Негативное библиотековедение постмодерна

Документ

Документ как культурный продукт оказывается демаркационной линией, за границей которого существует ирреальное. Документы – это обладающие символической природой, минимальные составные частицы палимисеста (информационного поля, гипертекста), образующие алеаторные (случайные) комбинации в пространстве и времени – библиотеки. Документ фактически является репрезентантом гипертекста (информационного поля). Неясность документа оказывается тем феноменом, соприкасаясь с которым сознание читателя становится интерактивным. В состоянии выхода из неясности гипертекста, на который указывает документ, читатель испытывает потребность, побуждение к дальнейшей деятельности.

Поиск информации – это тайна, которая в библиотечном процессе разделима и ограничена предварительными условиями, а потому становящаяся проблемой. Центральным моментом поиска информации является разочарование. Здесь всегда присутствует насилие информации, лишающей нас спокойствия и заставляющей нас отправляться на поиски. Для позитивного библиотековедения информация – это не знание, а то что заставляет знать. В этом фрейме (сценарии) она выступает внешней силой. В негативном же библиотековедении, информация – это что порождает переживание, то, что не охватывается никаким знанием. Переживанием можно считать спонтанно возникающую субъект – объектную конструкцию, проявленную в сфере субъектности длительность. Известный психолог Гваттари предложил понятие “экзистенциальные ритурнели”. Экзистенциальные ритурнели – это специфические точки переключения вектора переживания от одной тематической сферы к другой. Они связаны с восприятием внешних объектов и идеальных смыслов. Внешняя точка переключения вектора переживания связана с интенсивным вторжением нового информационного потока; этот поток переключает внимание субъекта на себя и погружает его в новую тематическую сферу. В качестве экзистенциональной ритурнели может выступать библиотекарь, дающий консультацию, радио, передающее сообщение и т.д. Гипертекст творит объект встречи, сотворяя тем самым над нами насилие. Повторение разочарований – повторение серийное. Из частых огорчений мы извлекаем общую идею, именно она первична. Она и является законом серии информационного поиска.

Библиотекарю необходимо самому стать документом, чтобы понять его сущность.

Библиотека

В позитивном библиотековедении (Карташев Н.С., Скворцов В.В.) библиотека – это специальное учреждение, осуществляющее индивидуальное по форме организации обеспечение общественных потребностей в информации, сосредоточенной в ее фонде публикаций. Эта точка зрения всем известна, она клеймит любую критику, “новые модные учения”, “нарушения закона непротиворечия”. Господа ученые считают, что библиотека обязана воплощать идеал гуманизма, демократии и свободы, не задумываясь над внутренней противоречивостью этого идеала.

Для меня библиотека – это произвольная единичность библиотечного дела, не имеющая конечной цели, фактически нелокализованная. Размещение в определенном здании не есть локализация, так как библиотеки часто переезжают, расформировываются. Если “библиотекой” называется фонд, то локализация тем более выступает как виртуальность. Библиотека, как социальное учреждение, пропитана изменчивыми идеологическими смыслами, перетекающими из не-библиотечной сферы. Библиотека-Слово независит от реально существующих библиотек. Историческая (реальная) библиотека только в некоторых, умопостигаемых, чертах сходится сама с собой.

Библиотечное составляет суть человеческого существования, его историческую память. Любой человек создает его в своем жилище, и его презентацию – в своей голове. Свою историю оно ведет от сакрального. Библиотечное, по сути, является презентацией сакрального, по природе – реального. Первые книги были документами, содержащими священные тексты. Книги – это репрезентанты Бога, человека и всего окружающего мира.

Мир библиотечно-информационных технологий в качестве репрезентативной структуры заменяет собой мир конкретной библиотеки. Уподобляя себя этой структуре, библиотекарь начинает в самом библиотечном существовании видеть технический, производственный процесс. Только разрешенное и зарегистрированное получает право на местожительства в библиотеке. В поиске “информации” исчез момент важного, драматического, судьбоносного испытания. Пользователь ныне ищет покоя, постоянства и неизменности. Произошло вырождение пользователя. Библиотечная жизнь становится бессюжетной. Библиотечный процесс выступает для нее в роли смерти.

