В прицеле - финские асы 2
Уже 2 июня произошёл неприятный бой четверки бф-109 из LLv24 и группы советских "Илов" и "Яков", которые финны спутали с Ла-5. Бой этот описывает Дмитрий Марченко в статье "оверклайм над Карельским перешейком". Здесь и далее мы не раз будем обращаться к описаниям этого отличного историка. Итак, Марченко пишет следующее: "4 Як-7б 283 ИАП сопровождали 1 Ил-2 72 ОКАЭ на разведку над Карельским перешейком. 4 Ме-109 финнов атаковали Ил-2 и пару непосредственного прикрытия. Ударная пара находившаяся выше, в составе лейтенантов Холодова и Иванова контратаковала противника. Одна пара Ме-109 ушла в облачность, Холодов настиг ведомого Ме-109 в облачности и дважды его атаковал, подбитый "Мессер" пошел со снижением и после третьей атаки Холодова, с дистанции 100 метров, был сбит. Финны потеряли Bf-109G-2 MT-204, летчик лейтенант Херрала (Luutn Heikki Herrala) погиб".
Финны, кстати, умудрились заявить три победы. Естественно, без какого-либо основания. Да и бой провели откровенно плохо. Они попросту не заметили пару Холодова. В описании Марченко есть только одна неточность. Помимо Херралы, был подбит в том бою опытный ас, фёёпели (старший сержант) Нильс Катаяйнен, имевший 19 побед на счету. Он был серьёзно ранен и выбыл до 21 июня. Однако, если судить по описанию, атаковали всего один самолет. Тут, кажется, объяснение найти можно. Василий Николаевич Холодов действительно подбил ведомого бф-109, а ведомым был как раз Катаяйнен. Это произошло в ходе его первых атак. Тот уводил бф-109 на свою территорию. Но во время третьей атаки Холодов не добил уже подбитый им самолёт, а атаковал другой бф-109, вероятно Херрала хотел прикрыть Катаяйнена и погиб вместо него. Херрала не был асом. Так что Холодов фактически один бф-109 сбил, а другой сильно повредил и вывел на некоторое время из строя сильного аса. Сам он думал, что атаковал один и тот же самолёт. Любопытно, что эта победа стала первой на счету Холодова и так и осталась единственной.
Тут стоит сделать отступление. Ас уровня Катаяйнена, который всего лишь сержант - это нонсенс, скажем, для Советского Союза, где количество побед в воздухе способствовало карьере пилота. В Рейхе, конечно, такие случаи были, но тоже большинство известных асов всё же были офицерами. В Финляндии, скажем, лучший ас Юутилайнен тоже не получил офицерского чина. Количество побед здесь не влияло на карьеру. Финское командование поддерживалось того мнения, что хороший ас и хороший командир - не синонимы. Как кажется, учитывая "удивительную объективность" финских асов, оно было право. Более того: Катаяйнен всю карьеру пролетал ведомым. Вот и в данном случае он был ведомым у абсолютно неизвестного пилота. Впрочем, у финнов была ещё одна особенность: так называемое "гибкое построение", когда ведущий и ведомый по ситуации менялись местами. Ещё это называлось "взаимная страховка".
Кстати, система, при которой количество побед мало влияет на звание и карьеру, была свойственна также и японцам. У них и наград за сбитые не давали. Все их лучшие асы не имели офицерских чинов. Вообще в Японии фактически счета асов велись неофициально, за сбитые ничего не платили, подтверждения тоже не требовалось. А ценилось только выполнение задания. Успешный вылет на разведку или отражения налёта было ценнее, чем уничтожение нескольких самолетов врага за бой. В Финляндии было нечто похожее.
7 июня был сбит и ранен иликерсантти (сержант) Вильо Илмари Каупиннен из Llv24, имевший 9.5 побед на счету, он более не воевал. Опять же, обратимся к Марченко.
"Летчики 196 ИАП в составе 8 Р-39 в период 11.45-12.55 прикрывали разведчик Пе-2, который совершал глубокий разведывательный рейд вплоть до Выборга. Летчики наблюдали взлет 6 Ме-109 и 6 «Брустеров», которые позже связали боем пару к-н Билюкин — мл.л-т Гаврилов. Один Ме-109 зашел в хвост Гаврилову, который выходил из под удара на вираже, но был подбит. Билюкин отсекая от ведомого (который уже дымил и шел на снижение) Ме-109й, атаковал его на лобовых длинной очередью. «Мессер» резко снижаясь вышел из боя и как написано в источнике: «преследуя его К-н Билюкин на земле расстрелял «спасшегося» летчика». Оставшись один Билюкин еще выдержал в/бой с 6 «Фиатами», от которых оторвался с набором высоты, получил пробоину от снаряда в плоскость". Александр Дмитриевич Билюкин был одним из лучших асов полка. Хотя в том бою были заявлены и другие победы, но Марченко абсолютно обоснованно делает вывод, что сбил Каупиннена именно Билюкин. Сам Каупиннен заявил, что, дескать, сбил Кобру, но она так лихо взорвалась, что осколки повредили его бф-109, и он вынужден был спасаться с парашютом. Ох уж эти взрывы в воздухе! Никаких взрывов на самом деле не было и в помине. Видимо, Каупиннен подбил Гаврилова, после чего его атаковал Билюкин и обошёлся с ним неласково. Возможно, он его и пытался добить и даже ранил, но не насмерть. Добавим, что Каупиннен допустил большую ошибку, решив сойтись с "Коброй" в лоб. Логика диктовала быстрый уход на вертикаль, как сделали бы немцы, но такие приёмы были для финнов нетипичными.
