Её там нет!

Белые кеды резко выделяются на фоне окружающей зелени. Носки их направлены в сторону укрывшейся листвой липы. По шнурку ползёт маленький жучок. Предположительно, что мальчик, который сидит на траве, смотрит фотографию. На фотографии мальчик в белых кедах сидит на траве и рассматривает фотографию. Вокруг него бегают дети. Это она – в деревьях, кустарниках, травах, насекомых, птицах, зверях и людях. Очаровательная Э.

Свет солнца не может пробиться к желанному телу дерева. Оно всегда остаётся в таинственной тьме, которая прячет смысл дерева. По земле прошли кеды мальчиков и туфельки девочек, бродящих без всякой цели.

Подлесок редкий, состоит из рябины обыкновенной, можжевельника, шиповника, волчьего лыка и других кустарников. Медно-ствольные сосны, стоящие как богатырская застава. Чудные кроны их, волнующиеся под ветром с Камы, поющие свою вечную песню. Но такие ли тайны откроются ребяткам в омуте листвы, в потаенной жизни полянок и просек, убегающих к солнцу, такие ли глубины поразят их юные сердца! Шагнешь за опушку – и как в другом царстве окажешься. Настоящие “пушкинские” места. В темноте зелени, синим пятном, выделяется платье, сидящей на пне, девочки. Взгляд, читающего этот рассказ, скользит по ее силуэту и проникает в просветы между словами. Когда-то давно создавалась азбука пермского народа. Память проникает сквозь толщу текста. Воспоминание. Стефан Пермский - сын причетчика Устюжского собора. Он имел возможность научиться дома “всей грамотичней хитрости и книжной силе”. Постригся в монахи в Ростове, где ему покровительствовал епископ Парфений. О Стефане говорили: “святые книги писавше хитре и гораздо борзо”. Девочка внимательно читает слова. Ее мысли далеко от этого леса и бегающей вокруг ребятни. Стефан собирается ехать в Москву. Он не знает того, что ждет его в будущем.

– Хочу нести Евангельскую проповедь в Пермскую землю… Или зырян обратить в христианскую веру, или самому пострадать и положить свою голову за Спасителя нашего…

Деревенька Чертовка. Крепко рубленые избы. Рядом с ней старовозврастный беломощный бор. Дети из пестовского отделения Новгородского клуба “Экология”. Их семь человек. Мальчик в белых кедах сидит на траве. В руках у него фотография, на которой изображен мальчик, похожий на него, который играет вместе с другими в какую-то игру.

Учитель физики деревенской школы Владимир Георгиевич Никитин решил провести исследования и добиться присвоения бору статуса охраняемой территории. Вместе со своими учениками он проводит барометрическое нивелирование. Они поднимаются на вершину Шайтан - горы. Здесь они проведут опыты с испаряемостью. Глаза детей блестят. Наполнены радостью встречи с новым.

Деревню называют Чертовка, потому что когда-то, в давние времена, здесь жили ссыльные революционеры, отвергавшие Бога. Шайтан – гора раньше называлась Красным Шайтаном. Здесь красноармейцы расстреляли офицеров белой гвардии. Здесь вы не найдете следов той трагедии. Все заросло бурьяном. Чтобы пройти сюда надо пробиваться через чащу. В оврагах берет начало небольшая речка. Места эти гиблые. Сам “черт ногу сломит”. На дне ручья жители находят камни вытянутой формы и называют их “чертовы пальцы”. Все что здесь есть – это Дебри. Тебя пугают перепады высот, большая глубина оврагов и редкие выходы горных пород. Может быть, здесь ты найдешь белемниты, аммониты или окаменелые деревья. Как зачарованный, ты любуешься необычной природой. На дне ручья сыро и прохладно. Поваленные деревья поросли мхом, по склонам папоротник и огромные ели, света мало и обилие зелени – как в сказке! Выше по ручью растет редкое растение – лунник оживающий. Дикая форма с хорошо сохранившимися с осени перламутровыми пластинками.

Девочка медленно перелистывает страницы книги. Пальцы правой руки выбивают ритм на твердой обложке. Розовые ногти касаются шершавой поверхности. Мелодия слов. Румба. Фламенко.

Местные шаманы и колдуны в танцах и беседах подговаривали зырян убить Стефана. Стефан не ввязывался в драки. Зимой пришел из княжеского поста в Усть-Вымь главный пермский кудесник Пама – умный, хитрый, искушенный в спорах. Он знал заклинания, умел заговаривать кровь и наводить болезни, обладал даром внушения. Стефана Пама так же считал кудесником. Начал Пама с угроз: - Какою властью ты творишь это? Кто дал тебе эту власть? Скоро сотворю я чары на твою погибель и напущу богов моих на тебя!

