Созерцание как способ понимания

               
                Есть только миг между прошлым и будущим,
                именно он называется жизнь               
                Из к/ф «Земля Санникова».               
               
Как мы живем. О присутствии в моменте
      Хайдеггер в своей книге «Бытие и время» пишет, что человек, появляясь в этом мире, привносит в него своё «присутствие», которое начинает взаимодействовать с миром и создает свое собственное, пространство и время. Более того, мы накладываем на этот мир свою понятийно-смысловую сеть, и он приобретает очертания, которые мы ему придаем. Поэтому каждый из нас живёт в своём мире. В конце прошлого века родилась идея смысловой сферы как дополнительного измерения характеристики мира, в котором живет человек. Образ мира, стал образом пространства, времени и смысла.
      
      Человеческий способ жизнедеятельности может быть реактивным, когда действия совершаются по привычке как необдуманная автоматическая реакция, или – осознанным, когда мы лично участвуем в своей собственной жизни, как говорят психологи «присутствуем в моменте». Мы живем больше в прошлом или будущем, не в настоящем, лишь отчасти присутствуем в некоторых поворотных моментах своей жизни.
 
      Обычно мы летим «на автопилоте», не замечая вокруг ни событий, ни людей, ни себя самого. Отсюда ощущение быстротекущей жизни. Пока мы в мыслях где-то далеко, жизнь протекает как бы без нас, мы действуем автоматически, без переживания настоящего. Только личное присутствие, осознанное переживание своей жизни замедляет ее бег, как бы растягивая субъективное время пребывания в настоящем.

      Присутствовать не значит находится физически там или здесь, главное – пребывать с интересом, соучаствовать, жить в происходящем, даже не находясь рядом. Наблюдательные люди обратили внимание, что человек, непрерывно присутствующий в происходящем, делает свою работу с легкостью и хорошим настроением, мало устает по сравнению с тем, кто делает то же самое, но сердцем далек от ситуации.

      Для не присутствующего, всякое действие будет тяжелой работой, требующей значительных усилий. Мы устаем не потому, что много работаем, а потому, что работаем, не присутствуя. Если мы не можем присутствовать в отношениях с человеком, лучше их прервать прежде, чем они станут невыносимыми.

      Трудно быть самим собой в мире, где каждый пытается сделать вас кем-то другим. Психологи рекомендуют быть в ладу с собой, в контакте с другими и окружающим миром. Они считают полезным практиковать осознанность, не реагировать на происходящее автоматом, полагая, что присутствие в ситуации «здесь и сейчас» -- лучший жизненный принцип. Хотя нам трудно присутствовать в неприятной ситуации, все свои самые важные дела и решения мы принимаем в состоянии присутствия.
      
      Присутствовать в моменте — значит практиковать осознанность, т.е. присутствовать вниманием в себе самом, других людях, в совместной деятельности. Природа присутствия – вневременная и внепространственная. Мы не можем сказать, что присутствовали там или здесь, вчера или завтра. Присутствие или есть, или его нет – оно всегда и везде или никогда и нигде. Присутствовать значит выбирать сердцем. Главное – чтобы жизнь наша была нам интересной.

      Для этого не обязательно менять образ жизни, профессию или жену, нужно найти интерес в той жизни, которую проживаешь сейчас. Важным условием присутствия в моменте является стартовое убеждение – во всём, что происходит в нашей жизни, нет ничего лишнего. Необходимо понять: все происходящее – это единственное, что может с нами происходить.

       В состоянии присутствия важно, чтобы мысли не беспокоили и не отвлекали нас. Мы расслабляемся, не блокируя мысли, и не увлекаясь ими, просто находимся в присутствии, глядя как бы издалека на мир и на свои мысли. Мысли концептуального ума выталкивают нас из естественного расслабленного созерцательного состояния в напряженное. Поэтому и появляется усталость, при правильном сосредоточении усталости нет, и внимательным можно быть долго.

      Можно присутствовать (т.е. быть) в своем чувстве, мысли или представлении. Степень этого присутствия все более увеличивается вплоть до отождествления себя со своей жизнью. Мы ощущаем прилив жизненной энергии, жизнь становится тоньше, легче и полнее, перед нами открываются новые перспективы, у нас появляется возможность увидеть, что мы и есть присутствие, что никогда не были ничем иным, кроме присутствия.

