть: современная БАПЦ открыто сообщила, что её иерархия - это порождение наполеоновской эпопеи 1812 года.
Хотя, конечно, разрыв велик, но связь - обозначена отчётливо.

2.

Непрерывную свою историю Белорусская автокефальная иерархия длит на протяжении последнего столетия.
23 июля 1922 года на Соборе в Минске воссоздана самостоятельная временная структура: автономная Белорусская Митрополия ( Церковное Управление Белоруссии ); её возглавил Мелхиседек, епископ Слуцкий, управляющий Минской епархией; на соборе он принял титул - митрополит Минский и Белорусский.
Впрочем, уже через год Мелхиседек вернулся под власть московского патриарха. Но в 1927 году снова уже другой архиерей  - Филарет (Раменский), епископ Бобруйский (управлявший Минской епархией); на соборе 9 - 10 августа он объявил о возобновлении Белорусской автокефалии;  его поддержал Николай (Шеметилло), епископ Слуцкий, (заочно). 

***  ... Примечательно, что эти события прошли в те же самые дни, - 20 - 27 июля, - когда принц Даву пребывал в Могилёве за сто десять лет до того; центром автокефального движения стал Минск, но: а епископ Мелхиседек сделал церковную карьеру именно в Могилёвской епархии: там он служил в 1904 - 1907 годах и был настоятелем в Братском Богоявленском монастыре, (а эта обитель была  заметным фактором в событиях 1812 года.
Епископ Филарет (Раменский) родом был из той же Могилёвской губернии. ***

5 октября 1927 года просоветский патриарший местоблюститель Сергий (Страгородский) запретил минских мятежных епископов в служении, и с этого времени Белорусская Церковь начала самостоятельное существование.
Епископ Николай умер в июле 1933го, в концлагере, через четыре дня после ареста, а епископ Филарет был расстрелян в ноябре 1937 года. Автокефалисты скрылись в катакомбах.
(Следователь по делу еп. Николая утверждал, что уже в 1933ем существовала некая подпольная организация белорусских автокефалистов - почему-то под названием "Иезуит").
Во время германской оккупации, - 30 августа 1942 года, - снова состоялся собор в Минске, на котором была возобновлена Святая Православная Автокефальная Белорусская Церковь; обязанности её предстоятеля принял на себя Филофей (Нарко), епископ Могилёвский и Мстиславский.
(Постоянно он пребывал в Минске).
Но в феврале 1946 года, уже в эмиграции, епископ Филофей и все прочие белорусские архиереи перешли под омофор Русской Православной Церкви заграницей.

Тем не менее, автокефальная Белорусская Церковь выжила;
На соборе белорусского клира и мирян 4-5 июня 1948 года, в Констанце, было объявлено о возобновлении Церкви.  На пост предстоятеля был приглашён один из эмигрантов, украинский иерарх - Сергий (Охотенко), епископ Мелитопольский (из УАПЦ, признанный в сане епископа указом Предстоятеля Польской Православной Церкви). 4 февраля 1949 года, по решению собора УАПЦ, епископ Сергий возглавил Белорусскую Автокефальную Православную Церковь.
 С тех пор эта конфессия, - крайне малочисленная и неяркая, - существует до сих пор непрерывно, хотя так и остаётся эмигрантским сообществом; её единичные приходы действуют в Канаде, Великобритании, Австралии и США. С 1994 года БАПЦ пытается укрепиться на территории Беларуси, в условиях практически непреодолимого сопротивления властей и московского клира. Только одна небольшая община пребывает в Минске.
С 2008 Предстоятель БАПЦ - Святослав (Логин), титулярный архиепископ Новогрудский и Северо-Американский; (этнический белорус, уроженец и гражданин Украины); он постоянно проживает в НьюЙорке. Его хиротонию в Бруклине снова совершили американские епископы УАПЦ и УПЦ Киевского Патриархата.

3.

В полдень 20 июля 1812 года в Могилёв, через три часа после того, как полки авангарда взяли город, -  прибыл сам командующий Первом корпусом Великой Армии,
-  Даву принц д'Экмюль.
В тот же день, 20 июля, по распоряжению Маршала была утверждена Временная Административная Комиссия для управления Могилёвской губернией. 
Её возглавил Презес - статский советник Викентий Голынский,  Презесом поветовой комиссии стал Ян Маковецкий, (женатый на сестре Голынского).
Тут же был назначен новый мэр Могилёва - Даниил Венцлавович, бывший (во времена Королевства) хорунжий могилёвский.

 *** Винценты Голынский герба Клямры - это действующий, в  то время, маршал дворянства Могилёвской губернии; его зять Ян Маковецкий - могилёвский поветовый маршалок
То есть: после бегства российской администрации власть над губернией взял в свои руки шляхетский сеймик. В своём роде, - дворянская, шляхетская революция *** 

В городе оставался Варлаам (Шишацкий), архиепископ Могилёвский и Белорусский.
(По его утверждению, во перед штурмом, 19 июля, он попытался уехать,  но был задержан, - по приказу гражданского губернатора графа Толстого, который взялся было оборонять город и запретил из него выезжать высшим чинам).

