опус 01. 00 превью
= = = = = = = = = = =
В данной работе рассматривается арконтан, являющийся сакральным предметом зороастрийцев, на котором знаковой записью запечатлена календарно-астрономическая область вселенной, в которой находится место обитания, время пребывания, уровень сознания человека. Суть зороастрийского сознания, изложенная в религиозно-философской системе (зороастризм), символом которой является этот предмет, опирается на культ духа. Понимание культа духа, лежащее в основе рассматриваемого предмета, излагается следующим образом:
- фраваши = дух, присущий каждой живой частице мироздания
- фраваши = создан Ахура-Маздой до воплощения духовного творения в материальную форму
- фраваши = продолжает существовать после смерти материальной формы, в которую была воплощена душа
- фраваши = это самое тонкое из девяти тел материальной формы, в которой воплощена душа
- фраваши = это информационное поле, соединяющее душу человека с душой мироздания
- фраваши = образное подобие птицы «каршипт»
- фраваши = посвящён 1-й месяц и 19-й день каждого месяца зороастрийского календаря
Объект знакомства
= = = = = = = = = =
Фаравахар (зороастрийский арконтан) = символ фраваши (икона = образное подобие ангела-хранителя в авраамических религиях). Изначально фаравахар представлял собой «окрыленный диск = окрылённое солнце» (символ верховной власти, символ божественного происхождения). Позже фаравахар был изменен. В изменение был вставлен образ человека, после чего фаравахар стал осмысливаться как проводник человеческой души, живущей в материальном мире (кольцо в левой руке человека), стремящейся (с помощью благих дел) войти в духовный/небесный/божественный мир Ахура-Мазды (диск в центре композиции).
Дозороастрийское использование символа происходит от «крылатого солнца», использовавшегося в различных государствах (Древний Египет, Месопотамия, Ближний Восток). Зороастрийское заимствование символа происходит из-за его распространенности в неоассирийской иконографии, в которой используется «древо жизни», включающее бога Ашшура на «крылатом диске».
В зороастрийской культуре фаравахар изображался на гробницах ахеменидских царей: Дарий I (522-486 до р.х.), Артаксеркс III (358-338 до р.х.). Этот символ использовался на монетных дворах фратараки в Персии (III - II век до р.х.). Даже после арабского завоевания Ирана, зороастризм продолжал оставаться частью иранской культуры (отмечались календарные праздники Навруз, Мехреган). С начала XX века икона «фаравахар» появилась в общественных местах: на гробнице Фирдоуси (1930), на здании Национального банка Ирана (1946), на Имперском гербе Ирана, …. Несмотря на то, что этот символ используется как современными зороастрийцами, так и персами, важно отметить, что по своему происхождению он не является ни зороастрийским, ни персидским. Это месопотамское ассирийское изображение крылатого божества Ашшура. После ахеменидской династии изображение фаравахар не присутствовало в персидском искусстве и архитектуре (ни парфяне, ни сасаниды, ни исламские цари не использовали это изображение). Только в XX веке (спустя 2000 лет после его использования) символ возродился благодаря работе ученого-парси Джамшеджи Манекджи Унвалы, который опубликовал две статьи (1925, 1930). Работы Д.М.Унвалы были дискредитирована Ирахом Джехангиром Сорабджи Тарапоревалой, который опроверг идею о том, что крылатая фигура представляла Ахура Мазду. И.Тарапоревала предположил, что фигуры, используемые на персидских рельефах, должны были изображать хварену или царскую славу, чтобы отразить предполагаемое божественное посвящение царей. И, следовательно, не имеют истинного духовного значения. Позднее эту точку зрения поддержали Алиреза Шапур Шахбази и Мэри Бойс. В настоящее время проблема «фаравахар» дискуссируется.
Изображение фаравахар
= = = = = = = = = = = = =
1. «цилиндрическая печать Ахеменидов»
2. «гробница зороастризма» || Сулеймания
3. «охота на колеснице» || печать Дария Великого
4. символ фаравахара на храме Огня || Иран, Йезде
5. символ фаравахар на вершине мавзолея Фирдоуси
6. «серебряная монета Вад-Фра-Дада» (король селевкидов, царь Персиды) || II век до р.х.
7. «барельеф на бехистунской скале» || Иран/Бехистун || эпиграфический памятник древности
8. «настенный рельеф Ашшура внутри крылатого диска» || 865-850 год до р.х. || из Северо-Западного дворца Ашурнасирпала II в Нимруде (библейский Калах, древний Калху) || Ниневия, Ирак (Месопотамия)
9. «археологический комплекс в Персеполисе» || Иран/Персеполь || место воздаяния почестей персидскому царю Дарию || место празднования Новруза = персидский новый год, приходящийся на 21 марта || греки называли это место Персеполис, а местные жители = трон Джамшида, в честь легендарного персидского царя, который ввёл обычай праздновать Новруз
Свидетельство о публикации №223061300626