      Когда мы «поселяемся» в беспокоящее нас чувство или в чистосердечном разговоре передаём свои тревоги другому, мы замечаем в себе изменения: начинаем видеть больше прежнего и, главное, перестаем зависеть от этого чувства. Наконец, наступает состояние, когда мы замечаем, что между нами и чувством, в которое мы поселились, нет разницы: мы и есть это чувство, тревога или радость.

      Быть с мыслью и быть в мысли – разные вещи, их не надо путать. У нас есть две возможности – либо думать о чем-то, либо войти в это. Чем больше человек думает, тем дальше он уходит от того, что «здесь и сейчас». Присутствие в мысли растворяет любую концепцию и все наши установки, которых становится все меньше, они перестают нас посещать. Наше наблюдение того, что происходит с нами и вокруг, становится более чистым и внимательным. Главное – не строить никаких предположений, гипотез, потому что они разрушают присутствие.

      Внимательность – путь к пониманию. Когда мы поддерживаем контакт с каждым моментом своей повседневной деятельности, оставаясь присутствующими и осознающими, мы, тем самым, совершаем акт медитации, уменьшающий накопившийся стресс.  Концентрация внимания делает процесс понимания более эффективным. Жить настоящим чрезвычайно важно для понимания ситуации и себя в ней.
 
      Присутствие в моменте расширяет область нашего пред-понимания (предвидение, предвосхищение). Это предпонимание есть априорная предпосылка восприятию, интуитивное знание о нашем отношении к предмету понимания, задающее стартовую точку зрения, направленность любого размышления, исследования и толкования нового предмета или явления.
 
       В восприятии окружающего мира различают два разных типа наблюдения: активное и пассивное. Одно дело наблюдать движения светил в поиске закономерностей, другое – созерцать звездное небо, наслаждаясь открывающимся величием мироздания как единого целого.  Созерцательная жизнь противопоставляется деятельной, более присущей западному менталитету. Поэтому на Западе чаще практикуют психическое состояние, похожее на созерцание, которое психологи называют присутствием в моменте «здесь и сейчас». Созерцание - понятие, пришедшее к нам с Востока.

Созерцание - путь развития ясности
      Созерцание – древнейшая духовная практика нерационального, непонятийного восприятия действительности, процесс порождения нового ценностного знания (этического или эстетического). Это – способ наблюдения и самонаблюдения, сосредоточение души на скрытом, загадочном. Википедия определяет его как «неопосредованный мышлением акт познания».         

      С незапамятных времен самонаблюдение своих переживаний – ощущений, восприятий, представлений было основным, если не единственным, способом изучения природы человека. Познающий созерцает не мир, а своё отношение к миру. Чистое созерцание свободно от чувственных восприятий, понятийного мышления и корысти.

      Созерцание – это наблюдение себя со стороны или мира, словно впервые его видишь (с непосредственностью ребенка). Оно отличается от обычного или научного наблюдения тем, что между наблюдателем и наблюдаемым нет никаких преград или посредников ума (оценки, сравнения, логики). Это открывает значительно большие возможности понять исследуемый объект в сравнении с эмпирическим изучением.

      На Востоке созерцание называют естественным пребыванием, в отличие от ментального или чувственного состояния. Это путь развития ясности через успокоение ума и проникновение во внемысленное состояние. Если обычное наблюдение приводит к двойственному субъект-объектному видению, созерцание, ведущее к осознанию, позволяет видеть объект целостным, чистым от оценок, суждений, разделений и определений.

      Когда внимание человека обращено внутрь себя для постижения в своем сознании образа действительности, ему могут открыться идеальные реальности, которые до этого были скрыты.  Обращение внимания на свое сознание и самосознание, уход от свойственных нам отождествлений себя с мыслью, чувством или телом – это и есть путь осознанности, на котором ви;дение представляется нам более емким и цельным.

