Сандалии

Весна. Чудесное время года, когда оживает природа, распускаются почки, мир наливается разнообразными яркими красками. Казалось бы, все существа, которые за долгую осень и зиму отвыкли от такого рая, должны радоваться приходу тепла… но не человек!

Человек – это странное существо: вечно опаздывает, вечно занят и много, что ещё вечно. Ему некогда поднять голову, насладиться красотой, которая всех нас окружает.   Печально!

Несчастное ты существо, человек! Мне тебя искренне жаль. Но ещё мне обиднее за твоих детей, особенно школьного возраста. Они вынуждены сидеть в четырёх стенах над книгами и учить, учить, учить уроки, которые за целый год им и так уже надоели. Когда природа зовёт их к себе, зовёт восхититься ею, а они сидят над толстенными книгами. Обидно! Но некоторые особи этого трудолюбивого вида вырываются из тесноты квартир и объединяются в небольшие стайки.

На одном из школьных дворов собрались четверо ребят. Одноклассников. Они расслабленно сидели на скамейке, забросив рюкзаки, болтали, смеялись.

Среди этих ребят были такие, которые сделали уроки, и такие, которые сделали наполовину, и такие, которые забыли про домашнее задание напрочь. Такое явления редко встретишь, но оно есть, сохранилось ещё, когда дети в конце учебного года всё-таки находят в себе силы и желание выйти на улицу.
– Зачем ты нас вытащил? – протянул Вовка, обращаясь к Егору.
– Я слышал, что в школе будет проводится экологический конкурс... – начал Егор.
– Они каждый год проводят его. А мы здесь при чём? – перебил Игорь.
– Кто-то должен сделать приятное классной. Хоть раз!  – ответил Егор.
– Точно не мы! – заявил Петя.
– Победителям грамоты выдают! – приводил доводы Егор.
– И чо? – засмеялся Игорь. – Во всех конкурсах так! Это не мешает нам не участвовать в них.

Вовку и Петю тоже разобрал смешок.
 – Директор приказал победителям выставить по три пятёрки по труду! – невозмутимо вставил Егор.

Смех сошёл на нет. Наступила пауза, было видно, что мальчишки призадумались. Три пятёрки по труду! – мощно, нечего сказать. У кого такой учитель, как у этих парней, тот поймёт: выше тройки никогда не ставит. Если даст задание, стройматериалы выдаёт неохотно («ограничено») – это ещё цветочки. Да… Тихон Миронович любил ходить по классу и инспектировать табуретки, которые делали ребята. В процессе этого он приближался к ученику и начинал отчитывать его за небрежную работу. Когда отходил, ученик смотрел на своё произведение: «Табурет, как табурет!».
– Ладно, согласны, – ответил Игорь за всех. Петя и Вовка немного вздрогнули, сделали движение губами, чтобы начать возражать, но передумали: возможность получить три пятёрки, которые могли помочь вывести хоть раз нормальные оценки в полугодии, оказалась сильнее лени.
– Какой план действий? – поинтересовался Вовка.
– Я предлагаю построить скворечник, – ответил Егор.
– Придумал, – издевательски протянул Игорь. – Так этих скворечников уйма, по всему городу висят. это не оригинально.
– А мы сделаем его оригинальным, – поддержал идею Петя. Вовка закивал головой.
– Хорошо... – Игорь помедлил. – Если знаете, как сделать, командуете! Что делать-то? – обратился он к Егору, как к инициатору.

Егор, поняв, что все и всё находятся в его власти, набрал побольше воздуха и начал проговаривать план действий:
– Я знаю, что у каждого в семье имеются какие-нибудь инструменты. Нам нужны пила, молоток, гвозди и доски. Кто, что может приносите! Доски можно взять ненужные, которые остались от стройки дома, а гвозди можно попросить у трудовика.
– Только есть одна загвоздка: кто пойдёт к трудовику? – заметил Игорь.

Да уж! Это был, пожалуй, самый глобальный вопрос на первом этапе, потому что никто и ни за что не хотел бы и не пошёл к трудовику, даже под конвоем или угрозой расстрела. Почему? Ребята догадывались, что Тихон может не дать гвоздей, чтобы не ставить ненавистные ему пятёрки и не изменять своим принципам, а наорать и прогнать (конечно, эта идея была мальчишеской, но а вдруг…) Кому это хотелось во внеурочное время?
– Я пойду! – с решимостью сказал Егор. – А вы несите инструменты и стройматериалы.

Егор пошёл в школу, а остальные поспешили выполнять данные им поручения. Если говорить начистоту, то эта решимость, которая резко нахлынула на Егора, также благополучно исчезла. Она спала мгновенно после того, как он перешёл порог школы. Но, увы, отступать было некуда, надо двигаться вперёд, собрав остатки храбрости в кулак.

Егор, пока шёл по коридору, обдумывал то, что будет говорить учителю. Приближаясь к мастерской, он ощущал нарастающее волнение, колющее иголочками душу.
Егор столкнулся в дверях мастерской с худым, средних лет мужчиной, редкие волосы стояли дыбом.
– Тебе чего? – зло буркнул трудовик.
– Мы с ребятами решили построить скворечник и хотим попросить у вас гвоздей.
– Кто тебе сказал, что они у меня есть? – округлил бесцветные глаза учитель. – У меня их нет. Ходят тут всякие, понимаешь. Дайте им то это, то то. Закончились гвозди! –  выпалил трудовик и, отстранил Егора со своего пути. Больше ни слова не говоря, трудовик заковылял по коридору.

Егор немного постоял у двери, потом осмотрелся и вошёл в мастерскую. Подойдя к учительскому столу, он заметил на нём жестяную коробку с приоткрытой крышкой, а в ней… гвозди… самых разных мастей!

Обида стала душить Егора от того, что учитель обманул его, и так мелочно! Его взгляд стал метаться по классу, а в голове стучал вопрос, как отплатить за несправедливость, сотворённую с ним и за все те несправедливости, которые творит трудовик со всеми учениками, попадавшимися ему на «профессиональном» пути. Около входной двери Егор заметил пару потрёпанных сандалий – это была «сменка» трудовика, которую он надевал при входе в класс. А на столе рядом с жестянкой удачно лежал молоток.
«Будешь знать, как обманывать детей!» – блеснула мысль у Егора, и он схватился за молоток...

– Ну, что? Дал гвозди? – спросил Вовка.
– Нет, не дал, – ответил Егор, загадочно усмехнувшись.
– Ничего страшного, мне дед немного отсыпал, – ободрил Петя. – Этого должно хватить.

Ребята не победили на конкурсе, но заняли призовое место. Мироныч с синяком под глазом и в обмотанных изолентой сандалях неохотно поставил каждому лишь по пятёрке. Расследование по делу «Кто-то прибил учителю обувь к полу» через неделю заглохло, но трудовик стал значительно добрее. Теперь он ставил и четвёрки.


Рецензии