Ментальная кулинария

Специально для телеграм-канала «Иван Быков писатель».

1.

Надеюсь, мои дорогие читатели понимают, что некоторые фразы, случайно брошенные в наших разговорах, запечатленные в комментариях, ставшие частью нашей личной переписки, не могут оставить меня равнодушным. Интерактив – наше все, без интерактива в этом канале вообще нет смысла. Монологи продекламировать я и зеркалу могу.
Слово за слово, и вот некий триггер включает мощнейший генератор моего интеллекта. (Самодовольно улыбаюсь.) Из пары слов кристаллизую предикат, а потом весь день обкатываю заданную позицию, соотношу с пережитым и прочитанным, пока не закруглю все углы и не сточу все шероховатости. Так, наверное, чувствовал себя Шнур, когда лепил из короткой аллитерации «В Питере – пить» незабвенный многими любимый шлягер.
Именно шлягером зазвучала для меня синтагма, которую Вика бросила в недавнем комментарии. О ментальной кулинарии. Думаю, это блестящий зачин с неимоверным потенциалом. Со временем – не сомневаюсь - мы увидим раздел «Ментальная кулинария» в учебных планах самых высокооплачиваемых коучеров-тьюторов-тренеров-гуру-наставников. Об этой братии обязательно поразмышляю как-нибудь, если их до этого не пересажают всех по объективным причинам (а ведь уже начали).
Некогда между фантастами «старой школы» и «школы новой» вяло протекал спор о темах и методах. В частности, олдскульных фантастов (Беляев, Казанцев, Адамов, Немцов и др.) обвиняли в научном примитивизме. Ну, когда не мужик в ботинках копает яму, а когда астронавт в фотонных ботинках роет ядерной лопатой черную дыру.
Современные тренеры личностного роста вооружаются все новыми и новыми «ядерными лопатами» и «фотонными ботинками». Всякие «типы информационного метаболизма», «эмоциональные интеллекты», «трансерфинги реальности», «марафоны желаний» и прочая псевдосоционическая галиматья (напоминаю, что соционика и сама по себе - псевдонаучная галиматья) – что это, как не очередная «ядерная лопата»? Смею надеяться, что наша с Вами, Виктория, «ментальная кулинария» не станет подобным инструментом.
Хотя аналогия налицо: «кулинария» нас приземляет, цепляет за архаику, а «ментальная» окрыляет, придает футуристически-мистический привкус. Тема широкая и благодатная. Ни много ни мало – новое направление открываем, и в психологии, и в социологии, и во тьме смежных наук, да и онтологической философией тут замаячило. Вдруг откроем новый «наиболее общий закон развития» человеческого сознания, мировоззрения, а значит, и закон развития всего нашего общества?
За сим разделю публикацию на три блока, дабы не смутить умы читательские обилием терминов, смыслов и букв. Вступление на том и закончу, а завтра займусь понятийной частью. Сам же «шеф-рецепт» постараемся разложить совместными усилиями в третьей части.

2.

