Тяжело мне, брат, вспоминать

Тяжело мне, брат, вспоминать
Об ужасах ада, где терпели кричащие люди.
Сердце бьется уже не в груди,
А в глотке; становится трудно дышать…
 
Словно собак нас гоняли в Германии:
В Рурской области уголь на шахте катал,
На кирпичном заводе работал в Саксонии,
С земляною работой в Баварии горб наживал.
 
Там, брат, природа землю сменила на логово,
Но нашего брата били везде одинаково.
Били до смерти – было такое желание,
Наверно, печей на нас не хватало в Германии.
 
Жидкой похлебкой кормили с тоской на паях,
Хлебом с опилками поровну в сутки сто грамм,
Чтобы кожу буграми свою на костях –
Ты носил только сам.
 
Вечером как-то вернулись с работы в барак,
Одежда на нас хоть выжми: промокла дождем.
Согреться, обсохнуть, поесть не положено: враг.
Лагерный номер на теле выжжен клеймом.
 
Сырую и ветхую ткань я сбросил с себя
И кинул на нары, а сам недовольно ропщу:
«Камень долбить по норме четыре куба? –
Куб и не больше! – тело в могиле вполне размещу».
 
Веское слово убивает иного, словно свинец,
Только сказал, а оно уже в сетке у егеря!
Средь своих же нашелся подлец,
Доложил коменданту лагеря.
 
Зал  коменданта заставлен на окнах цветами,
Начальники лагеря сало жевали, шнапс глушили.
Я же голодный, как волк, рыскал глазами,
Слюнки уже не текли, а горло сушили.
 
Я шел к хозяину на исповедь за смертью,
Хотелось с блеском удаль свою показать.
Руки по швам, каблуками щелкнул и с твердью
Сказал коменданту: «Я готов за вину отвечать!»
 
-  Рус Иван, по норме четыре куба – много?
-  Так точно, - говорю, комендант, -  много.
-  А одного куба тебе на могилу хватит?
-  Так точно, комендант, вполне хватит.
 
-  Рус Иван, я окажу тебе великую честь,
Сейчас расстреляю тебя за эти слова.
Пойдем во двор – неудобно здесь.
-  Воля ваша, - говорю, -  ваши права.
 
Он мне шнапса стакан и закуску дает:
Выпей, рус Иван, за порядок наш лучший.
 Хоть видит око, да зуб не поймет…
-  Благодарю за угощение, но я не пьющий.
 
Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу?
В таком случае выпей за свою погибель».
( А что мне было терять на мою беду?.. )
-  Я выпью за это, чем муки тянуть канитель.
 
Взял я стакан и в два глотка вылил в себя,
А закуску не тронул, губы вытер, как франт.
-  Благодарю за угощение, комендант,
Выйдем, распишите меня…
 
-  Рус Иван, закуси перед смертью.
-  После первого стакана я не закусываю.
-   Выпейте еще, я к вам с душой, поверьте!
-   Выпью, но я и  после второго не  закусываю.
 
Наливает мне третий стакан комендант,
А руки его трясутся от смеха.
Этот стакан я выпил врастяжку, как истукан,
Откусил кусочек хлеба за гордость успеха.
 
Комендант: «Ты настоящий русский солдат!
Уважаю достойных противников – я тоже солдат.
Дарю тебе жизнь, ступай в свой блок», –
За смелость дает буханку хлеба и сала кусок.
 
Прижал я хлеб и сало к себе, иду не спеша,
А сам думаю: «Пальнет в спину и все сгинуло».
И на этот раз смерть мимо прошла,
Только холодком от нее потянуло.
 
2023
 
/ Сюжет по рассказам военного корреспондента /


Рецензии