Стефан ответил ему: - Боги твои, которыми ты хвалишься, давно уже сгорели в огне…

– У христиан один Бог. А у нас богов много. Нам легче жить. Много богов – много помощников, много защитников. В вашей стороне на медведя ходят помногу человек и то не всегда добудут его. А у нас один охотник идет в лес и никогда не возвращается без медведя. Значит, сильней один человек со многими богами, чем много людей с одним Богом. Опять же и вести у нас быстрее расходятся.

– Человек побеждает зверей не потому, что ему ваши боги помогают! … а потому, что Бог отдал во власть человека всех зверей, скотов, рыб и птиц. И у нас были, которые только именем Христовым укрощали диких зверей.

Между христианами было много таких прозорливых людей, мужей, которые очами духовными видели все, даже то, что произойдет много столетий спустя.

Шаман предлагает Стефану пройти испытания.

Стефан: -- Пойдем, Пама…

-- Так ты точно не умеешь заклинать огонь?

-- Нет! Не умею. Но пойдем, Пама, пойдем на суд Божий… Чего ты замедлил, Пама? Уже недалеко идти… Пойдем…

-- Не научен я огонь обижать.

-- Тогда надо идти, Пама, в воду, - кивнул на черные проруби посредине Выми.

-- И в воду … не научен…

Оба соперника фактически отказались пройти испытания, поэтому один из них, более настойчивый, стал святым, а другой, нерешительный, изгоем. Народ же всегда находится на стороне победителя.

Зыряне хотят расправиться с Памой. Стефан говорит им: - Отпустите его! Пути к спасению не закрыты ни для кого. Нужно лишь раскаяться в своих прегрешениях и, обратив мысли к Богу…

Читатель вправе поставить вопрос: “Любил ли Стефан Пермский природу, которая окружала его? Направлял ли он свои духовные поиски на Э.?”.

Читатель, ты, наверное, ждешь, когда текст начнет рассказывать о ней. Самой сокровенной. Более подробно о ней я расскажу немного попозже. Сейчас же самое главное.

За деревней есть место, называемое Молёбка. Читатель будет поражён. По периметру рощи растут огромные липы. В диаметре они свыше одного метра. По-видимому, возраст этих деревьев около 300-400 лет. Здесь молодые экологи играют в игру “Батюшка Лес, можно?”. Они двигаются по игровому полю с целью поместить свою карточку в “лесу”. Владимир Георгиевич выбирает из учеников класса одного человека: он будет представлять “лес”.

“Лес” - это неказистый маленький мальчик в клетчатой рубашке и девочка в синем платьице. Мальчик, стесняясь, дает указание своему товарищу сделать три шага вперед, когда тот хорошо выполнил задание. Затем он задает ребятам вопрос: “Расскажи что-нибудь о грибах. Назови хотя бы один гриб”. Дети из команды игроков по очереди называют по одному грибу. Когда игрок отвечает правильно, он продвигается вперед. Перед началом движения дети спрашивают: “Батюшка Лес, можно?”, члены команды леса отвечают: “Можно”.

Назови какое-нибудь животное, которому я нужен.
Назови что-нибудь у себя дома, что обеспечивается мной.
Назови один из способов вторичной переработки какого-нибудь из моих продуктов.
Назови что-нибудь в школе, что обеспечивается мной.
Мальчик в белых кедах продвигается к цели, правильно отвечая на поставленные ему вопросы. Скорее всего, он знает ответы. Владимир Георгиевич предлагает детям сыграть в игру “Лес просыпается”. Пока игра длится, ни один из участников не произносит ни слова. Мало того, во время игры ребята почти не видят друг друга. В ранний предутренний час дети собираются в лесу и усаживаются под деревьями на большом расстоянии друг от друга. У каждого в руке “оружие” – маленький блокнот и остро отточенный карандаш. Ребята сидят как охотники в засаде, тихо, бесшумно, боясь даже дышать. Им предстоит необычное состязание. Кто окажется самым наблюдательным? Кто больше услышит, кто больше увидит, запомнит, запишет? Как просыпается лес, кто первым из его обитателей нарушает эту звенящую тишину? Как появляется первый луч солнца? Солнце же неумолимо двигается к закату. Облака уплыли в неведомые дали. День подошел к концу.

