Анатомия предательства Глава 11

1.11 Предательство веры – апостасия

  Эта глава посвящена такой разновидности предательства, как предательство веры. В греческом тексте Ветхого Завета (Септуагинта) слово «апостасия» встречается в значении отступничества от Бога (Иер.2:19, Нав.22:22), и имеет четкий религиозный смысл. В Новом Завете слово «апостасия» означает вероотступничество или отступление от христианской веры Лк.8:13, 1Тим.4:1-, Евр.3:12, 2Пет.2:20,3:17).Со времен святителя Киприана Карфагенского в Церкви встречается понятие «апостат» (от греч. – отступник), которое применяется к христианам, отпавшим от веры во время гонений. Апостасия как мировое явление пророчески предсказано апостолом Павлом, считающим ее одним  из основных  признаков эсхатологических событий, признаков предшествующих Страшному Суду («ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление» – 2Фес.2:3). Каждая религия предполагает веру в бога, ислам – в Аллаха, христианство – в Святую троицу, индуизм – в Брахму, Шиву, Вишну и других богов. А буддизм – в Будду, но это не совсем так.
Будда – не бог, это обычный человек, родившийся в Индии и носивший имя Сиддхартхи Гаутамы. Он, как и мы все, жил собственной жизнью: родился в семье царя, женился, родил сына, потом увидел боль и страдания мира, ушел в леса на поиски истины, достиг Просветления, помогал людям пройти схожий путь, проповедуя учение, пока не достиг паринирваны. Таким образом, Будда – не Всевышний, а великий Учитель. Согласно буддийской философии, мир появился сам по себе, без участия высших сил, божественных начал. Человека спасет не бог, а он сам, следуя предписанным правилам, успокаивая ум, медитируя, и совершенствуясь. Значит ли это, что в буддизме бога нет? Да, значит. Правда, в этом утверждении есть одна оговорка. В некоторых течениях философской мысли, особенно в Ваджраяне, Будду Шакьямуни стали обожествлять, совершать подношения, молиться. Наряду с этим появился целый пантеон божеств, духов, будд, боддхисаттв, которым стали поклоняться в погоне за скорейшим Просветлением. Причина тому – пережитки шаманизма, который оставил следы в поглотившем его буддистком учении.Буддийские течения довольно сильно отличаются друг от друга. Одни включают в себя множество обрядов, и со стороны это кажется поклонением божеству, другие лаконичны и не признают никаких святых и авторитетов, кроме собственного сердца. Общебуддийские же писания на тему бога не говорят ничего. Поэтому о предательстве веры с позиции буддизма нет смысла говорить, буддисты считают что в их вере находятся следы всех мировых религий, поэтому они терпимо относятся к другим религиям и переходам  из буддизма в христианство, или из буддизма в ислам, или иудаизм.      
    Другая точка зрения существует в христианской философии истории то,   что сильнее всего приближает конец мира, последнюю главную катастрофу человечества и окончательную неудачу мировой истории, – это апостасия, отпадение от веры. Можно сказать, что с духовной точки зрения все иные проблемы и вопросы – политические, экономические социальные, культурные, – производны и вторичны от этого, главного по сути вопроса мировой истории. Вообще греческое слово (apostasia) образовано от древнегреческого глагола (afist;mi) – отставлять в сторону, отводить, склонять к отпадению, уходить, отпадать, отделяться, и т.д. Первоначально в античной литературе у этого термина было скорее политическое значение. Оно означало отпадение от законного правителя, мятеж против него. Позже, в Септуагинте (перевод Ветхого Завета на греческий, который по преданию сделали семьдесят толковников) оно стало означать отпадение от Бога, например, у пророка Иеремии, который в частности такими словами передавал еврейскому народу Слово Господне. Измена религии, в которой человек находился от рождения – тягчайшее преступление со времён Средневековья. Терпимо было, когда человек родился от родителей с известным, пусть и «неправильным», вероисповеданием. Но если он во время своей сознательной жизни перешёл в другую веру – тогда… Русские земли отличались от всех прочих христианских стран более гуманным, мягким уголовным законодательством. Но, и они не могли остаться в стороне от «велений времени». 