Глава 269. Рябов. 6 литургических песнопений

Владимир Владимирович Рябов
6 литургических песнопений
Нью-Йоркский русский камерный хор
Николай Качанов (дирижер)
Наташа Лютов (контральто)

victormain: Исполнение кое-где сыроватое, но пока это все, что у меня есть. У Володи я слышал превосходную запись, сделанную Саратовским хором; как только заимею копию — размещу. Мне кажется, это лучшее сочинение крупного жанра (а я его считаю таковым, а не циклом миниатюр) в православной хоровой традиции со времен Рахманинова.

paraklit: Боюсь вызвать обильное недовольство некоторых участников форума, но не сказать то, что думаю — не смогу. Сразу оговорюсь, что Владимир Рябов мне — не друг, и не недруг. У меня нет с ним никаких отношений... Это сочинение я давно знаю в двух вариантах — и пять литургических песнопений, и шесть... Когда — в силу каких-то конъюктурных причин — оно попало в программу новосибирского хора (а я был там в это время) — мне стало интересно, и я — по своему обыкновению — пришел на репетицию и встал в хор... Хочу сказать, что это — очень плохое сочинение! Типичная «конъюктурщина»! (Тогда была мода на это). В хоре звучит — ужасно. От окончательного фиаско спасает лишь то, что у Рябова здесь (как и в других сочинениях) основа вполне традиционно-тональная, и иногда все «собиралось» в какие-то адекватные вертикали... Помню, автор, взъерошенный, подбегал, то к одной хоровой группе, то к другой: «Ну что вы поете? Вот так должно звучать!» — и садился за рояль.... Ну, на рояле-то звучало неплохо!.. Да и хор пел те ноты, которые автор написал (я сам в хоре стоял, могу подтвердить), но звучала — грязь! Хоровую музыку нельзя выдумывать на клавишах рояля!.. Мне странна оценка victormain`а, что это нечто весьма значимое «...после Рахманинова»! Простите, и до, и после Рахманинова было написано огромное количество музыкальных шедевров в жанрах богослужебной православной музыки! В справочнике Е. Левашова указано четыреста семьдесят фамилий русских церковных композиторов только от Глинки до Октября! Уже лет двадцать пять, работая певчим церковного хора, а потом и регентом, я разыскиваю это лучшее, знаю его и пою! Эта сфера — в силу атеистических запретов — была неведома, но она таит истинные золотые россыпи гениальных образцов! Рахманинов в этой золотой жиле — один из многих... Нам в вузах это не показывали, но тот, кто с этим сумел познакомиться — опус Рябова не стал бы даже упоминать!.. Как только Качанов на это сочинение повелся!...

victormain: Ну, видимо у нас с Колей уши посвежее Ваших будут.
Мне странна Ваша реакция, Владимир. Что, конкуренция? Но опус Рябова давно уже классика, с таким же успехом с Бородиным можно конкурировать...

paraklit: Уважаемый victormain! Я подозревал, что с Рябовым Вы друзья, но — ничего поделать не могу! Я бы промолчал, честное слово (так, как молчу обо многих не нравящихся мне опусах — Вы заметили, наверно, что я не лезу в каждое обсуждение, как некоторые) — но прочтя Вашу восторженную оценку смолчать уже не смог... Уши мои, пожалуйста, не оценивайте — я же не оцениваю Ваши, но как оценивать Рябова? Ну, придумали недавно музыковеды такую «лазейку» для оправдания паралитургических опусов современных авторов, которым лень в храм походить — «музыкальная проповедь»... Но это — в том случае, когда автор хотя бы корректно с текстом молитв обращается. Но тут ведь — ни того, ни этого! Музыка — неинтересная, в прочтении канонического текста — ошибка на ошибке, смыслов молитв автор не понимает... Ну, в какие ворота это сунуть? И последнее. Вы заметили, может быть, что когда я размещаю сибиряков, что-то говорю о сочинении — просто, чтобы пост появился — но оценок не даю никогда! Оценивайте все вы! Вот если бы и Вы так поступили — не было бы всех моих пассажей! Простите, если Вас лично задел...

victormain: Да. Я порой даю оценки. И впредь буду поступать так же, по необходимости. Но полемизировать с Вами не буду.

Mikhail_Kollontay: Я намного ближе к позиции paraklit`а по этому делу.
Мне удивительно, как Володя такое написал, когда сам же смолоду не принимал как раз-таки Всенощную Рахманинова (чем меня озадачивал!), и именно по такой причине, если только я правильно его понимал. Он как-то интересно это выражал, вроде того, что — продукция для валютного магазина «Березка», специально для иностранцев. Боюсь переврать. И сам такое же начал писать спустя годы.
 


Рецензии