Кураж, кураж

   Однажды… мы с коллегой бежали по коридору из столовой в аудиторию, когда нас окликнула сотрудница деканата:
- Девочки! Кто у вас на кафедре знает французский?
- Мы! – хором.

   И прошло несколько дней, и вызывают нас по очереди к ректору. Разговор был малозначащий и непонятно зачем. Мы с Людмилой обменялись недоуменными замечаниями и предположениями, но… стали ждать.

   И дождались. Меня вызвали вновь в ректорат, сообщили, что предлагают поехать в служебную командировку с ректором и парторгом во Францию, могу ли я быть переводчиком?

   Вот это да-а… Через два корпуса от Главного целый факультет иностранных языков, где великолепные опытные преподаватели с прекрасным французским – а тут я, после спецгруппы, без опыта работы не только переводчиком, но и преподавателем французского…
   И я сказала «да».

   Людмила, которая имела такой же статус во владении французским, обронила:
- Я бы не решилась. Ты не боишься?
   Ну, во-первых, выбрали почему-то меня, а не её (может, ей это было обидно и так же, как мне, непонятно), во-вторых, решать надо было быстро, не запнувшись, не промедлив, в-третьих, когда ещё такое предложение поступит? Да никогда! Ну, конечно, я испугалась. Но – кураж, кураж…

   Я справилась. Получила отличные отзывы и разнообразные впечатления. Ничто, правда, не изменилось в моём положении, и, когда французы приезжали с ответным визитом на подписание договора по студенческому обмену, с ними работали уже преподаватели французского, а наша кафедра и мы все на ней были в своём обычном статусе преподавателей русского как иностранного.

   А в памяти осталось всякое.
   В аэропорту – первый мой опыт спонтанной реакции. Черный упитанный полицейский берёт паспорта, я протягиваю и радостно восклицаю: «Мы из Ленинграда!», на что он насмешливо отвечает: «А я из Парижа!». Мол, плевать мне.
- Что он сказал? - Спросил ректор.
- Добро пожаловать в Париж!   
  На самом деле я чуть-чуть стушевалась – что за неприветливость! Это ж мы - советские, освобождавшие Европу…
    Этот мой первый визит во Францию был, когда мы ещё не прогремели на весь мир с улыбчивым Горби и готовностью принимать благотворительные посылки с ножками Буша и секонд-хенд шмотками. Мы ещё были полны достоинства. Ну, мне так хотелось и казалось.

    На приёме в мэрии было настолько интересно, что я забыла, кто я тут, и в ответ на какой-то вопрос о преподавании русского иностранцам в университете, принялась было со знанием дела отвечать. Ректор, улыбаясь и кивая мэру, сказал мне сквозь зубы:
- Переведите. Это не вам вопрос.
    Очень неудобно было, конечно.

    Зато на блошином рынке, где глаза разбегались от невиданного антикварного барахла и хотелось что-то купить (а командировочных денег у нас у всех было совсем мало, а другой валюты вообще не было), я лихо  торговалась, хотя обычно стесняюсь и везде покупаю за предложенную загибонную цену или вообще не покупаю, но во всяком случае, мы все трое вышли оттуда с подарками для себя или своих домочадцев.

    … По-французски courage кураж – мужество, это слово, перенятое английским,  только произносится по-другому, но означает то же. Зато в русском языке понятие кураж – многозначно: задор, смелость, непринужденность и, увы, развязность, но ещё и показное мужество. Куражиться как раз и означает демонстрировать это как бы мужество.

    Психологи говорят: кураж – это энергия, которая позволяет нам выходить из зоны комфорта, преодолевать свои страхи и браться за новое, не боясь ошибок.
   
    На мой взгляд, это прекрасное свойство человека. Не бояться подойти, спросить, взяться за незнакомое дело.
– Вы не можете завтра прочитать лекцию вместо Анны Юрьевны, она заболела? - Но это не мой курс... почему так внезапно… я не смогу подготовиться…
И это говорит доцент, и ситуация действительно неожиданная, и, конечно, прочитает кто-то другой, кто не боится, сочувствует, и – справится! Сколько таких случаев в жизни.

    Моя мама не боялась никогда сказать то, что другие боялись, сделать решительный шаг. Не робела перед сильными мира сего. Но это не был кураж, это было свойство её натуры, характер бойца.

    Помню,идем мы по центральной улице нашего городка, мы с одноклассницей впереди, за нами мамы. Навстречу какие-то парни, на тротуаре лежит разбившийся на половинки алый арбуз, сочный даже на вид, и один из парней бьет по нему ногой, арбуз летит прямо на нас со Светой… В ту же секунду мама оказалась впереди и схватила парня за шиворот. Он перепугался, замямлил что-то. А я так гордилась: моя мама - решительность, мгновенность реакции и, как всегда, успех. 
    
    Так что кураж куражом, а характер характером. Впрочем, одно другому  не мешает.


Рецензии