Владимир Храбрый и Сергий Радонежский!!!
Владимиром Храбрым* по благословению
преподобного Сергия Радонежского в 1374 году.
Впервые упоминается в Симеоновской летописи XV века:
"Того же л;та пакы тотъ же христолюбивыи
князь Володимеръ Андр;евичь помысли въ соб;
мысль благу, яже о свят;и и церкви Болжіи,
и яже о манастырскомъ устроеніи;
благодатію же Божіею не токмо помыслы,
но и д;ломъ сътвори.
Въсхот; възградити соб; манастырь въ Серпохов;
на Высокомъ и въсхот;въ създати богомолью…"
иИиппппппппппппппппиИи
Как управляющий городом Радонежем,-
князь Владимир Храбрый обратился с просьбой
о благословении и за помощью в устройстве монастыря
к преподобному Сергию Радонежскому.
По приглашению князя,- преподобный Сергий
со своим учеником Афанасием пешком пришли в Серпухов
и выбрали место для будущего монастыря.
Выбранное место было расчищено, и преподобный Сергий
совершил на нём молитву. Для строительства обители
Сергий по просьбе князя оставил своего ученика.
Преподобный Афанасий Высоцкий, как старший
ревностно принялся за строительство монастыря.
Число насельников росло. В их числе появились
достойные ученики, просиявших впоследствии своей святостью:
Никон Радонежский,- будущий преЕмник по настоятельству
преподобного Сергия и с 1375 года Афанасий Высоцкий младший.
В монастыре стало бурно развиваться книгописание.
Это направление благодаря Высоцкой обители скоро
приобрело значение центра Византизма на Руси.
Летом 1373 года золотоОРДЫнские полки' хана Мамая*
подвергли жестокому нападению Рязанское княжество,
которое по тогдашней Руси,- "стало за себя",
не приобщая всю РусЪ воедино против чужеземцев-захватчиков,
после чего возникла спешная необходимость усиления обороны
и, в первую очередь, прикрытия важнейшего пути
со средней Оки к Москве, проходившего чрез сельцО Серпуховское,
вОтчине князя Владимира Андреевича Храброго.
Место древнего поселения было обнесено стеною
и было принято решение о строительстве монастыря.
Строительство монастыря было частью программы
по укреплению границ княжества
и княжеской резиденции на Оке.
Из Высоцкого монастыря происходит так называемый
Высоцкий чин — деИсусный чин, стиль которого,
как считается, оказал некоторое влияние
на иконописную манеру Андрея Рублёва.
Сведения позднейших насельников монастыря
о существовании там ещё во времена Дмитрия Донского
каменного храма новейшими исследованиями не подтверждаются.
ВысОцкий ставропигиальный мужской монастырь —
православный ставропигиальный мужской монастырь
Русской православной церкви, основан в XIV века
вблизи города Серпухова, —
один из старейших на Руси и в Подмосковье.
Он входит в число 9-ти монастырей-обителей,
основанных преподобным Сергием Радонежским.
Центр паломничества к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша»,-
почитаетаемой избавляющей от алкоголизма и наркомании !!
В сентябре 1380 года на Куликовом поле русское воинство
одержало великую победу над Золотой Ордой !!
Исход решил засадный полк, которым командовал
серпуховский князь Владимир Андреевич,
прозванный Храбрым и Донским.
По возвращении с битвы благоверный князь захоронил
в стенах Высоцкой обители останки воинов-серпуховичей
и в их числе 40 бояр. Над братской могилой в память
великой победы был воздвигнут белокаменный собор
в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной,
а также каменная церковь-трапезная для братии в благодарность
за молитвенный подвиг. Место погребения воинов
можно увидеть в подклете Зачатьевского собора.
Весной-1381 монастырь вновь посетил преподобный Сергий.
Он сопровождал святителя Киприана, прибывшего на Высокое
для освящения Зачатьевского собора
и каменной церкви-трапезной
в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В августе-1382 хан Тохтамыш двинулся на Русь.
Первый удар принял Серпухов и Высоцкий монастырь,
которые были ограблены и разорены.
В 1387-м преподобный Афанасий Высоцкий старший
вместе со святителем Киприаном отбыл в Царьград
с целью списания богослужебных книг
для Русской православной церкви
и вторым игуменом Высоцкого монастыря
стал святой преподобный Афанасий Высоцкий младший,
кой ныне почитается как небесный покровитель Серпухова.
В 1395 по смерти Афанасия младшего, настоятельство
перешло преподобному Никите, сроднику и ученику Сергия.
Преподобный Никита успешно управлял обителью в течение 19 лет
и имел, по упоминаниям Иосифа Волоцкого, сан архимандрита,
который в те года присваивался настоятелям
только наиболее значительных монастырей.
В 1408 году, после набега Едигея*,
монастырь Серпухова вновь подвергся разорению,
но благодаря стараниям Никиты был восстановлен.
Время управления монастырём первыми тремя святыми
настоятелями составило его святое 40-летие
и вошло в историю древней Высоцкой обители
как самая драгоценная страница.
В дальнейшем история монастыря тесно связана с историей Серпухова.
Город и обитель часто подвергались нападению неприятелей,
под монастырём часто устраивались смотры войск,
на которых обычно присутствовали цари, великие князья,
бояре, воеводы и знатные горожане с купцами.
