Глава 549. Бетховен. Героическая симфония
Симфония №3 ми-бемоль мажор «Героическая»
Камерный оркестр Европы
Николаус Арнонкур (дирижер)
sir Grey: Когда я слушаю некоторые вещи Бетховена, симфонические особенно, у меня возникает чувство — как будто я нахожусь в самолете, когда он садится в небольшую яму. Точно такое. Как на качелях, наверное, но я забыл. Местами. Так слушаешь, слушаешь и вдруг — уух!
И больше ни от какой музыки у меня так не бывает.
Volovikelena: Одно из лучших исполнений Третьей симфонии. Темп подвижнее, чем у многих дирижеров, но оркестр с ним прекрасно справляется. Этот темп у Арнонкура звучит очень убедительно. Потрясающее исполнение, в нем — жизнь, свет.
musikus: Соблазнился послушать Арнонкура.. Давно не слушал «Героическую»…
…Даль говорил, что «любитель» это непрофессионал в каком-нибудь деле, занимающийся им не по званию, а по призванию, сиречь — по бескорыстной любви к избранному предмету. Это я не про Арнонкура, конечно, он-то — профессионал даже больше, чем нужно (sic!).
И действительно, каждый раз убеждаешься — насколько же разно восприятие музыки у настоящего профессионала и у аматера, вроде меня. Я, почитай, всю сознательную жизнь алкал именно героического звучания Третьей симфонии, искал по себе исполнителя. Ну, это когда буквально с первых звуков, с двух вступительных ударов открывается жестокая, бескомпромиссная борьба. Это ведь тот же Бетховен, что рычал нечто грозное, возвращаясь с прогулки, когда рождалась «Аппассионата». Это тот Бетховен, что кричал: «Какое мне дело до вашей проклятой скрипки, когда я говорю с Богом!».
Два мощных удара, открывающих симфонию, сразу определяют в ней если не все, то многое. Их звук не должен ни в коем случае разваливаться, не должен быть рыхлым, хотя мало кому это удается (лучшие всего — у Бернстайна и Гюнтера Ванда). Но еще важнее то, что происходит дальше. Тема, которая разворачивается подобно заневоленной пружине, заряжена колоссальной внутренней энергией, с масштабами поистине космическими, от горизонта до горизонта…Пылающего…
И вот Арнонкур. Что ж, тут, наверное, и впрямь требуется восприятие профессионала, вооруженного драгоценным анатомическим пониманием того, что невозможно понять мне, аматеру. Слушаешь и говоришь себе: это что — «героическая»? Героическая симфония?! Бетховена?!! Какая же это heroica? Это, скорее domestica… В первой части как-то все суетно, смазано, мелкотравчато… Марш — как на похоронах тещи… Скерцо, правда, не плохое. Но в целом… Ведь за всем этим стоит какое-нибудь «научное» обоснование… Ну уж нет, послушаю-ка я как славную симфонию эту играл Фриц Райнер — без дураков. И всем любителям советую.
Свидетельство о публикации №223061300230