16 июня был сбит и позднее попал в плен капитан Лаури Олави Пекури из LLv34, имевший 18.5 побед. И снова мы обратимся к Марченко.
"Группа 4 Ил-2 703 ШАП 281 ШАД в районе цели была атакована 4 Ме-109 и 4 «Брустерами». Четверка «Мессершмиттов» настойчиво атаковала ведущего группы «Илов» капитана Графова В.И. Стрелок Графова Агафонов при первой атаке противника сбил 1 Ме-109. Далее тройка Ме-109 вторично атаковала самолет ведущего, стрелок уже огонь не вел, видимо был убит. В этот момент ведомый мл. л-т Белоус довернул самолет влево и с дистанции 150 м. открыл огонь по 2 Ме-109 и одного из них сбил. 1 Ме-109 продолжал преследовать Ил-2 Графова, который на свой аэродром не вернулся. В конечном итоге на «Иле» были перебиты рули и он потерял управление, Графов спасся выпрыгнув на парашуте и через 9 дней вернулся в часть".
Таким образом, в том бою Пекури подбил самолёт Графова, но, видимо, он так увлёкся вместе со своим ведомым преследованием, что совсем забыл про ведомого советского Ила. А тот ему напомнил о себе. Белоус сработал грамотно, хорошо. Хотя, конечно, тут скорее вина не самого Пекури, а его ведомого, который, вместо того чтобы прикрывать ведущего, полез сбивать "Ил". Пекури наврал впоследствии, говоря, что сбили его уже после того, как атакованный им "Ил" врезался в землю. Добавим, что сам он атаки Белоуса не видел, тот вёл огонь с большой дистанции. Позже Пекури красочно рассказывал об ужасах советского плена, где над ним изощренно издевались. Оставим все эти рассказы на его совести.
17 июня были сбиты сразу три аса, двое из них погибли. Оба раза - в бою с Ла-5фн из 159-го иап.
В первом случае четверка Ла-5фн сопровождала шестёрку Илов в район Лимата. Группа была атакована двумя звеньями бф-109. Пока одно звено атаковало штурмовики, другое занялось истребителями. Но немцам успех не сопутствовал. Искусный и опытный пилот, Рузин Анатолий Васильевич, довольно быстро подловил один из бф-109 на вираже и сбил его. После этого остальные тут же из боя вышли.
На самом деле, Рузин одной очередью уложил двух. В его прицел попал лейтенант Урхо Каарло Сарьямо из LLv24. На счету этого аса было 12.5 побед. Падая, он врезался в самолет другого аса, лейтенанта Лаури Вильхельма Ниссинена, который как раз атаковал "Илы". Это был ещё более известный ас, входил в число лучших асов Финляндии, имел 32.5 побед на счету. Оба аса в результате столкновения погибли. Советские пилоты не видели столкновения, поэтому засчитали Рузину только одну победу. Остаётся добавить, что финны ничтоже сумняшеся записали на свой счет четыре Ла-5 и столько же Илов, хотя никакого ущерба советским силам не нанесли.
В другом бою, который состоялся позже, был подбит капитан Ристо Олли Петтер Пухакка из LLv34. На его счету было уже почти 40 побед. Правда, он дотянул до своих и даже посадил самолёт на аэродроме, но о восстановлении речь уже не шла. К сожалению, он не был ранен в том бою. Бой, кстати, был почти один в один: тот же полк сопровождал "Илы" и снова четвёркой, снова финны пытались прорваться к "Илам". Им такой возможности не дали, связали боем. Бой, правда, шёл на сей раз дольше. Было заявлено три победы, но на сей раз реально одержана была только одна. Отличились Медведев Виталий Филиппович, Калинин Николай Васильевич и Арзуманов Роман Арамович. Кажется, реальнее всего версия, что победу одержал Арзуманов. Во-первых, он был опытнее других, а во-вторых, только его заявка имеет конкретику. Во время боя он заметил, как бф-109 зашёл в хвост ведущему, и, быстро довернув самолет, дал точную очередь, после чего бф-109 тут же пошёл с дымом к земле.
В общем, бои для финнов складывались непросто. К тому времени советские пилоты добились отличной работе в составе групп, и именно это прекрасное групповое взаимодействие ставило финнов в тупик. Итогом стали потери, как безвозвратные, так и нет, нескольких сильных асов.
Свидетельство о публикации №223061300326