1284 годом датирован новгородский перевод «Кормчей» (византийской книги церковного права), в котором сказано: «Если кто будет еретические книги у себя держать, и в волшебство их веровать, то будет проклят, а те книги на голове его сжечь». В середине XV века в русских землях появляются более широкие формулировки. В летописях 1438 года содержится указание сжечь живьём или закопать живым в землю того, кто будет уличён в ереси. Соборное уложение 1649 года в своих первых двух статьях гласило: «Если иноверцы, а также русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, или на родившую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых Его угодников, и про то – сыскивать всякими сысками накрепко. И если будет про то сыщется прямо, того богохульника казнить, сжечь. А если какой бесчинник пришёл в Божью церковь во время святой литургии и каким бы то ни было способом не даст её совершить, то его, поймав и расследовав о том напрямую, что он так учинил, казнить смертью без всякой пощады». Как видим, отпадение от православия оценивалось именно в публичных поступках, которые сейчас получили юридическое выражение: «глумление над чувствами верующих». Но даже выражение еретических мыслей в узком кругу тоже могло быть наказуемо. Так, в 1504 году в Москве были сожжены в клетках приверженцы так называемой секты «жидовствующих». Они не занимались пропагандой еретического учения, но были изобличены в «домашнем» инакомыслии. С течением времени нравы в России, как и везде, смягчались. Тем не менее, вплоть до 1905 года выход из-под юрисдикции православной церкви считался в России уголовным преступлением. Жертвами этой «нормы» были, в своём большинстве, раскольники. Интересно, что Соборное уложение, хотя и было составлено ещё до начала церковного Раскола, в своих статьях прямо было направлено против тех, кто рискнёт исповедовать иную веру, помимо установленной государством. С середины XVII века по начало века ХХ раскольники не только не пользовались свободой вероисповедания. Им запрещалось также венчаться в церкви. Их дети считались незаконнорожденными. В первое время – до времён Петра Великого – они вообще считались еретиками, подлежащими казни. Только за семь лет правления царевны Софьи (1682-1689), старшей сестры Петра, было живьём сожжено не менее 7 тысяч старообрядцев. В Российской Империи отпавшие от православия считались лишёнными прав на государственную службу. Разумеется, если человек от рождения принадлежал к иной вере, это ограничение его не касалось. Серьёзный поворот в правовой системе Российского государства наступил под влиянием революционных событий 1905 года. Император Николай II указом от 17 апреля 1905 года разрешал переход из православия («отпадение от православия») в неправославные и даже в нехристианские вероисповедания без всякого уголовного наказания. Однако юридические ограничения для таких лиц на государственной службе оставались. Так, закон о свободе вероисповеданий, защищавшийся с трибуны Государственной Думы П.А. Столыпиным, и принятый ею, в итоге, включал целую серию таких ограничений, включая запреты дослуживаться до высших чинов и занимать важнейшие государственные посты. Надо заметить, что и в этом отношении право Российской империи не отличалось от права передовых держав своего времени, например, Великобритании или Швеции, где до сих пор существует государственная церковь.
   Следует отметить, что католичество, тоже не отличалось гуманностью к представителям другой веры, в том числе и родственной. Католики, в древности довольно усердно резали протестантов, чья беда которых была лишь в том, что они хотели петь псалмы и справлять службу не на латыни, а на родном языке. Константинополь, столица Византии, православный город, был взят штурмом, католиками рыцарями в одном из крестовых походов. Святые инквизиции, успешно прорядили население Европы, истребляя еретиков. В то время даже жить было опасно, не говоря о том, чтобы сменить веру. А сколько раз католики нападали на православные  государства, за всю историю существования человечества, трудно подсчитать. В свое время, некоторые исследовали описывая исторические события, сетовали на то, что Великий князь Владимир сделал большую ошибку, когда выбрал для Руси православие, если бы он выбрал католичество, история России пошла бы по другому пути. Но, это лишь предположение, или гипотеза, в переводе на научный язык. Мы, живем в нашей истории, а не альтернативной, в которой можно рассматривать все варианты, вероятного существования. Конечно, сейчас другие времена и никто в католических странах не станет обвинять и казнить вероотступников. И в России никто не станет подвергать наказанию людей, которые решили изменить православию. Поэтому некоторые граждане России совершенно без вреда для себя переходят в другую веру. Мусульмане в православие, и наоборот православные в ислам.