      Непрерывно отслеживая текущие переживания настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего, можно созерцать внутренние состояния и внешние события. Есть и более высокие формы осознанности, включая осознание себя, самосознание. Когда мы созерцаем постигаемый предмет в сознании, наше субъективное время пребывания в настоящем не только замедляется, но даже останавливается в момент обретения смысла постигаемого предмета.

      Глубокое созерцание – это способ познания, позволяющий человеку увидеть и осознать свою сущность без суждений и предубеждений, способствует духовному росту и самопознанию, помогает развить интуицию и инсайт, воображение и творчество. Переживание сознания открывает нам глубинный смысл мира и нашего места в нем. Созерцание – чистая радость познания, вершина духовной жизни.

      Ненаправленное сосредоточение («задумчивость») как предварительная стадия созерцания часто предшествует инсайту, вызывая моментальный всплеск, озарение. Инсайт – это способ интуитивного «схватывания» содержательного смысла явленного. В инсайте человек ни о чем не думает, он в ожидании сосредоточен на себе.
   
      Непосредственное знание инсайта связывают со спонтанностью сознания, проявление которого можно наблюдать и в творчестве, и в повседневной жизни. Главным признаком инсайта как результата интеллектуальной интуиции является быстрота принятия решений, выводов без каких-либо логических оснований.
 
      Некоторые ученые относят созерцание и инсайт к необычным состояниям сознания, но и они разделяют всеобщее мнение, что эти чрезвычайно важные для понимания психические проявления связаны с фактором свободы выбора и творчества, характерной особенностью которых является развитие в глубину.
         
      Трудно или невозможно наблюдать новое неизвестное явление, не зная, на что именно следует обратить внимание. Приходится проникать в наблюдаемое своим знанием, тем самым изменяя его, что грозит уничтожением смысла наблюдения. Созерцание же не влияет на созерцаемое, наши переживания не находятся в области опосредованного знания.
 
      Созерцание важный необходимый элемент понимания непосредственного отношения сознания к предмету. Различают внешнее чувственное (эмпирическое) созерцание на основе ощущений, возбуждаемых пятью органами чувств, которое Гёте называл «уважительным наблюдением» природы, и внутреннее, или чистое созерцание, когда внимание направлено внутрь, т.е. наблюдение ведется внутренним взором.

      Внешнее созерцание - это предварительная стадия, состояние полного покоя, в котором открывается видение без мыслей. Когда мысли не проникают в ум, его легче сосредоточить на определенном предмете или субъекте. Глубокое созерцание – сосредоточенное наблюдение внутренним взором приводит к ясному взгляду на мир и наше истинное «Я». 

      Свойственное внутреннему созерцанию контролируемое внимание сравнивают с лучом прожектора, освещающего предмет, образ которого проникая в разум и сознание изменяет их состояние. Управление вниманием – это удерживание сосредоточения на предмете (или фрагменте) продолжительное время, уделяя ему безраздельное внимание и наблюдая при этом свои чувства и мысли, но не реагируя и не рассуждая о них. Внимательность можно развивать как внутри, так и снаружи.

      Следствием внимательности, будет рост осознанности. Естественная непрерывная концентрация внимания у людей разная и составляет в среднем около 10-15 сек. Чтобы продлить непрерывность внимания и переключать его по собственному желанию необходима тренировка и специальная практика. Успокоенный ум позволяет практиковать осознанность легче.

      В созерцании растворяются базовые концепции постигаемого, исчезает привычное субъект–объектное деление мира. В последнюю очередь размываются наиболее фундаментальные абстракции – пространство и время. Это непременные условия процесса распредмечивающего понимания, когда в сознании при слиянии субъекта и объекта в единое целое, рождается переживаемый смысл постигаемого.

      Созерцание может быть применено в различных областях жизни, включая науку, искусство, философию и личное развитие. Оно помогает нам расширять наши границы понимания, восприятия новых идеи и концепций, и наслаждаться прекрасным. Созерцание – мощный инструмент для приобретения новых знаний, оно позволяет нам полнее осознать мир вокруг нас.