25 (13) июля, в полночь, архиепископ Варлаам внезапно был извещен - что, по приказу Временной комиссии, -  на следующий день православное духовенство Белорусской епархии обязано принести присягу Императору Французов.
Сборный ключарь протоиерей Стратонович позже на допросе показывал, что  "в исходе первого часа полуночи» он был вызван к Варлааму. Архиепископ приказал «нарядить к завтрашнему дню священников для служения с его Преосвященством в оборе ...получено отношение о учинении присяги, а кому и по каковой причине, не сказал».
Стратонович рассказал: что, «залившись слезами пред лицом Его Прсвщ-ва, только объявил невозможность служить завтрашнего дня за неимением ни диаконов, ни певчих, ... был с гневом от него выслан».
На другой день был снова вызван и начал готовиться к службе. Игумен Захария пытался убедить Варлаама в том, что присягать не следует ни при каких обстоятельствах: на том же настаивал архимандрит Иоасаф, настоятель Братского и Буйницкого монастырей. 
Захария якобы прямо спросил архиепископа: "где наша верность и вера? Но был за то «награжден ругательными словами».
Утром же в покоях архиерея появился достаточно неожиданный гость - отставной генерал-майор Фёдор Яковлевич Хоментовский герба Юноша, который преспокойно остался в Могилёве.
Генерал Хоментовский настоятельно советовал Варлааму не сопротивляться.

( ... Мало того, что это был российской службы генерал; но - его брат, подполковник Михаил Хоментовский, в это же время был в войсках, и на весьма высокой должности  - генерал-квартирмейстер 2ой Западной Армии; потом он состоял при Главной квартире).

Иеромонах Орест (ближайший помощник архиепископа Варлаама, живший при Архиерейском доме) позже говорил следователю: что и 26 (14) июля и Варлаам, и члены Консистории попросились на приём к Маршалу, чтобы просить об отсрочке присяги Наполеону. Но - добились обратного: маршал Империи приказал присягать немедленно.

О том, что все эти события - прямое творение принца Даву, - упомянул в своих мемуарах непосредственный свидетель - полковник барон Раймон де Монтескью де Фезензак; в те дни - офицер Генерального штаба,
(позже -  командир 4-го линейного полка 3-го корпуса).

Этот офицер лично присутствовал на этой присяге, утром 26 июля.
 Позже он воспроизвёл короткий разговор архиепископа Варлаама и принца Даву, - видимо, уже перед самой литургией, в девятом часу утра. 


Диалог этот пересказал (кажется, впервые на русском) - художник Василий Верещагин, в своей книге "Наполеон в 1812 году" (1912), без ссылки на источник:
"....маршал Даву, герцог Экмюльский, лично вступил в догматический спор с Могилевским архиепископом и предложил, признав совершившийся факт, поминать на эктениях императора Наполеона, причем оперся на слова Евангелия "воздайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу".
- "Именно этого я и держусь, - ответил архиерей, - поминая своего государя..." - " - Но ведь Кесарь в этих словах означает наиболее сильного, победителя", - объяснил маршал...".

Из лаконичных строчек барона де Монтескью можно уяснить, что Даву прибыл для разговора с архиепископом к утренней литургии, - то есть, узнав, что архиерей просит аудиенции, не принял его в своём штабе, а, наоборот, отправился к нему.

Утренняя литургия - это утро ранее, около шести часов утра. Возможно, дело происходило в Архиерейском доме.
Всё это весьма странно, на фоне событий и персоналий.

То, что Даву уже на рассвете вдруг лично принялся за дела православной епархии - смотрится фантастично: этот маршал никогда не проявлял особого интереса к религии, не говоря уж об экзотическом оrthodoxie du rite byzantin.
Это означало, что у Даву был некий собственный план, - и касательно епархии, , и - прежде всего, - страны, которую эта церковь окормляла, двусоставной Белорусской губернии. 

26 (14) июля 1812 года, - через неделю после вступления Великой Армии в Могилёв, -   в 9 часов утра,  состоялась эта церемония:
Варлаам (Шишацкий), архиепископ Могилёвский и Белорусский, от имени духовенства своей епархии принёс присягу «на верность французскому императору и италийскому королю Великому Наполеону».
Вместе с архиепископом присягу принесли монахи Братского и Буйницкого монастырей; настоятель обеих обителей, архимандрит Иоасаф, сказался больным.
Его замещал у присяги игумен Захария.

Присяга прошла в кафедральном соборе св. Иосифа Обручника.
*** этот собор был взорван в 1938 году ***.