        Отступничество в иудаизме – это отказ еврея от иудаизма, и возможно переход в другую веру. Термин отступничество происходит от древнегреческого:, что означает "мятежный" Эквивалентные выражения для обозначения отступника на иврите, которые используются учеными-раввинами, включают мумар  буквально "тот, кто изменился" [вышел из своей веры]), пошиа буквально "преступник Израиля"), и кофер  буквально "отрицающий"). Похожими терминами являются мешумад  "уничтоженный") и  или эпикорос, которые обозначают ересь и отрицание Бога и иудаизма, подразумевая атеизм.
Категории  отступников:
Мумар - это тот, кто не соблюдает определенную заповедь или кто вообще не соблюдает никаких заповедей. Раввинский категорий различать мумар ledavar Эхад  которые не соблюдают определенную заповедь, и мумар lekhol hatorah кулах , кто не соблюдает какой-либо из Торы. Также они различают между мумар л'teyavon, кто преступает заповедь(и) бессмысленно, из-за влечения (teyavon) или удобство, и мумар л'hakh  означает тот, кто грешит назло, кто попирает заповеди самовольно.Некоторые галахические аспекты этого статуса включают: к мумару относятся как к язычнику в том, что касается торговли; запрещается принуждать его совершать что-либо запрещенное; в том, что касается брака, ритуальной чистоты и наследования (за некоторыми исключениями), он израильтянин; мудрецы не предписали носить траур по мумару. Однако сегодня широко применяется другая категория, тинок шенишба ("захваченный младенец"), еврей, который грешит в результате того, что был воспитан без достаточных знаний и понимания иудаизма, и ее следует учитывать.  Из истории вопроса, в Российской империи проживало много евреев, которые были ограничены в правах.  Когда в 1563 году, во время Ливонской войны, русские войска взяли Полоцк, то евреев стали насильно крестить. Отказавшихся три сотни евреев утопили в Двине. В середине XVII века Россия присоединила к себе от Польши большую часть Украины. Евреям, которых не успели вырезать казаки Богдана Хмельницкого, было при этом приказано выбирать между крещением или изгнанием. Вместе с тем, крещёные евреи уже с начала XVIII века пользовались всеми возможными правами. Пётр Шафиров и ещё несколько выкрестов входили в плеяду видных деятелей времён Петра Великого. В это же время евреи начинают селиться в приграничных с Польшей областях России. Были евреи и в недавно присоединённой Прибалтике.
В течение XVIII века сначала Екатерина I, потом Елизавета Петровна издавали указы о выселении всех иудеев за пределы Российской империи.