Итак, вернемся к ментальной кулинарии (отныне буду использовать неологизм без кавычек). Что такое «кулинария» знают все: искусство приготовления. От латинского «culina» - «кухня». Вот кухней и займемся, только готовить нам придется пищу не для тела, а для ума: «ментальная» же, не просто так, а это доставляет и обязывает.
«Ментальный» снова отправляет нас в Древний Рим. Латинское «mentis» не что иное, как родительный падеж слова «mens» - «дух». Не тот который привидение, а тот, который душа. А душа – это вам не только ум, это еще и культура, эмоции, все, полученное от рода, и все, приобретенное в процессе воспитания.
Вот вам и ментальная кулинария, она же духовная, – приготовление пищи для ума, эмоций, души. А чего требует душа наша? Какое основное блюдо для души – шедевр высокой кухни? Счастье, конечно. Все мы за столиками в ресторане жизни ждем, пока повар приготовит, а официант принесет нам это главное, непревзойденное, самое желанное блюдо – счастье. Не всем суждено отведать его, а уж совсем единицам удается узнать его секретный рецепт.
Так что мы, ментальные кулинары, делаем достоянием широкой общественности то, что другие повара либо держат в тайне, либо сами не в состоянии разложить на ингредиенты. Знаете, когда блюдо вышло случайно, но повторить его не представляется никакой возможности. Мы же попытаемся найти и обозначить каждый ингредиент, а особенно тот, который в повести Гауфа «Карлик Нос» назван волшебной травкой вкусночихой. Без него не добьешься нужного вкуса.
Как мы говорили выше, счастье – это совокупность маленьких радостей, собранных по индивидуальному рецепту. Собственно, от этого выражения и закрутилась наша ментальная кулинария. Примем за основу. Скажу как повар (бывших не бывает): для того, чтобы определить количество закладываемых продуктов, нужно вначале разобраться с тем, что мы готовим. Запастись «кулинарной корзиной».
В поварском искусстве есть три «кита» - мясо, рыба, овощи. Очень обобщенно. К мясу отнесем мы и птицу, и дичь, и субпродукты, и даже насекомых. К рыбе – все дары водоемов, включая раков и креветок. К овощам – все растительные закладки вместе с крупами и злаками. Собственно, любое блюдо мы готовим из этих трех составляющих.
Платформа человеческого счастья также зиждется на трех обобщенных «китах»: физиологические потребности (еда, питье, гигиена, отдых, секс); безопасность (ощущение защищенности от агрессивного воздействия среды); социальная адаптация (работа, общение, дети, дружба, любовь). Да-да, секс у нас в базовом «нижнем» блоке, а любовь – в «надстройке», на третьем этаже, потребность в котором присуща только социальным животным, каковым человек и является. Секс и любовь – вещи принципиально разные, что сразу же снимает вопрос о «супружеской верности», или, во всяком случае, переносит его из морально-этической в практически медицинскую область.
Готовить блюдо-счастье нам предстоит на трех уровнях. На первом уровне решим, что для нас удовлетворение физиологических потребностей. Все не так просто, как кажется. Помним: все индивидуально. На втором решим, что для каждого из нас есть агрессивная среда и что есть защищенность. А на третьем будем фиксировать «вишенку на торте», ведь счастье наше – это продукт потребления внутреннего, но производим мы его снаружи, и без взаимодействия с себе подобными тут никак не обойтись. Даже аскетическое отшельничество, исихаство, называют порой крайней формой социального эгоизма.

3.

Вот и подобрались мы непосредственно к самому кулинарному процессу. Начинаем приготовление блюда-счастья с закладки базовых продуктов. Меру и качество каждый определит для себя сам, а наша задача – предоставить весь ассортимент и разложить продукты по отделам.
Чтобы человек жил как индивидуум, ему нужно поддерживать организм в функционирующем состоянии. Чтобы человечество существовало как вид, нужно обеспечивать продолжение рода. Вот они, основы основ: еда, питье, отдых и, конечно, секс. Велик соблазн переадресовать к моему роману «Чревоугодие», где вопрос удовлетворения базовых потребностей с учетом индивидуальных особенностей раскрыт на трехстах с лишним страницах. Здесь же ограничусь несколькими основными тезисами.
Чтобы быть счастливым, порой достаточно краюхи свежеиспеченного хлеба, щепотки соли и журчащего рядом горного ручейка. Иногда же необходим целый сет разнообразных устриц на льду и линейка изысканных белых вин в запотевших бутылках. Колличество и качество наших потребностей определяем не только мы сами, но и среда, ситуация, обстоятельства, контекст.
Чтобы продолжить род, вернее, откликаясь на зов инстинкта, произвести ряд связанных с продолжением рода физических манипуляций, кому-то достаточно пухленькой добродушной крестьянки из рыбного отдела, а кто-то, пользуясь услугами пластических хирургов, лепит себе сомнительный идеал для плотских утех. Кому-то достаточно одного слота в обойме отношений, а кто-то требует максимального разнообразия и неисчислимого количества партнеров – по очереди или одновременно. Мы же не про хорошо или плохо, не про морально-аморально. Мы про счастье. Если вы любите перченые блюда, а ваш сотрапезник не переносит перца, вы можете отказаться от приправы, но станете ли вы при этом счастливым?
Так или иначе приготовление блюда-счастья начинается именно с этого: накормите себя, напоите себя и удовлетворите половые инстинкты. В том количестве, в том качестве, в той форме, в которых это принесет вам первую маленькую (но базовую) радость. Пейте, что и сколько сочтете нужным, ешьте, пока еда будет в удовольствие, окунитесь в интим настолько, насколько позволяют желание и здоровье. Главное, чтобы это не противоречило юридическим законам. Вкушать блюдо-счастье лучше в гармонии не только с собой, но и с государством.
И переходите ко второму, менее увлекательному, но не менее важному пункту кулинарной закладки, - к безопасности.
Узкий круг безопасности – это собственная жизнь, собственное здоровье. Свежая пища, выдержанный алкоголь, своевременно, в нужном объеме, отменного качества – все это вырастает из фундамента, о котором речь шла выше, все это обеспечивает наше здоровье. Далее круг безопасности увеличивает радиус.
Мы стремимся к комфорту, покою, для чего расширяем или, наоборот, ограничиваем круг нашего общения. Чтобы наше блюдо-счастье вышло без примесей, нужно следить за чистотой наших естественных фильтров. Тех самых, при помощи которых мы мягко вытесняем или безжалостно изгоняем из числа приближенных всех, кто завидует, ворует, нагоняет непродуктивную грусть, угрожает, нарывается на беспричинные споры, всех тех, кто лишен жизнерадостности, такта, интеллекта, доброты, совести. Да, хочется быть хорошим для всех, но мы же не про ваш образ святого, а про ваше счастье. Если вашему блюду-счастью для объема просто необходим легкий привкус кислоты или горечи, оставьте в телефонной книжке номера парочки негодяев и меланхоликов. Но не больше.
Еще шире: родные, близкие, знакомые, друзья, партнеры – разве их безопасность не органичная составляющая нашей личной безопасности? Все те, кто рядом с нами и кто зависит от нас, - в зоне нашей ответственности. Мы выбираем благополучный район для проживания, мы стараемся обеспечить достойный уровень жизни себе и близким, женщины создают домашний уют, мужчины качают бицепсы, ходят на работу, строят дома – все ради коллективной безопасности, которая и есть часть безопасности личной.
Градиент варьируется от полного покоя (что в принципе при жизни невозможно) до ежечасного риска, что, согласитесь, весьма опасно. Однако даже самые спокойные граждане вдруг седлают мотоцикл (по себе знаю) или лезут в горы (знаю по друзьям). «Жизнь смешна без риска, и правда все же победит», как поет Константин Никольский.