С этого дня на литургии торжественно возглашались новые имена: Император и король Наполеон и Императрица Мария Луиза.
В объяснительном письме от 2 января 1813 года архиепископ Варлаам писал: "не было у присяги духовенства не менее двух третей, ибо до некоторых мест неприятельская власть не достигала, в других слабо действовала, а затем православные духовные удобно могли от присяги уклониться, хотя консистория, для виду, об оной им подтверждала" .
Там же архиерей оправдывался: что, мол, стремился только "сохранить в спокойствии и тишине врученную ему церковь" .

Стало быть, вся четырёхмесячная эпопея автономной Белорусской архиепископии в 1812 году - это феномен намного более наполеоновский, чем можно судить по российским публикациям XIX века.

4.

Есть одно весьма важное, в данном случае, обстоятельство: уже несколько лет при особе принца Даву состоял чистокровный литвин, - который, возможно, имел изрядное влияние: не личностное (Даву был совершенно не подвластен внешним воздействиям), но - служебное, деловое.
Это был адъютант Маршала, и одновременно - шеф его личной, полуофициальной разведки, "Бюро Даву", - полковник Флориан Кобылинский, барон Империи
Легко представить, что именно он разрабатывал, вместе с Маршалом, - исподволь на Маршала воздействуя, - некий секретный проект, определяющий дальнейшую судьбу территории Russie Blanche. 

Флориан Кобылинский герба Лодзя (Florian Kobylinski h. Lodzia). Р. ...1777 (по другим данным 1774 + 27 февраля 1843, Варшава) - из старинной литовской шляхты;  его родина - город Новогрудек, Великое Княжество Литовское.
С декабря 1806 года Кобылинский состоял при штабе Маршала Даву, в то время – главнокомандующего имперскими войсками в Княжестве Варшавском; в феврале 1807-го – шеф д’эскадрон; в 1809м уже он уже наиболее доверенный сподвижник Маршала, фактически - руководитель его секретариата.
Несомненно, по протекции Даву он получил патент на титул барона Французской Империи, от 3 августа (по другим сведениям, 3 декабря) 1809 года.
Это - весьма редкое отличие: титула барона удостоились всего двадцать уроженцев польских, украинских и литовских земель.
 
*** ...  хотя своим подданным, прежде всего офицерам, Наполеон весьма щедро жаловал этот титул: известны имена более 1800 баронов Империи ***.

При этом должность и чин Кобылинского - штабной офицер без особых отличий на поле брани, адъютант в ране майора, - были вопиюще незначительны для такой высокой награды.

С 1810 года (или, может быть, с 1811го) барон Кобылинский - в Германии, при штаб-квартире Даву в Гамбурге, - помимо обязанностей адъетанта и секретаря, занимает загадочную должность: он - куратор весьма секретной, даже для Наполеона непроницаемой (и до сих пор - неясных очертаний, почти не затронутой исследованием) организации - так называемого Бюро Даву, неофициальной разведки Обсервационной Армии Эльбы, которой маршал Даву командовал.
Эта небольшая, но весьма действенная структура изначально была нацелена на восток, и, по некоторым сообщениям, уже в 1811 году засылала агентуру в Литву, через российскую границу.
 2 февраля 1811 года Кобылинский был возведён в чин полковника французской (не варшавской!) службы.
Ближе к 1812му году у Бюроо Даву появился непосредственный руководитель агентурного аппарата - вольный путешественник, лингвист и философ, человек совершенно штатский, то есть персона странная, официально никому не подчинявшаяся, - князь Александр Сапега герба Лис.
 

5.

Итак. Отделение Белорусской епархии от Греко-Российской Церкви - вполне вероятно, как мне кажется, - было первым этапом значительного политического проекта, который пытались развернуть с одной стороны, Даву и барон Кобылинский,  с другой - магнаты, которые на гребне наполеоновской волы пришли к власти в  Могилёвской и Витебской губерниях.
Суть проекта, - по моей гипотезе, - это создание нового государства,  под эгидой Генеральной Конфедерации Королевства Польского, но вне пределов Княжества Литовского.
Иначе - все вышеизложенные и нижеследующие события кажется необъяснимыми, - и прежде всего загадочно выглядит личное участие Даву в церковным делах.

15 (3) августа состоялась торжественная литургия по случаю тезоименитства Императора Наполеона. Для проведения этой литургии указом архиепископа были назначены уполномоченные - могилёвский градской благочинный иерей Вонсевич и иеромонах Орест.
Дважды, 15 и 27 (3 и 13го) августа кафедральный протоиерей произнес проповедь, составленную лично архиепископом: .«На ком же более всего виден промысел Всевышнего, как не на целиком Императоре французов: его предприятия и подвиги велики, дела его преславные; его намерения приводят в удивление всю вселенную».
( Другой вариант: «предприятия его чрезвычайны, подвиги велики, дела пресловуты, события дальновидных намерений приводят в удивление всю вселенную»).

Таким образом, Белорусская епархия вышла из подчинения Греко-Российской Православной Церкви.
Этот феномен до сих пор исследован достаточно слабо, хотя фактология изложена неплохо.


Рецензии