При Екатерине II Россия в результате разделов Польши присоединила к себе Литву, Белоруссию и Правобережную Украину, где проживало больше миллиона евреев. Вместо выселения русское правительство ввело так называемую черту оседлости. Евреям запрещалось селиться за пределами этой черты, включавшей вновь присоединённые земли бывшей Польши и Прибалтику. Помимо черты оседлости, на евреев налагались другие ограничения. Им в разное время запрещалось заниматься некоторыми промыслами, которые разоряли местных крестьян: шинкарством, ростовщичеством. Правительство пыталось переселить всех евреев из сельских местечек в города. Однако дискриминация затрагивала только бедную еврейскую массу. Вне черты оседлости в XIX веке было разрешено проживать таким категориям евреев: закончившим университет, купцам первой гильдии, медицинским работникам, ремесленникам. Богатые еврейские банкиры и промышленники Гинцбурги, Рубинштейны, Поляковы и др. входили в буржуазную элиту Империи, с ними считались при Царском дворе. Крещёным евреям был открыт путь на все ступени карьерной лестницы. Московский генерал-губернатор Гершельман, дворцовый комендант Гессе, ряд других высокопоставленных деятелей администрации Николая II были выкрестами. Стремясь ограничить получение евреями высшего образования, министр народного просвещения при Александре III граф Дмитрий Толстой ввёл норму приёма евреев в высшие учебные заведения – не больше трёх процентов в Петербурге и Москве и пяти процентов в остальных городах. Это при том, что в Одессе, например, евреев было 40% населения города, а в Вильне – больше половины. Масса местечковых евреев, зажатая в черте оседлости, нищала из-за конкуренции в своей собственной среде. В конце XIX столетия началась её массовая эмиграция. Сионистские организации и царское правительство вначале действовали заодно, стремясь направить этот поток в Палестину. Но в какой-то момент сотрудничество прервалось. В настоящее время позиция израильского государства в отношении евреев, которые приняли православие видоизменилась. Принято считать, что они изменяли вере, ввиду внешних обстоятельств, а внутри они остались иудеями. Общественные еврейские организации активно работают со своими соотечественниками, которые живут в России и всячески склоняют их к возвращению на историческую родину, даже если они стали выкрестами.  Еврейская спецслужба Натив, это израильское государственное учреждение, подчиняющееся Канцелярии главы правительства, созданное для связи с евреями Советского Союза и стран Восточной Европы, координации борьбы за их право на репатриацию и организации их выезда в Израиль. В настоящее время занимается, главным образом, евреями СНГ и стран Балтии. А теперь обратимся к самой молодой мировой религии, исламу. В нем более жестоко относятся к вероотступникам, то есть предателям веры. В некоторых мусульманских странах, которые являются религиозными до сих пор сохраняется смертная казнь. Ртидат– отступничество, переход из одного состояния в другое– вероотступничество из из ислама, один из самых больших грехов в нём. Совершившего иртидад называют муртадом.. К вероотступничеству относится отрицание существования Аллаха, непризнание пророков, отрицание обрядов, установленных в Коране, намерение стать в будущем неверным (кафиром) и др. Для того, чтобы вероотступничество считалось свершившимся, необходимо выполнение двух условий:
1.вероотступник должен быть в полном сознании и умственно полноценным
2.заявление о вероотступничестве не должно быть сделано по принуждению.
Мусульманские правоведы (факихи) считают, что взрослые мужчины- вероотступники однозначно должны быть казнены. Женщины-вероотступницы должны либо содержаться под арестом и принуждаться к принятию ислама, либо, так же как и мужчины, казнены. Перед казнью вероотступнику предлагают вернуться в ислам, и в случае возвращения этот человек освобождается из-под заключения. В случае отказа ему даётся 3 дня на обдумывание решения и покаяние. Первым проявлением вероотступничества был отход от ислама некоторых арабских племён после смерти пророка Мухаммада. Военные экспедиции, направленные Праведным халифом Абу Бакром в разные области Аравийского полуострова, помогли вернуть отпавшие аравийские племена в состав Халифата. Есть немало хадисов, в которых пророк Мухаммад призывает убивать вероотступников. Сторонники казни за вероотступничество, а также критики Ислама, приводят следующие тексты:
1) «(Если мусульманин) поменяет свою религию, убейте его» (Аль-Бухари, 3017, Ахмад 1/217, Абу Аауд 4351, ат-Тирмизи, 1458).

2) «Не позволяется проливать кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, если не считать трех случаев: когда лишают жизни за жизнь, когда речь идет о женатом человеке, совершившем прелюбодеяние, и когда кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину» (Аль-Бухари, 2076, Муслим, 1033, ан-Навави, 13).

3) «Какой бы мужчина не отступился от Ислама, требуй от него вернуться; если он вернется, то оставь его, а если нет — отруби ему голову. И какая бы женщина не отступила от Ислама, требуй от нее вернуться; если вернется, то оставь ее, а если нет — отруби ей голову» (Фатхуль Бари, 12/272).
