Глава 488. Прокофьев. Баллада о мальчике

Сергей Сергеевич Прокофьев
«Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным»
Кантата для сопрано, тенора, хора и оркестра
Государственная академическая симфоническая капелла России
Валерий Полянский (дирижер)

Volovikelena: Никогда не слышала эту кантату до этих пор. Сильная, пронзающая, как многое у Прокофьева. Особенно, что касается военной тематики. Правда, Пятая симфония и Седьмая соната не из моих любимых произведений 40-х годов. Но сила воздействия у них потрясающая, что всегда признаю. А в жанре кантаты Прокофьев всегда очень разный. Причем авторский почерк не спутать ни с каким другим. Но в мастерстве воспроизведения диаметрально разных сюжетов с потрясающей многогранностью, в которой и едкая беспощадность, и злая сатира, и добрый юмор, и сумасшедшая боль, и любовь к своей стране и гордость за нее, Прокофьева превзойти трудно. Он в любом сюжете остается собой и в любом — многогранен и неповторим.
Сколько раз упоминала в лекциях это произведение, только предполагая идею подвига ребенка, и вот, наконец, теперь знаю, что оно из себя представляет. Одно дело — не ошибиться в предположениях и совсем другое — услышать в хорошем четком исполнении.
В 40-х — 50-х кантата военного содержания как жанр заново открылась многим. Здесь и Мийо с «Огненным замком», и Шёнберг с «Уцелевшим из Варшавы». Хороший пронзающий текст очень много значил, да и сейчас имеет не меньшее значение.

weina: Кантата была написана в разгар войны, в 1943 г. Прокофьев говорил, что, работая над ней, «видел перед собой образы сломанного детства, жестокого врага, непреклонного мужества и близкой светлой победы».
Премьера состоялась в Москве 21 февраля 1944 г. Ленинградской государственной капеллой дирижировал Александр Гаук, солистами были Наталья Шпиллер и Федор Федотов.


Рецензии