В яме

Я бежала на утренник в один из питерских драматических театров (названия не открою, времена были для всего культурного…неблагоприятные, начало 90х). Играли мы по утрам "Золушку". Для музыкантов - халтура из лучших. Половину спектакля сидишь в буфете, ждёшь, пока по "матюгальнику" позовут обратно в яму. Проползёшь тихонько, отыграешь пару номеров - и домой. Опять же, никакой концертной формы. Что-то тёмное, чтобы вползать в яму незаметно - и готов костюм. Когда меня позвали халтурить в театре, семья начала сокрушаться: "Зрение испортишь с этими лампочками на пульте. Играть разучишься. Платят копейки!" Почему-то никто не подумал об опасности спиться. Или, например, разочароваться в театральном искусстве.

Расскажу с самого начала. Концертмейстер нашего оркестра, вернее, оркестрика, был очаровательным дядькой. Собственно, ему меня и доверили мои бдительные родители. Я не знаю, что он в этом театре делал. Прекрасный скрипач, он мог претендовать на место в хороших оркестрах. Что же случилось? Может, он отсидел? Обидел кого-то важного? Переспал с женой наркобарона? Проиграл жестокий спор?
Поверьте, это был единственный хороший музыкант в театре и единственный адекватный человек в яме.

Как выглядела группа духовых инструментов? Как группа людей без определенного места жительства. Они приросли к своим стульям в яме, обложенные бутылками, какими-то тряпками и футлярами от инструментов с остатками вечерней трапезы. Думаю, в 10 утра всем участникам культурного мероприятия было нелегко. Дирижёру же доставалось хуже всех. Представьте, как он показывает вступление валторны. Валторнист с бутылкой во рту не сразу понимает, что издать звук не получится. Широко улыбнувшись, он сигнализирует рукой дирижёру что-то типа "ща, погоди!", меняет бутылку на валторну и выдаёт ожидаемый звук. Актёры держат сцену, яма катается от смеха, дирижер приближается к инфаркту. Помню, как на ударных инструментах сидел тихий пьяница лет пятидесяти. Он постоянно терял палки, ползал по полу, отчетливо матерясь. Дирижер уставал ждать, мы играли, что могли, и спектакль тихо катил дальше.

Про актёров. Мне казалось, что они настоящие герои. Не спектаклей, а той ежедневной игры, которую мы все вели. Вот - дети, они пришли смотреть "Золушку", жизнь идёт дальше, мы выстоим. Когда-нибудь станет легче.
Актёры носили ветхие костюмы, которые рассыпались на ходу. Стоило кому-то из сестёр Золушки взмахнуть рукой над авансценой, мы прикрывали скрипки руками от дождя из трухи и пыли. Не представляю, как можно войти в образ героя волшебной истории в платье, воняющем нафталином, которое уже страшно стирать.

Кульминацией и самой креативной находкой режиссёра "Золушки", была сцена с мячиками. Наши юные зрители из первых рядов перекидывались мячами с актёрами на сцене. Конечно, через оркестровую яму. Думаете, мячики часто долетали до сцены? Помню удивление детей, когда из оркестровой ямы, о которой не каждому ребенку известно, вылетали их мячики, сопровождаемые нецензурными словами (явно не из "Золушки").

О деньгах. Не знаю, как выживали актеры, но ставка музыканта за утренник равнялась 70 копейкам. Столько стоила пачка сигарет "Космос". Моя стипендия на тот момент составляла 30 рублей, и я была рада каждой копейке. Я не знаю, как наши музыканты кормили своих детей. По каким халтурам и чёсам бегали. Не знаю, были ли они алкоголиками. В какой момент их жизнь, наша жизнь пошла под откос? Музыкальная школа, училище, консерватория - путь длинный, и это путь сильного человека. Хочется верить, что 90 е их не сломали.

После мне посчастливилось работать в разных ямах мира. С хорошим светом, дисциплинированными коллегами, талантливыми дирижерами и достойными гонорарами. Но мой первый опыт существования в яме я не могу забыть. Это была настоящая ЯМА, без дураков.


Рецензии
Мария, уж не в "Театре на Фонтанке", что рядом с Измайловским, Вам пришлось познавать творческую яму? Там давали "Золушку", я жил неподалеку и ходил туда с маленькой дочерью.
Вы значит Питерская. Рад нашему знакомству.
Очень живой, интересный рассказ, пронизан болью, тех идиотских лет. Сколько судеб талантливых, творческих людей, сломало то время. Вы сберегли себя, не расплескали, не сломались. Очень рад за Вас.

Александр Черкасов 66   31.12.2024 06:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.