     Есть и другие тексты, которые можно привести в качестве примера. Но  продолжим далее, наше повествование. Сподвижники пророка, судя по хадисам, тоже убивали вероотступников. Но перед этим их держали в плену три дня, трижды призывая вернуться в Ислам. Приводятся и другие хадисы, где якобы говорится о казни вероотступников. Однако в них прямым текстом об этом не сказано, и вряд ли вообще речь идет об этом. Некоторые любят интерпретировать хадисы по-своему, порой вырывая их из контекста. Чем пользуются также исламофобы, выдавая Ислам за религию зла, при этом отбирая самое худшее из различных религиозных течений, и порой интерпретируя Коран и Сунну так, как выгодно только им. Основываясь на этих хадисах и других источниках, большинство исламских ученых делает вывод, что человека, сменившего свою религию, следует казнить. Однако они упускают несколько важных моментов. Первое, это то, что хадисы о казни за вероотступничество относились к конкретному случаю. То есть, такое высказывание относилось не просто к тем, кто отступил от Ислама и стал поклоняться иным богам. Само отречение от Ислама не влекло за собой никакого наказания. Шла война против мусульман. Аллах ниспослал верующим аяты, в которых разрешил вести оборонительную войну. Отречение от Ислама означало присоединение к врагам верующих и насильственная война против мусульман. Поэтому вероотступничество было опасным конкретно для того времени. Второе. Нигде в Коране вы не найдете повеления убивать человека, сменившего свою религию.
Если даже существует такая практика в некоторых мусульманских странах, отдельные так называемые «мусульмане» доходят до того, что сами применяют казнь над вероотступниками, игнорируя тот факт, что совершают непростительный грех. Ведь богословы в таких странах нам говорят, что данный вид наказания применяется только шариатским судом, где вина вероотступника будет доказана в судебном порядке. А теперь стоит рассмотреть один из хадисов, где говорится, что если мусульманин поменял религию – убей его.

«Сообщается, что, узнав о том, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сжёг каких-то людей, Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (На его месте) я не стал бы сжигать их, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Никого) не подвергайте наказанию Аллаха”. Я (просто) убил бы их, о чём Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так: “(Если мусульманин) поменяет свою религию, убейте его”».

Как видим, это не прямая речь пророка. Али сжег каких-то людей, но Ибн Аббас делает ему упрек, сказав, что не стоило применять такую жестокость. Не важно, по каким причинам это было сделано. Возможно даже, что хадис искажен, либо выдуман. Потому что Коран запрещает жестокость и насилие. Но, если Али действительно это сделал, то он обычный человек. Не пророк.
Интересен аят, который был ниспослан незадолго до смерти Мухаммада:

«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (Коран, 5:54).
Даже в одних из последних ниспосланных аятов Всевышний не велит наказывать, либо убивать вероотступников. Наказание за это Аллах взял на себя. В этом мире таких людей ждет проклятье, как об этом сказано в аяте 3:89, а на том же свете – адские муки, как сказано во многих других.  Судя по священным текстам, можно сделать вывод о том, что смертную казнь за вероотступничество придумали люди, но не святые. В настоящее время в 13 мусульманских странах предусмотрена смертная казнь за вероотступничество, это Афганистан, Иран, "умеренная" Малайзия, Мальдивские Острова, Мавритания, Нигерия, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сомали, Судан, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен. Все эти страны, за исключением Пакистана, допускают смертную казнь за вероотступничество, в Пакистане предусмотрена смертная казнь за «богохульство», которым считается также неверие в Бога или атеизм.
   Таким образом, подводя итог написанному следует отметить, что несмотря на то, что вероотступничество до сих пор в некоторых странах считается тяжким грехом, в современной эпохе, люди, общество стали более лояльно относиться к людям, которые по тем, или иным причинам перешли в другую веру, или вообще отказались от неё, став атеистами. Но, то что сейчас творится в западных странах, когда на смену религий, приходит сатанизм, это еще человечеству придётся осмыслить, чтобы понять, что такое мировоззрение, станет последней точкой в судьбе  всех людей, живущих на планете, потому что ряды сатанистов растут...


Рецензии