4.

Но самый «суровый» пласт обеспечения безопасности – обезопасить себя от себе подобных. Социализация, коммуникация, взаимодействие с окружающими – вот на что уходит львиная доля нашего времени, наших усилий в погоне за счастьем, вот где второй этаж плавно перетекает в этаж третий. Социальная реализация.
Недаром назвал я этот третий ингредиент «вишенкой на торте». Социальная реализация – это зона капризов. Здесь все зависит исключительно от личных предпочтений, способностей, амбиций. Тихая размеренная жизнь в окружении домочадцев, парочка-другая друзей-знакомых, семейные ужины по будням, прогулки у моря по выходным – разве не так многие видят свое счастье? Как в «Летучем корабле» пела Забава:

Маленький домик, русская печка,
Пол деревянный, лавка и свечка,
Котик-мурлыка, муж работящий -
Вот оно счастье! Нет его слаще...

Другим же жизненно необходимы суета, метания, тусовки, иллюзия перманентной востребованности, слава, узнаваемость, медийность, аплодисменты. Кому-то вишенка на торте, кому-то – канистра сиропа на гору пирожных.
Каков же он – идеальный рецепт личного счастья? Две древнегреческих философских системы сходились в горячих спорах. Гедонисты (Эпикур) искали счастье в частных удовольствиях, эвдемонисты (Аристотель) видели смысл жизни в поисках одного большого счастия. Сольем учения древних воедино. Никакое блюдо не готовят с конца. Начинают всегда с набора продуктов. Маленькими шажками, скромными радостями, ежедневными удовольствиями, не насилуя волю бессмысленными запретами, нанижем, как бисер на золотую нить, обычные бытовые радости и получим ожерелье, которое и будет являть наше простое личное человеческое счастье во всем его великолепии.
И, наконец, та самая травка-вкусночиха, тот самый секретный ингредиент. Не побоюсь показаться банальным. Речь о любви, той самой любви, которую мы отделили от секса в самом начале нашего повествования. Мы говорим не о дикой сжигающей страсти, не о слезах в подушку, не о взрывном чувстве – нет. Мы говорим о любви тихой, «ровной», будничной. Цитировать Библию – моветон для писателя, но один раз можно. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». (Бытие 1:31).
Учимся у Бога. Смотрим на дела рук своих, слов своих, ума своего и видим, что все, что мы создали, - хорошо весьма. Ну, разве не счастье? Да это просто праздник какой-то! 


Рецензии