      Итак, общее между психическими состояниями присутствия в моменте ("здесь и сейчас") и созерцания заключается в том, что они оба направлены на развитие осознанности и внимательности к своему внутреннему и внешнему миру. Оба дарят нам ощущение пребывания в настоящем, требуют сосредоточенности на текущем опыте и отвлечения от прошлого и будущего. Оба состояния способствуют релаксации, успокоению и гармонии с собой и окружающим миром, улучшают качество жизни. 

       Есть и различия между ними: созерцание чаще ассоциируется с религиозным или духовным опытом, когда человек ощущает связь с высшей силой или трансцендентной реальностью, а присутствие в моменте чаще ассоциируется с психологическим или экзистенциальным опытом, когда человек осознает свою жизнь как ценность и ответственность.
 
       Созерцание обычно достигается с помощью специальных духовных практик, а присутствие в моменте может достигаться через любую деятельность, которая вызывает интерес и удовольствие от полного погружения в данный процесс и забвения всего остального. Можно сказать, присутствие в моменте – это западный аналог (суррогат) восточного созерцания.

       У практикующего созерцание исчезают жизненные проблемы, болезни, развиваются интуитивные способности. Его созерцание есть наблюдение в состоянии бессмыслия, во время которого исчезают тревоги, переживания, возникает ощущение счастья и одухотворенности. Созерцание – фундамент духовного развития человека.
 
Понимание и пребывание в настоящем
   
      Обыденное течение времени представляется нам как поток, как череда уходящих и приходящих моментов времени «сейчас». В этом потоке следующих один за другим моментов только один момент «сейчас» является подлинно сущим, тогда как другие моменты оказываются либо уже не сущие, бывшие, либо ещё не сущие, будущие. Сущее, или бытие понимается как быть, пребывать в настоящем.
 
       Жить в чувстве или мысли – значит пребывать в прошлом или в будущем. Настоящее – лишь граница между ними, миг, не имеющий протяженности. В мгновении настоящего можно быть, но не мыслить. Нет в нем ни пространства, ни времени для мышления.  Я увидел предмет. Как только подумал о нем, его уже нет со мной, он – в прошлом, уже запечатлен в памяти и можно думать о нем сколь угодно долго. Мышление возможно лишь в прошлом или будущем, а понимание (осознание, обретение смысла) – только в настоящем.
 
      Мысль хоть и тонкая вещь, но не духовная, духовность начинается там, где кончается ум. Когда я думаю о предмете, нас двое, когда не мыслю – одно. В настоящем нет места для двоих. Чтобы двое вошли в него одновременно, необходимо единство наблюдающего с наблюдаемым, когда они в глубоком проникновении сливаются в одно целое. Любовь двоих переживается как одно целое.

      Процесс понимания имеет два направления развития: горизонтальное и вертикальное, вширь и вглубь. В пространстве мысли можно двигаться по горизонтали вправо – влево из одной точки в другую, из прошлого в будущее и наоборот. Когда я в настоящем впервые становлюсь духовным: открывается новое измерение – осознанность. Осознанность – это состояние или ощущение себя присутствующим в сознании и пребывающим в настоящем.
 
      Если движение в прошлое или будущее прекращается, можно двигаться вверх и вниз. Переход от горизонтального к вертикальному движению – это смерть одного состояния и рождение нового (возрождение). Перекресток направлений движения – это смысл символа креста христиан.

      Двигаясь горизонтально от вещи к вещи, от мысли к мысли, ты – интеллектуал, вертикально – ты становишься мудрецом. Горизонтальное движение мотивировано, вертикальное – не мотивированно, без причины. В пространстве ума мысль движется во времени, вперед и назад, существование движется вертикально из глубины в вечность. Сознание создает пространство, в котором можно двигаться вверх и вниз. В настоящем мы становимся более осознанными. Мы живы в той степени, в какой осознаём.
         
      Подлинное понимание как осознанность – это значимое переживание сознания, а не ума. Глубокое созерцание есть метод достижения, единственный способ стать более осознанным. Присутствие в моменте «здесь и сейчас», как и созерцание можно практиковать везде и всегда, необходимы лишь внимание и доверие к себе. Зато наградой может быть обретение смысла как нового бытия («поймать миг, чтобы устремиться в вечность»).               


Рецензии