В Усть-Выми на холме, где срубил Стефан священную березу зырян… Береза была высокой, ее верхушка коснулась речной воды. На месте языческого капища поставил Стефан первую на этой земле церковь.

Может быть, все было не так. На переднем плане читатель видит, поврежденное машиной, дерево. Часть веток поломана. Кора в некоторых местах ободрана. После бури деревенские ребята гуляли по бору, и нашли это покалеченное деревце. Они не знали, что им дальше делать. Владимир Георгиевич, собрав вокруг себя ребят, стал рассказывать.

-- Возникнув в конце каменноугольного периода, хвойные наибольшего расцвета достигли в мезозое. Сейчас они насчитывают не менее 560 видов. У хвойных растений более всего развита древесина и менее развита кора и сердцевина. Есть смоляные ходы во вторичной древесине. Листья у сосен сидячие, но иногда с коротким черешком, вечнозеленые, плотные, жесткие и кожистые. В мире существует 100 видов сосны. Гифы грибов густо оплетают корни деревьев в том месте, где обычно располагаются корневые волоски, задерживая, а иногда совершенно подавляя их рост. Сосны – это стройные вечнозеленые деревья, достигающие в высоту 50-75 м и в диаметре 1,2 м, которые предпочитает пески. Это светолюбивые растения.

Под руководством учителя дети подлечили сосну, наложив заплату на ободранную кору. С тех пор они регулярно ходили навещать “свое” дерево. Поправляли “повязку”.

В Пырасе Стефан поставил первую часовню. Был сумрачный северный день. Тускло поблескивала вода Вычегды. Ветер шумел в верхушках вековых сосен.

– Ниман Тенид, Мезосо, Ниман Тенид! Слава тебе, Боже. Слава тебе!

Раздвинулись низкие тучи и ясный небесный свет озарил лица первых христиан Пермской земли.

Природа – иконописец сотворила чудо. Мощные стволы сосен, далеко отстоящих друг от друга, уходят ввысь. Читатель увидит колонны невиданно-обширного храма поддерживающие свод тверди небесной. Некоторым из сосен пошел уже третий век. В воспоминаниях своих видят они сквозь дымку времени, что лес всегда был таким же величавым и спокойным. Взгляд читателя опускается чуть ниже полога хохластых сосновых вершин и видит острые верхушки елей. Темная, почти черная на фоне бронзы сосновых стволов их хвоя скатывается стремительно по крутой горке во все стороны вниз. Ведьмы повесили, невидимые из-за хвои ветвей, космы лишайников. У них свои лесные игры. Мощная корневая система сосен уходит далеко в глубь земли, широко разбегается по поверхности почвенного покрова и дает дереву гораздо больше питательных веществ, которые и позволяют стремительно тянуться к небу, к солнцу светолюбивой сосне. В редколистных прогалинах стоят кущи подлеска – теневыносливых деревцев рябины, липы, клена, кустарников крушины и жимолости. Тут же робко жмутся кусты малины или смородины. Лесная азбука.

– Бессмысленно, - говорили Стефану монахи, - замышлять какую-то новую грамоту, если до конца света осталось чуть больше ста лет.

-- Если до конца света осталось только сто лет, - рассуждал Стефан, - то как раз и надо донести свет христианской веры до зырянского народа. Чтобы успеть спасти его для жизни вечной.

Может быть, как раз, лес и есть сакральная азбука мира. Деревья, травы, птицы и звери – это буквы неведомого человеку текста.

Чёрные ботинки резко выделяются среди окружающей травы и деревьев. Носки направлены в сторону, укрывшейся листвой, липы. По шнурку ползет маленький жучок. Предположительно, что пожилой человек, который сидит на траве и смотрит фотографию. На фотографии мальчик в белых кедах сидит на траве и рассматривает фотографию. Вокруг него бегают дети. Старика пугают шпили деревьев, большая глубина оврагов и густые заросли кустарника. Скорбно он смотрит на это буйство красок. Зеленый океан колышется всей своей огромной массой. Ты думал это природа, а это старость.

Теперь надо рассказать о ней. Она разлита в научной атмосфере. О ней все говорят. Ее все вспоминают, называют в своих книжках и журналах. Ускользающая, всеобщая, универсальная сущность. Она незримо присутствует в общении живых и безмолвных, окаменевших сущностей. Она – идеал чистоты и порядка. Ты ищешь её там. Её там нет.


Рецензии