Фонд

Фонд – это своеобразная энергия, порождающая смысл сущего библиотеки. Он является абстрактной сущностью, предшествующей идее любой библиотеки. Фонд выступает как потенция, принцип (закон, возможность, задание) для собственно смыслового оформления библиотеки (план, отчет, Устав, положение, концепция развития и т.д.). Это единичность, данная как подвижный покой самотождественный различия документов, умная потенция существования библиотеки.

Методическая работа

В рамках позитивного библиотековедения конкретная методическая работа оказывается отголоском абстрактного библиотечного дела. Через методиста как и , как подразумевают библиотековеды, говорят объективно существующие библиотеки. Это первая точка зрения. Через него говорит управленческий аппарат библиотечного учреждения. Это вторая точка зрения. Общий вывод: сотрудник библиотеки “озвучивают речь” библиотечного дела. Смысл этой “речи” ему неизвестен и он не может повлиять на его формирование. Библиотекарь – это винтик в Единой Машине. Неприятный для практиков вывод. Влиятельный методист в такой структуре отсутствует. У него, считают библиотековеды, нет строго определенной мировоззренческой позиции.

Носителем сущности методической работы становятся, по соизволению библиотековедов, методические центры, библиотеки, административные учреждения, щколы передового опыта и другие. Основным качеством методической работы, в позитивном библиотековедении, становится объективность, “научность”.

Методическая работа не умопостигаема. Она не является предметом библиотековедения. Никто не скажет о ней, что она то или это. Она является и тем и другим сразу; может позволить только приписывать те или иные свойства, но в принципе должна иметь ничего. Метод ведь – это вещь-в-себе. Ее можно назвать необходимостью библиотечного дела.

Методист отрицает самого себя, свою оригинальность во имя методической работы, но в то же время он отрицает оригинальность абонента методической помощи во имя библиотечного дела. Он выступает в роли овцы, отданной на заклание. В конечном счете, его работа заключается во вводе формы организованного беспорядка в систему библиотечной деятельности для увеличения ее способности удовлетворять читательские потребности.

Методическая работа – это выход за пределы конкретных библиотечных операций. Она не является актуальным, но как таковая обладает реальностью. В основе методической работы лежит эмоция. Библиотековеды возмутятся. Им сложно осознать; как это нечто неинтеллектуальное и небессознательное (что позволило бы ее отнести в сферу библиопсихоанализа) может быть основой. Эмоция отличается от квази-инстинктивного давления менеджмента, так и от разумного индивидуального эгоизма в обслуживании читателей. Менеджмент построен на иррациональной уверенности в объективности, научности своего подхода, хотя на самом деле решения руководителей лежат в сфере инстинктивного. Индивидуальные рефлексы руководителя формируют цели и задачи управления. Наоборот, сфера обслуживания является царством разумного эгоизма. Здесь все конкретно, построено на ассоциативных связях. Ничто не выходит за рамки мыслимого. Есть Цель и есть умопостигаемые целостности.

Эмоция позволяет методистам производить представления о библиотеке и новые идеи, которые находят свое воплощение в библиотечной деятельности. Благодаря ей методическая работа находится в постоянном движении как непрерывном становлении.

Двусмысленность методической работы является непременным условием апробации новых библиотечной деятельности. Методическая деятельность – это: 1) коммуникативные акции; 2) лаборатория моделирования будущего библиотеки; 3) эпистемиологическая метафора.

Что же такое методика? Методика есть действие, или движение опорного каркаса методической работы, как особый род библиотечного производства (производства идей). Опорный каркас методической работы – это неформальное единство творческих личностей библиотеки (своеобразное тело), структура запороговая системе библиотечных норм. Методики фактически являются диссеминаторами (распространителями) передового опыта.

Библиотечное дело

Библиотечное дело никогда не дано. Оно по сути своей является мейнстримом, общим руслом документов, направленностью движения библиотек. Это отсутствующее (у-топия), но целостное место в которое могут быть помещены объекты – библиотеки. Это своеобразный пробел, пустая клетка, нулевая символическая значимость, но циркуляция его смыслов порождает библиотековедение. Библиотечное дело стало спутником библиотекарей, неким независимым от них предметом. Его функции отделяются и выходят на своеобразную орбиту. Развитие библиотечного дела свершается в переходе от методической работы к библиотечной деятельности. Ученые умы могут возразить, что методическая работа “возникла” в 20-е годы. Появление термина (наименования) еще ничего не говорит о существовании самой референции. На самом же деле “методическое” могло возникнуть только в не-методическом, и его начала быть не может. “Методическое” было уже в пред-библиотечном.