Высоцкую обитель нередко посещали знать и сам царь.
Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты».
Именитые лица часто передавали крупные денежные пожертвования,
вотчины с пашнями и лесами, жертвовали редкие в то время
богослужебные книги, сосуды, облачения и прочее.
В XVI веке в обители были построены Никольский
и Сергиевские храмы, придел в честь Рождества Богородицы
и галерея вокруг собора.
К середине XVI века к монастырю было приписано 4-ре
погоста, 89 деревень, Высоцкий бор.
В 1542 году царь Иван Грозный дал грамоту,
что за монастырём утверждались права суда над крестьянами
в своих вотчинах, на добывание железной руды
на монастырских землях, на охрану монастырских лесов
от произвольной порубки.
В 1556, 1571 и 1574 годах обитель
посещал царь Иван IV Васильевич Грозный.
Грамотой 1570 года с лавок монастырских крестьян
не взимали пищальные деньги.
Весной-1571 монастырь вновь разорил крымскотатарский
хан Девлет-Гирей, грабя и оскверняя храмы.
Льготной грамотой 1572 года разорённый монастырь
освобождался от уплаты налогов и податей на пять лет.
В феврале 1610-го монастырь сожжён был войсками
польского полковника А. Млоцкого, но вскоре восстановлен.
С воцарением на Русском престоле, после Великой Смуты,
молодого 16-ти лет царя Михаила Фёдоровича Романова,
для монастыря настало время благоденствия и возрождения.
Наиболее щедрые пожертвования поступали от представителей
рода Нарышкиных, вотчина которых находилась на серпуховской земле
и особенно от царицы Наталии Кирилловны,
матери императора Петра I.
К концу XVII века на пожертвования Нарышкиных
и других вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились.
Имелась богатейшая ризница и библиотека из редких книг.
В 1627 и 1628 годах патриарх Московский Филарет
пожертвовал книги, деревянный резной крест и деньги.
Вкладчиками монастыря были землевладельцы Серпуховского
и соседних уездов: князья и бояре Воратынские,
Ахамашуковы-Черкасские, Засекины, Лобановы-Ростовские,
Лыковы, Сонцовы, Патрикеевы, Тутолмины, Шишкины,
Бутурлины, Воейковы и другие.
На средства царского стольника князя О.В. Засекина
в 1697-м устроен иконостас Покровского храма.
В 1647-м для обеспечения обороны от крымских ханов
царь Алексей Михайлович повелел архимандриту Пафнутию
поставить каменную ограду, дав на её сооружение 1000 рублей
и к концу XVII века монастырь
обзавёлся каменной стеной с башнями.
В 1678 году к монастырю было приписано 400 дворов
и доход составлял 90 рублей.
В 1700 году за ним числилось 379 дворов,
в 1744 году приписано было 2963 крестьянина.
В XVII — начале XVIII века к монастырю приписаны были:
Серпуховской Владычный монастырь, две часовни на реке Наре
и Тульском тракте. В Москве на Пятницкой улице монастырь
имел деревянное подворье. Монастырь владел обширными вотчинами:
Заборье, Игумново, Борисово, Бутурлино, Гольцы, Нефедово,
Собакино, Стромилово, Новинки, Ивановское, Паниково,
Дракино, Мартьяново, Арнеево, Княгинино,
а также мельница на Наре и другие.
Крестьяне были довольны жительством при монастыре,
когда вся жизнь благочИнна и благопристойна.
Проезжая через Серпухов в XVIII веке, Андрей Болотов
обратил особое внимание на эту обитель и на расположенный
за Нарой Введенский Владычный монастырь:
"При самом уже везде в оный город любовался
я величественным видом монастыря Высоцкого,
представшим взору моему посреди широкого отверстия
между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм
сей уже многие столетия и видевших праотцов наших.
Не менее того утешался я красивостью другого такого ж сограждения,
за рекою Нарою, под большим сосновым бором предками воздвигнутого,
и дивился усердию и особливой охоте древних россиян к созиданию
сих памятников набожности их. Первый из них и поныне еще
разрушающая все рука времени пощадила от разрушения;
в нем и поныне еще обитают черноризцы, посвятившие жизнь
свою возсыланию безпрерывных молений ко Творцу всех тварей."
Со второй половины XVIII века, при введении императрицей
Екатериной II штатов для монастырей..,-
благосостояние обители стало падать.
По указу 1764 года о секуляризации церковных владений
монастырь лишился своих вотчин и перешёл на государственное
содержание по штату и на пожертвования.
К этому времени в монастыре проживали: архимандрит Иннокентий,
70 насельников, 57 человек приказных и разных служителей,
22 военных инвалида.
Для крестьян началось настоящее крепостное право...
С начала XIX века благосостояние обители вновь стало расти:
реставрировались старые храмы, строились новые.
Поток паломников увеличился. В монастыре были открыты
школа для мальчиков и больница.
Около 1840-го была сооружена трёхъярусная колокольня
взамен старой, рухнувшей от времени,
во втором ярусе которой располагался храм во имя
Трёх Святителей и Учителей вселенских Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Освящение этой церкви в 1843 году совершил митрополит
Московский Филарет.
Свидетельство о публикации №223061300062