Библиотековедение

От чьего имени говорит библиотековедение?

До Великой Октябрьской социалистической революции библиотековедением называлась совокупность правил, касающихся устройства библиотек и управления ими. В 20-е годы в библиотековедении господствовал функционалистский подход (школа О.С. Чубарьяна). В качестве методологии использовалась марксистско-ленинская философия. Библиотечное дело считалось идеологической областью. Процессуалисты (Леонов В.П.) утверждают, что объектом библиотековедения является библиотечный процесс в системе документальных коммуникаций. Крах марксистского библиотековедения закончился воцарением позитивизма, чуждого любым нравственным ценностям. Фактически наше позитивное библиотековедение (Скворцов В.В., Карташев Н.С.) имеет фундаментальные личностные основания, то, что пишется библиотековедами в научных статьях, есть симуляция действительности их авторами. Библиотековеды - позитивисты пытаются доказать то, что всем и так ясно. Они перепоручают вопрос о сущности библиотечной деятельности библиотекам, библиотечному делу или другому объекту, например, архиву или информационному центру. Это не требует от них слишком больших усилий. Они постоянно твердят о разрыве между Теорией и практикой, отодвигая эту проблему в будущее. Надеются, что потомки решат ее, но ее невозможно решить. Наука может быть только прикладной, а не выступать в роли религии. Позитивисты пытаются навязать библиотековедению информационную концепцию. Они вместо марксистской терминологии ставят “информация”, “человеко-информационное взаимодействие”, “информационный институт общества”, “информационное учреждение” (Скворцов В.В.), “научно-исследовательское обеспечение”, “маркетинг” и “менеджмент” (Бочалдин Б.Н., Инькова Л.М.). Библиотечный мир сводится к простой структуре: триаде или тетрактиде. Никакие законы о библиотечном деле, формы организации библиотековедческого сообщества не меняют ситуацию к лучшему. Можно с пеной у рта кричать о демократии, одновременно сжимая в тиски любую критику. Такова реальность библиотековедения.

Собственно библиотековедческим оказывается сама технология интерпретации библиотечных фактов, но не само библиотечное дело, или, собственно, библиотека. Сюда никак не вписывается неповторимое и уникальное. Позитивное (структурное) библиотековедение стремится выработать, обрести понимание документов как таковых, существующих независимо от людей и библиотечного дела.

Сущностные истоки библиотековедческого – вне теории библиотечного дела; по своему происхождению библиотековедческое – вне библиотековедения. За ним всегда скрывается конкретно библиотечное. Библиотечное – это отношение человека к книгам, а библиотековедческое – к библиотекам. Библиотековедение оказывается лишь смысловой матрицей, обеспечивающей особую речь специалистов. Содержание идеи небиблиотековедческого больше идеи библиотековедческого, так как последнее уже фактически содержится в первом.

В эпоху постмодерна библиотековедение освобождается от груза рационализма и гуманизма. Отмена всех прав и свобод человека, в том числе и информационных, будет гарантом действительно свободного, равноправного общества. Человек, естественным образом, будет пользоваться достижениями культуры. Ему станут доступны все библиотечные фонды. Исчезнет деление на элитарное и культурное, низкое и высокое, позитивное и негативное.


Рецензии
Игорь, добрый день.
Спасибо, что благодаря вам, я стала пермским писателем.
Как вы, наверно, заметили, мне легче было стать своим в Китае, чем в Перми.
Не удивляюсь, но глупо-то как было пермским знатокам не признавать очевидное.
Очень понравилось ваше крылатое:" Библиотекарю необходимо самому стать документом, чтобы понять его сущность".Точно!
И тут соглашусь:"Двусмысленность методической работы является непременным условием апробации новых библиотечной деятельности. Методическая деятельность – это: 1) коммуникативные акции; 2) лаборатория моделирования будущего библиотеки; 3) эпистемиологическая метафора".
Методист-это исследователь и проектант, а вовсе не транслятор мнения руководства и не надсмотрщик над библиотечным роем.
Как же меня тяготила роль "испорченного телефона"!И сам "рой", если честно!
Игорь, посмотрите на заголовок вашей работы "Био библиографический словарь". Это задумка такая или лишние буквы? Всего доброго, Л.В.


Людмила Павельская Вощинина   04.07.2023 12:54     Заявить о нарушении